Екатеринбург |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А60-50562/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Черкезова Е.О., Ивановой С.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Облкоммунэнерго" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Облкоммунэнерго" - Исупова А.Г. (доверенность от 03.10.2022 N 222, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - Жижина А.А. (доверенность от 03.04.2023 N 272, диплом).
Акционерное общество "Облкоммунэнерго" (далее - заявитель, общество "Облкоммунэнерго", общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) об оспаривании постановления от 31.08.2022 N 066/04/9.21-2610/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечена Байтулина А.А.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление в части привлечения заявителя к ответственности в виде штрафа, размер которого превышает 300 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований полностью, ссылаясь в обоснование жалобы на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводами судов о наличии в действии (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения. Полагает что при рассмотрении административного дела общество "Облкоммунэнерго" предоставило необходимые документы, подтверждающие, что общество предприняло все возможные меры, направленные на выполнение мероприятий по технологическому присоединению спорного объекта к электрическим сетям, незаконного бездействия не допустило.
Заявитель отмечает, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя ряд поэтапных мероприятий, в том числе разработку технического задания, проведение изыскательных работ, а также подготовку иной документации необходимой для обращения за выдачей разрешения для использования земель с целью размещения линейного объекта и указанные мероприятия производились обществом без промедления. Общество "Облкоммунэнерго" не могло ранее 21.12.2021 обратится за разрешением использования земельного участка, отказ уполномоченного муниципального органа в предоставлении земельного участка для целей установки опор электроснабжения к строению потребителя не мог быть заранее известен обществу, от действий общества никак не зависел.
Соответственно исполнить договор о технологическом присоединении ни в 6-месячный, ни в иной срок не представляется возможным ввиду объективной, не зависящей от общества невозможности строительства линейного объекта и выполнения технического задания для подключения потребителя, о чем обществу стало известно только в процессе исполнения договора.
Кроме того, судами не учтено, что договором предусмотрен временной интервал, отведенный на исполнение договора в целом (31.08.2021-28.02.2022), при этом срок и порядок выполнения отдельных этапов не регламентирован, в связи с чем выводы Управления и судов о непринятии обществом своевременных мер к исполнению договора с потребителем в установленный срок являются необоснованными, противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Общество полагает также ошибочными выводы судов о совершении им административного правонарушения в ходе досудебной процедуры расторжения спорного договора с потребителем ввиду невозможности исполнения. Полагает, что направление потребителю соглашения о расторжении договора в добровольном порядке является стадией соблюдения претензионного порядка перед обращением в суд общей юрисдикции за расторжением договора.
По не опровергнутому административным органом обстоятельству, судом общей юрисдикции 13.10.2022 заявленные требования о расторжении договора удовлетворены, на что общество в ходе рассмотрения дела по существу обращало внимание судов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "Облкоммунэнерго" является субъектом естественной монополии, территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, что подтверждается, постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.12.2021 N 260-ПК "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Свердловской области", оказываемые акционерным обществом "Облкоммунэнерго" (город Екатеринбург).
Управлением в действиях (бездействии) общества установлено наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно:
- совершённое 01.03.2022 по месту осуществления деятельности по технологическому присоединению к электрическим сетям общества "Облкоммунэнерго", выразившегося в бездействии относительно осуществления мероприятий по технологическому присоединению до границ объекта, в целях электроснабжения которого осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Среднеуральск, д. Коптяки, в районе плотины СУГРЭС, уч. N 1, кадастровый номер 66:62:0000000:471, в нарушение пункта 16 Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию с 02.06.2021 до 09.07.2022;
- совершённое 01.06.2022 по месту нахождения общества "Облкоммунэнерго", выразившегося в нарушении Правил N 861, а именно, в отсутствие основания, предусмотренного пунктом 16(5) Правил N 861 для расторжения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, общество "Облкоммунэнерго" направило заявителю соглашение о расторжении договора N 4414-2021-12-ЛК от 31.08.2021 (срок выполнения мероприятий по договору по 28.02.2022), лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию с 02.06.2021 до 09.07.2022.
Административным органом 31.08.2022 вынесено постановление N 066/04/9.21-2610/2022 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что названное постановление незаконно, общество "Облкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев требования общества, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания последствиям совершенного правонарушения суд первой инстанции снизил наложенный на общество штраф до 300 000 руб. (ниже минимального размера санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ по правилам статьи 4.1 КоАП РФ).
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 6.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемый между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом является публичным.
На основании пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
Нарушение сроков, гарантированных Правилами N 861, ущемляет права лиц, обратившихся в сетевую организацию на своевременное подключение к электрическим сетям.
С учетом положений пункта 4 статьи 421, пункта 5 статьи 426 ГК РФ, статьи 26 Закона N 35-ФЗ, подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать сроки, указанные в подпункте "б" пункта 16 Правил N 861.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В пункте 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (не требуется в случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в п. 14 Правил N 861); д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в подпунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 Правил N 861, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Из представленных документов судами установлено, что Байтулина А.А., Бойченко С.А., Бойченко М.М., Бойченко А.А. направили через личный кабинет в адрес общества "Облкоммунэнерго" заявку N 4414-2021-12-ЛК от 22.07.2021 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя: индивидуальный жилой дом по адресу: Свердловская область, г. Среднеуральск, д. Коптяки, в районе плотины СУГРЭС, уч. N 1, кадастровый номер 66:62:0000000:471.
В ответ на заявку общество "Облкоммунэнерго" направило посредством размещения в личном кабинете потребителя на сайте сетевой организации: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям общества "Облкоммунэнерго"; счет на оплату технологического присоединения к электрическим сетям N 4414-2021- 12-ЛК/1 от 05.08.2021 на сумму 550 руб.; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению; проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалификационной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика.
Договор между заявителями и обществом "Облкоммунэнерго" заключен 31.08.2021, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации указан как 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения (оплаты счета) (п. 14 технических условий N 4414-2021-12-ЛК).
Таким образом, как верно определили суды, мероприятия по технологическому присоединению спорного жилого дома должны быть осуществлены обществом в период с 31.08.2021 по 28.02.2022, однако в указанный срок технологическое присоединение произведено не было.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела заявитель ссылался на недоказанность состава вменяемых административных правонарушений, отметив, что мероприятия по технологическому присоединению со стороны сетевой организации не завершены в установленный 6-месячный срок в связи с выявленной в ходе выполнения им процедур и необходимых работ для осуществления технологического присоединения невозможностью строительства линейного объекта в границах государственного ландшафтного природного заказника областного значения "Озеро Исетское с окружающими лесами", что объективно является непреодолимым препятствием. Иной возможности технологического присоединения спорного жилого дома, кроме сопряженного с использованием для размещения опор электроснабжения земельных участков в границах государственного ландшафтного природного заказника областного значения, у общества "Облкоммунэнерго" не имелось.
Как уже было указано выше, согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Соответственно ошибочным является вывод судов о том, что вне зависимости от наличия технических и технологических трудностей, связанных с проведением мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения, сетевая организация обязана надлежаще исполнить соответствующие мероприятия в установленный законом и договором срок, поскольку срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный Правилами N 861, является императивным.
Отсутствие технической возможности технологического присоединения является обстоятельством, освобождающим сетевую организацию от соответствующей обязанности.
По мнению суда округа, при доказанной невозможности технологического присоединения объекта потребителя нарушение 6-месячного срока для подключения само по себе не образует состав вмененного обществу административного правонарушения.
Между тем, суды сделали вывод о бездействии общества внутри отведенного законодательством срока, приняв во внимание, что отсутствуют доказательства о принятии обществом своевременных мер в период с 22.07.2021 (дата подачи заявки) по 21.12.2021 (первое обращение общества в Администрацию городского округа Среднеуральск) для надлежащего исполнения условий по договору об осуществлении технологического присоединения. А именно - общество направило письмо N 595/21 только лишь 21.12.2021 в адрес Администрации городского округа Среднеуральск, также иск о расторжении договора 4414-2021-12-ЛК от 31.08.2021 подан только 20.07.2022, то есть после истечения срока осуществления мероприятий по договору (срок осуществления мероприятий до 28.02.2022), также досудебная претензия (исх. N 01-01-05/23-01/И-470 от 20.05.2022) и соглашение о расторжении договора (принято в отделении связи 01.06.2022) были направлены в адрес заявителей после срока осуществления мероприятий по договору N 4414-2021-12-ЛК от 31.08.2021.
Однако в соответствии с пунктом 18 Правил N 861 в целях технологического присоединения предусмотрен ряд поэтапных мероприятий, в том числе разработка технического задания, проведение изыскательских работ, подготовка иной документации, до изготовления которой возможность перехода к следующему этапу - направлению в уполномоченный орган заявления на разрешение использования земельного участка не предусмотрено.
При этом временные рамки для проведения подготовительных работ не установлены. Соответственно, в целях определения добросовестности сетевой организации при исполнении своей обязанности по технологическому подключению в 6-месячный срок необходимо исходить из конкретной ситуации.
В настоящем случае, как установили суды и не оспаривается административным органом, общество обратилось за разрешением использования земельного участка в целях продолжения мероприятий по технологическому присоединению 21.12.2021, то есть в четвертый месяц отпущенного 6-месячного срока; до истечения указанного срока произвело еще две попытки получить в пользование необходимые для названных целей земельные участки.
Тот факт, что окончательный отказ (от Минприроды Свердловской области) в предоставлении земельного участка получен за пределами спорного 6-месячного срока не свидетельствует о виновности общества, в том числе по той причине, что с получением такого отказа невозможность техприсоединения подтвердилась.
При таких обстоятельствах тот факт, что обществом предприняты необходимые и достаточные меры для исполнения своей обязанности следует из обстоятельств, установленных судами, в связи с чем оснований для вывода о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.21 КоАП РФ у судов не имелось.
Суд округа отмечает также, что эпизод о направлении иска о расторжении договора 4414-2021-12-ЛК от 31.08.2021, также досудебной претензии, соглашения о расторжении договора в адрес потребителей после срока осуществления мероприятий по указанному договору, то есть после 28.02.2023, сам по себе не образует событие вменяемого административного правонарушения, поскольку указанные действия могли быть совершены в данном конкретном случае лишь после получения окончательного отказа обществу от уполномоченного органа в предоставлении земельного участка.
Согласно частей 3,4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд округа полагает, что верно установив все значимые для настоящего дела обстоятельства, суды не учли, что конкретная ситуация, выявленная административным органом в настоящем деле является тем случаем, когда имеют место неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Указанное привело к неправильному применению судами норм материального права, что в силу статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 31.08.2022 N 066/04/9.21-2610/2022 о привлечении акционерного общества "Облкоммунэнерго" к административной ответственности признать незаконным и отменить.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тот факт, что окончательный отказ (от Минприроды Свердловской области) в предоставлении земельного участка получен за пределами спорного 6-месячного срока не свидетельствует о виновности общества, в том числе по той причине, что с получением такого отказа невозможность техприсоединения подтвердилась.
При таких обстоятельствах тот факт, что обществом предприняты необходимые и достаточные меры для исполнения своей обязанности следует из обстоятельств, установленных судами, в связи с чем оснований для вывода о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.21 КоАП РФ у судов не имелось.
...
Согласно частей 3,4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 мая 2023 г. N Ф09-2742/23 по делу N А60-50562/2022