Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 30 января 2008 г. N 25
Доклад
Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"
См. Доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы", утвержденный постановлением Московской городской Думы от 24 декабря 2008 г. N 355
Предисловие
В декабре 2008 года исполняется 15 лет с момента создания законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы - Московской городской Думы. Впервые в истории города москвичи сформировали орган власти, основным полномочием которого стало принятие законов города Москвы.
Москва - город федерального значения, крупнейший в экономическом отношении субъект Российской Федерации, столица России, ее политический, исторический и культурный центр. Именно здесь различные проблемы жителей наиболее тесно переплетаются с политикой, становятся своего рода точкой соприкосновения общества и власти, катализатором социальной и политической жизни страны. И естественно, что московское законодательство является одним из важнейших условий эффективной деятельности городских органов государственной власти, органов местного самоуправления, достойной жизни москвичей. Москва находится в постоянном развитии, поэтому в процессе подготовки и принятия законов города Москвы прежде всего учитываются актуальные потребности и стремительно развивающегося города, и его жителей, и гостей столицы.
Вместе с тем роль законов города Москвы в регулировании общественных отношений и их место в общей структуре российского законодательства в значительной степени определяются федеральными законами. В течение последних лет качественно изменился механизм разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в этой связи возникла необходимость существенного изменения законодательства города Москвы.
Конституция Российской Федерации гласит, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение всех законов, смысл деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти и обеспечиваются правосудием.
Реализуя указанные конституционные положения, а также положения о правовом и социальном государстве, Московская городская Дума в тесном сотрудничестве с Мэром Москвы Ю.М. Лужковым, Правительством Москвы и органами исполнительной власти последовательно формировала законодательство города Москвы.
С начала работы Московской городской Думы было принято 765 законов. В настоящее время действует 230 базовых законов города Москвы, 62 из которых регулируют отношения в социальной сфере, 99 - в финансово-экономической сфере, 69 - в сфере государственного строительства и местного самоуправления.
Такое количество законов объективно предполагает необходимость их анализа, выявления проблем правового регулирования, определения путей дальнейшего формирования законодательства города Москвы как целостной и успешно функционирующей системы.
В этих целях было решено подготовить доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы" и ознакомить с ним городское сообщество, а также всех лиц, интересующихся жизнью современной Москвы.
Доклад состоит из двух разделов.
Учитывая, что в истории Московской городской Думы это первый доклад такого рода, было признано целесообразным включить в него краткий исторический раздел. В этом разделе показаны основные этапы развития московского законодательства, раскрыты его характерные особенности, отмечена роль контроля органов прокуратуры, суда и органов юстиции, а также правового мониторинга в процессе формирования законов города Москвы.
Основной раздел доклада посвящен современному состоянию законов города Москвы. В этом разделе отражены предметы регулирования и основное содержание действующих законов города Москвы. Законы систематизированы по наиболее важным направлениям жизнедеятельности города: организация государственной власти и местного самоуправления, бюджетное устройство, городское хозяйство, социальная и жилищная политика, градостроительство, охрана окружающей природной среды и другие направления. Представлена информация о судебных актах по делам об оспаривании законов города Москвы, а также о действиях Думы, предпринятых по итогам рассмотрения протестов и представлений прокуратуры, экспертных заключений органов юстиции Российской Федерации. Это позволит читателям составить целостное представление как об отдельных законах, так и о системе законодательства города Москвы в целом.
Над докладом работала созданная комиссией Московской городской Думы по законодательству специальная рабочая группа, в состав которой входили депутаты Московской городской Думы и сотрудники Аппарата, представители Правительства Москвы и Прокуратуры города Москвы. В подготовке доклада принимали участие комиссии Московской городской Думы. Все это дает основание полагать, что состояние современного законодательства города Москвы достаточно полно отражено в настоящем докладе и он будет не только интересен, но и полезен широкой общественности.
Заключение
Конституционные положения о том, что Россия есть демократическое федеративное правовое и социальное государство, означают, что все эти качества государства и результаты его политики должны проявляться не только на федеральном уровне, но и региональном - в субъектах Российской Федерации.
В Москве эти проявления весьма отчетливо выражены в социальной стабильности и социальной безопасности, устойчивом социально-экономическом развитии, эффективной системе управления городским хозяйством, высоком уровне общественной безопасности, последовательном становлении органов местного самоуправления.
Во многом это достигается благодаря законам города Москвы, которые в условиях рыночных отношений обеспечивают дополнительную защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, прогрессивное развитие всех сфер жизни города, открывают простор для всесторонней творческой инициативы москвичей, в том числе в решении вопросов местного значения.
Законодательная база города Москвы - это также правовая основа деятельности Правительства Москвы, отраслевых, функциональных и территориальных государственных органов исполнительной власти города. Ни один нормативный правой акт органов исполнительной власти не может противоречить законам города Москвы.
В своей совокупности городское законодательство демонстрирует системность и эффективность правового регулирования общественных отношений, инициативный и новаторский подход в решении актуальных проблем.
Существует немало проблем, сдерживающих законодательное регулирование общественных отношений в Москве. Часть из них обусловлена экономическими и организационными условиями, часть - правовыми, формируемыми федеральным законодателем, федеральными органами исполнительной власти.
Так, заметное влияние на развитие законодательства Москвы оказывает политика "делегирования" федеральным центром полномочий субъектам Российской Федерации без соответствующего обеспечения ресурсами, наличие неурегулированных споров по земельным, имущественным и другим вопросам.
Несмотря на различные трудности, законодательная база Москвы находится в постоянном развитии, стратегию которого определяет Концепция совершенствования законодательства города Москвы, утвержденная Правительством Москвы по согласованию с депутатами Московской городской Думы.
Предстоит повышать эффективность и качество правового регулирования в основных сферах деятельности города, обеспечивать защиту конституционных прав и законных интересов москвичей, развивать системы мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, повышать уровень правовых знаний широких слоев населения города.
Решению перечисленных и других задач в определенной мере может способствовать и настоящий доклад - первый в истории Московской городской Думы.
Настоящий доклад стал логичным результатом четырнадцатилетней законотворческой работы Московской городской Думы и органов исполнительной власти города Москвы, своеобразным итогом проводимой в последние годы работы по мониторингу состояния законодательства в городе Москве.
В ходе подготовки и обсуждения настоящего доклада неоднократно высказывались предложения об издании подобного рода докладов в будущем. В свете политики открытости работы органов государственной власти такие предложения являются вполне обоснованными. Поэтому Московская городская Дума считает целесообразным ежегодное издание докладов "О состоянии законодательства города Москвы".
<< Назад |
Раздел I. >> История развития законодательства города Москвы |
|
Содержание Постановление Московской городской Думы от 30 января 2008 г. N 25 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.