Екатеринбург |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А60-50985/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А60-50985/2022 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании действий (бездействия) незаконными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Общества - Сорокин А.С. (доверенность от 05.09.2022);
Инспекции - Лисицын В.А. (доверенность от 05.09.2022).
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - Инспекция, налоговый орган) с требованием о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в отказе предоставлять сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам АО "Русский Хром 1915" (ИНН 6625023637), как не соответствующего Федеральному закону N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем предоставления сведений о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам АО "Русский Хром 1915" (ИНН 6625023637) в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения суда в полном объеме.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2022 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество указывает на то, что апелляционным судом неправильно применены нормы материального права. Считает, что инспекция обязана предоставить запрашиваемы сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам должника в силу частей 8 и 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Инспекция с кассационной жалобой не согласна по основаниям, изложенным в отзыве. Обжалуемый судебный акт считает законными и обоснованными, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в налоговый орган поступил запрос ПАО "Т ПЛЮС" от 25.03.2022 N 51300-0403-03/б/н (вх. от 25.03.2022 N 029000) о предоставлении информации о банковских счетах акционерного общества "РУССКИЙ ХРОМ 1915" (ИНН 6625023637). К запросу была приложена копия исполнительного листа по делу N А60-32452/2021, согласно которому ПАО "Т ПЛЮС" является взыскателем, а АО "РУССКИЙ ХРОМ 1915" является должником.
Сведения об открытых счетах должника подготовлены и направлены заявителю письмом от 29.03.2022 N 23-10/013546.
В налоговый орган поступил повторный запрос от ПАО "Т ПЛЮС" от 08.04.2022 N 51300-0403-03/809 (вх. от 15.04.2022 N 038005) о предоставлении сведений о количестве и движении денежных средств АО "РУССКИЙ ХРОМ 1915".
Письмом от 25.04.2022 N 23-10/017546@ заявителю направлен ответ о невозможности предоставления запрашиваемых сведений.
Посчитав решение об отказе в предоставлении сведений о количестве и движении денежных средств по банковским счетам Общества незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции требования признаны обоснованными, поскольку, по мнению суда, незаконность оспариваемого бездействия налогового органа подтверждена материалами дела.
Апелляционный суд пришел к иному выводу. В рассматриваемом случае с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела у инспекции отсутствовали основания для выдачи Обществу сведений о движении по банковским счетам должника не только в силу отсутствия у нее таких сведений, но и в силу установленного федеральными законами запрета о разглашении налоговой и банковской тайны, а также отсутствия у налоговых органов полномочий запрашивать такие сведения вне рамок мероприятий налогового контроля.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
При отсутствии сведений о наличии у должника имущества судебный пристав-исполнитель вправе запросить эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности (часть 8 статьи 69 Закона об исполнительном производстве), а также предусмотрено, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.
На основании части 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены следующие сведения: о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о видах и номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона об исполнительном производстве налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.
По мнению суда первой инстанции, из содержания вышеуказанных норм однозначно следует наличие у налогового органа обязанности предоставить заявителю истребуемую им информацию.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего спора следует учитывать следующее.
В пункте 1.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность банка сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что Инспекция не является владельцем полной и актуальной информации о количестве и движении денежных средств на счетах должника в банках и иных кредитных организациях. Также из них не следует, что Инспекция наделена правом запроса информации у банков при получении соответствующих заявлений физических и юридических лиц с приложением исполнительного листа об остатках и движении денежных средств по счетам должника.
При этом открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц отнесено к банковским операциям.
Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков закреплены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (при осуществлении функций контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах), пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (при осуществлении функции контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (при осуществлении функции контроля по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов), пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (при осуществлении функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей).
Предусмотренная пунктом 2 части 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве возможность истребования у банков и иных кредитных организаций сведений о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам должника отнесена к полномочиям судебного пристава-исполнителя, реализуемым в соответствии с частью 8 названной статьи с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
Частями 8, 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве установлено право взыскателя при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о видах и номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Однако право на получение данной информации не является абсолютным, его реализация имеет ряд ограничений, связанных, прежде всего с информацией, относящейся к налоговой тайне, определенной статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с учетом установленных кодексом оснований, сроков и процедуры запрашивать такие сведения в банковских и иных учреждениях. Законодателем установлен исчерпывающий перечень сведений, которые могут быть запрошены взыскателем, в частности, у налоговых органов.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Инспекции сведений о движении по расчетным счетам, причин, по которым налоговый орган мог бы располагать соответствующими сведениями, судами не установлено.
При этом статья 69 Закона об исполнительном производстве также не устанавливает обязанность налоговых органов при получении запросов взыскателей незамедлительно организовывать проведение налоговой проверки с целью получения истребуемых взыскателем сведений или иные мероприятия в порядке статей 32, 86, 93, 1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако, исходя из пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов (статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации), она не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, к ее разглашению относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к ним имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении (пункт 1 статьи 103 Налогового кодекса Российской Федерации)
Исходя из статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитные организации гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Следовательно, в рассматриваемом случае с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела у инспекции отсутствовали основания для выдачи Обществу сведений о движении по банковским счетам должника не только в силу отсутствия у нее таких сведений, но и в силу установленного федеральными законами запрета о разглашении налоговой и банковской тайны, а также отсутствия у налоговых органов полномочий запрашивать такие сведения вне рамок мероприятий налогового контроля.
Сходный правовой подход сформирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2022 N 308-ЭС21-25639, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 2338/05, 13.11.2008 N 10846/0, 23.06.2009 N 1681/09, определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.07.2020 N 1704-О, 30.09.2004 N 317-О, 28.02.2017 N 220-О, 14.12.2004 N 453-О.
Из содержания письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 11.06.2009 N МН-22-6/469@ "О предоставлении информации" следует, что налоговые органы обязаны предоставлять взыскателю в течение семи дней со дня получения запроса о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению, информацию о наименовании, основном государственном регистрационном номере и месте нахождения банка, в котором открыты счета должника, а также о номерах этих счетов (
Из материалов дела следует, что налоговый орган исполнил соответствующую обязанность по предоставлению заявителю указанной информации в отношении должника, а также разъяснил невозможность представления информации в отношении объемов и движения денежных средств по счетам должника.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности постановления суда, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А60-50985/2022 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"- без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 1500 руб. по платежному поручению от 22.02.2023 N 6019.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сходный правовой подход сформирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2022 N 308-ЭС21-25639, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 2338/05, 13.11.2008 N 10846/0, 23.06.2009 N 1681/09, определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.07.2020 N 1704-О, 30.09.2004 N 317-О, 28.02.2017 N 220-О, 14.12.2004 N 453-О.
Из содержания письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 11.06.2009 N МН-22-6/469@ "О предоставлении информации" следует, что налоговые органы обязаны предоставлять взыскателю в течение семи дней со дня получения запроса о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению, информацию о наименовании, основном государственном регистрационном номере и месте нахождения банка, в котором открыты счета должника, а также о номерах этих счетов ("
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2023 г. N Ф09-1965/23 по делу N А60-50985/2022