Екатеринбург |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А07-31618/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т. П., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилхозяйства города Нефтекамска Республики Башкортостан" (далее - общество, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет) о признании недействительным приказа от 20.08.2021 N 1550 "О внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан", об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в части включения в адресный перечень домов, находящихся под управлением общества, многоквартирного дома по адресу: Республика Башкортостан, город Нефтекамск, улица Городская, дом 8 (далее - спорный МКД, МКД).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свой дом" (далее - общество "УК "Свой дом").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального, процессуального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что принятое общим собранием решение, не соответствует его компетенции и такое нарушение влечет ничтожность решения собрания.
Общество настаивает на том, что в документации общества УК "Свой дом", представленной в Комитет, отсутствует реестр собственников помещений с необходимой информацией, отсутствуют документы о полномочиях представителей присутствующих и приглашенных лиц, а в протоколе общего собрания отсутствует обязательная информация об инициаторе, председателе, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов, и о других присутствующих лицах; внутренние противоречия в указании места проведения общего собрания в документации заявителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) в городе Нефтекамске.
Внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу город Нефтекамск, улица Городская, дом 8 принято решение, оформленное протоколом от 05.07.2021 N 2, о выборе способа управления МКД - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрано общество "УК "Свой дом".
Общество "УК "Свой дом" 15.07.2021 обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий.
Приказом 27.07.2021 N 1410 рассмотрение заявления приостановлено для проведения мероприятий, указанных в подпункте "а" пункта 15 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 N 41716) (далее - Порядок N 938/пр).
Комитетом 20.08.2021 вынесен приказ N 1550 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан с 01.09.2021 в связи с заключением обществом "УК "Свой дом" договора управления МКД N 8 по улице Городская, город Нефтекамск.
Считая данный приказ недействительным, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого приказа и обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9).
В силу положений части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения об адресе многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр.
Исходя из пунктов 2 - 4 Порядка изменения в реестр вносятся по решению органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ (пункт 5 Порядка N 938/пр).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
При этом в силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 названного Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 названного Порядка.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что заявление и представленные документы общества УК "Свой дом" соответствовали условиям, указанным в пункте 5 Порядка N 938/пр, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого приказа незаконным.
Вопреки доводам кассационной жалобы относительно ничтожности решения собрания собственников суды правомерно не установили явных признаков ничтожности решения собрания и иных, существенных нарушений и недостатков, в том числе недостоверность, противоречие сведений в представленной документации.
При этом, судами правомерно исходя из позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2021 N 301-ЭС21-2180, от 14.07.2022 N 304- ЭС21-29618, учтено, что административный орган не наделен правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений общих собраний собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением предусмотренных законом сроков.
Данная позиция также применима к полномочиям органа государственного жилищного надзора при ведении реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (определения Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2022 N 308- ЭС22-5443, от 16.05.2022 N 308-ЭС22-6278).
С учетом изложенного, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Все иные доводы, вновь приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода об отказе в удовлетворении требований, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилхозяйства г. Нефтекамска Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что заявление и представленные документы общества УК "Свой дом" соответствовали условиям, указанным в пункте 5 Порядка N 938/пр, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого приказа незаконным.
Вопреки доводам кассационной жалобы относительно ничтожности решения собрания собственников суды правомерно не установили явных признаков ничтожности решения собрания и иных, существенных нарушений и недостатков, в том числе недостоверность, противоречие сведений в представленной документации.
При этом, судами правомерно исходя из позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2021 N 301-ЭС21-2180, от 14.07.2022 N 304- ЭС21-29618, учтено, что административный орган не наделен правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений общих собраний собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением предусмотренных законом сроков."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2023 г. N Ф09-2565/23 по делу N А07-31618/2021