Екатеринбург |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А60-38550/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Вдовина Ю. В., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная корпорация "Техводполимер" (далее - общество НПК "Техводполимер", Корпорация) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2023 по тому же делу.
В судебном заседании, назначенном на 25.05.2023 на 11 ч. 40 мин. объявлен перерыв до 30.05.2023 на 12 ч. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено тем же составом суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, принял участие представитель общества НПК "Техводполимер" - Козленков С.А. (доверенность от 23.08.2022, диплом).
Общество НПК "Техводполимер" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Водопроводно-канализационного хозяйства" городского округа Верхняя Пышма (далее - МУП "Водоканал", Предприятие)о признании заключенным договора поставки эрлифтов по результатам процедуры закупки N 32211413414 на условиях Корпорации, указанных в уточнении (с учетом уточнения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.10.2022 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Корпорация просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт по делу N А60-38550/2022, в котором исковые требования ООО НПК "Техводполимер" удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы обществом НПК "Техводполимер" приведены доводы о том, что судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка факту подачи Корпорацией документов на участие в закупке с разногласиями к проекту договора, в связи с чем у Предприятия имелась возможность оценить предлагаемые Корпорацией условия поставки до определения победителя закупки и признать/не признать участника победителем. Также судом не применена норма пункта 28 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), которой предусмотрено право субъектов малого и среднего предпринимательства направить заказчику протокол разногласий в случаях расхождения между условиями проекта договора и условиями поданной участником заявки.
Корпорация указывает, что, отказывая в согласовании условий договора поставки, суды мотивируют свое решение тем, что Предприятием в Положении о закупке не регламентирован ни порядок направления протоколов разногласий, ни процедуры их урегулирования. Вместе с тем, Положение о закупке является внутренним нормативно-правовым документом, который в силу пункта 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ должен не только подробно предусматривать всю процедуру подготовки и осуществления закупок, но и соответствовать действующему законодательству. Поскольку в Положении о закупке процедура реализации такого права участников не предусмотрена, Корпорация считает, что Положение о закупке противоречит нормам Закона N 223-ФЗ и не может являться обоснованием законности действий Предприятия.
По мнению Корпорации, указанные в жалобе обстоятельства не были надлежаще оценены судами при рассмотрении дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Предприятием на конкурентной основе в соответствии с Законом N 223-ФЗ проводилась закупка продукции.
Корпорация приняла участие в закупке, направив свое ценовое предложение и протокол разногласий к проекту договора, размещенном Предприятием в документации по закупке путем заполнения специальной формы на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Корпорация оказалась единственным участником закупки, вследствие чего, по мнению Корпорации, между ней и Предприятием должен быть подписан договор поставки, заключение которого для сторон является обязательным.
Предприятие, отклонив протокол разногласий Корпорации, отказалось подписывать Договор на условиях поданной Корпорацией заявки для участия в процедуре закупки.
Не согласившись с отказом от подписания договора, Корпорация обратилась с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, руководствуясь статьями 421, 445, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Закона N 223-ФЗ, у Предприятия отсутствуют правовые основания для заключения договора с Корпорацией на условиях протокола разногласий.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, требование о понуждении заключить договор может быть удовлетворено судом только в случае, когда Предприятие в силу закона либо добровольно принятого обязательства обязано заключить договор.
В соответствии с пунктом 5 статьи 448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.
В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Данное положение закреплено в пункте 12.2. Раздела 12 Главы 11 Положения о закупке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам определения победителя запроса котировок в электронной форме 09.06.2022 Корпорации был направлен проект договора от 14.06.2022 N 88/К-П/22 на подписание на электронной площадке с включением в него ценового предложения и информации о предлагаемом к поставке товара.
От Корпорации 14.06.2022 поступил протокол разногласий, который на основании пункта 12.1. Раздела 12 Главы 11 Положения о закупке был отклонен путем повторного направления 16.06.2022 заказчиком договора с пояснениями.
Довод жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка тому, что Корпорация подавала документы на участие в закупке с разногласиями к проекту договора, в связи с чем у Предприятия имелась возможность оценить предлагаемые Корпорацией условия поставки до определения победителя закупки и признать/не признать участника победителем, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку проект договора является частью закупочной документации, доступной для неограниченного круга участников, в том числе для Корпорации. Ясность и открытость условий документации презюмируется.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
На основании пункта 2 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. Запрос касается любых положений документации о закупке, в том числе о порядке урегулирования разногласий (при их наличии) при заключении договора.
Суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что фраза "с протоколом разногласий" в заявке Корпорации не соответствует общим принципам и нормам гражданского законодательства, а также порядку заключения договора по результатам проведения конкурентной закупки в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и не является основанием для дальнейшего заключения договора в редакции Корпорации.
Исходя из смысла действующего законодательства, определяющего понятие закупочной деятельности, в частности запроса котировок и порядка его проведения, а также содержания Положения о закупке, принятого Предприятием, следует, что в проект договора, направляемый победителю по результатам подведения итогов закупки, включается ценовое предложение и информация о предлагаемом к поставке товара (оказываемой услуге). Включение в проект договора иных сведений об общих условиях его исполнения, которые были предложены неограниченному кругу участников, на этапе подписания договора, является нарушением принципа равноправия и приводит к ограничению конкуренции.
Потенциальные участники, подавая заявку на участие в закупке, дают свое согласие на заключение договора на первоначальных условиях, предусмотренных документацией о закупке (извещением).
Довод жалобы Корпорации о том, что судами первой и апелляционной инстанций не применена норма пункта 28 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ, позволяющая субъектам малого и среднего предпринимательства направлять заказчику протоколы разногласий к договорам, заключаемым на торгах, судом кассационной инстанции отклоняется в силу следующего.
В силу пункта 28 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.
Учитывая изложенное, протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора предложить действительно возможно, однако, как верно отметили суды, исключительно в случае проведения закупочной процедуры среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такой вывод соответствует буквальному наименованию статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ как "Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства", пунктом 28 которой, как уже было указано выше, предусмотрена возможность для участника закупки предложить протокол разногласий к договору.
Вместе с тем, из раздела 1 пункта 13 Требований к участникам закупки следует, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения каптала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Таким образом, в данном случае возможность направления протокола разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, законом не предусмотрена.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что в данном случае у МУП "Водоканал" отсутствуют правовые основания для заключения договора с обществом НПК "Техводполимер" в предложенной последним редакции.
Учитывая, что запрос котировок в электронной форме N 32211413414 на поставку эрлифтов проведен с соблюдением Закона N 223-ФЗ и Положения о закупке, заявка Корпорации соответствует условиям документации о закупке по составу и форме документов, договор направлен Предприятию с включением в него условий о цене и технических характеристиках предложенного к поставке товара, законных оснований для понуждения Предприятия заключить договор на поставку эрлифтов от 14.06.2022 N 88/К-П/22 на условиях протокола разногласий, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось, в связи с чем в удовлетворении исковых требований судами было отказано обоснованно.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы у суда округа не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества НПК "Техводполимер" не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно отказа от подписания договора поставки в редакции Корпорации, в связи с этим судом кассационной инстанции отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная корпорация "Техводполимер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 28 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.
Учитывая изложенное, протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора предложить действительно возможно, однако, как верно отметили суды, исключительно в случае проведения закупочной процедуры среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такой вывод соответствует буквальному наименованию статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ как "Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства", пунктом 28 которой, как уже было указано выше, предусмотрена возможность для участника закупки предложить протокол разногласий к договору.
...
Учитывая, что запрос котировок в электронной форме N 32211413414 на поставку эрлифтов проведен с соблюдением Закона N 223-ФЗ и Положения о закупке, заявка Корпорации соответствует условиям документации о закупке по составу и форме документов, договор направлен Предприятию с включением в него условий о цене и технических характеристиках предложенного к поставке товара, законных оснований для понуждения Предприятия заключить договор на поставку эрлифтов от 14.06.2022 N 88/К-П/22 на условиях протокола разногласий, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось, в связи с чем в удовлетворении исковых требований судами было отказано обоснованно."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2023 г. N Ф09-2171/23 по делу N А60-38550/2022