Екатеринбург |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А60-40763/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Суспициной Л.А., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") - Доржиев Т.Ж. (доверенность от 27.01.2019);
общества с ограниченной ответственностью "Уральский-1" (далее - общество "Уральский-1") - Этингова Е.В. (доверенность от 10.01.2023), Зотеев М.А. (доверенность от 10.01.2023).
Общество "Уральский-1" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "РЖД", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление Росимущества) с требованиями:
- о признании отсутствующим права аренды общества "РЖД" на часть земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:78 площадью 6444 кв. м, в соответствии со схемой расположения испрашиваемого земельного участка и межевым планом, разработанным кадастровым инженером Галимбековым Д.Р.;
- исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о регистрации права аренды в отношении части земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:78 площадью 6444 кв. м, в соответствии со схемой расположения испрашиваемого земельного участка и межевым планом, разработанным кадастровым инженером Галимбековым Д.Р.;
- о признании незаконным отказа Управления Росимущества от 22.04.2022 в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 6444 кв. м, в соответствии с приложенным к заявлению схемой расположения испрашиваемого земельного участка и межевым планом, разработанным кадастровым инженером Галимбековым Д.Р.;
- обязании Управления Росимущества в установленный законом срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка; направить в адрес общества "Уральский-1" решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка для выполнения кадастровых работ в соответствие со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
частью 7 статььи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации срок с момента вступления решения суда в законную силу решения о предварительном согласовании предоставления обществу "Уральский-1" земельного участка в аренду в соответствии с заявлением от 30.06.2022 N 244. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Управление Росимущества настаивает на правомерности своей позиции и отсутствии незаконного бездействия со стороны заинтересованного лица.
Заявитель, ссылаясь на Положение о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 05.06.2008 N 432, указывает на отсутствие у него полномочий по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка и отсутствие полномочий по утверждению схемы расположения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления такого земельного участка. Заявитель утверждает, что обращение заявителя было направлено для рассмотрения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, о чем заявитель был своевременно уведомлен.
Заявитель отмечает, что в приложенном пакете документов отсутствует согласие общества "РЖД" (арендатор исходного земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:78) на образование земельного участка под объекты недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности обществу "Уральский-1", в силу требований пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Управление Росимущества считает, что образование земельного участка с условным кадастровым номером 66:58:0000000:78:ЗУ1 приводит к изломанности границ, чересполосице между исходным земельным участком с кадастровым номером 66:58:0116002:118, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:58:0000000:78, в измененных границах и земельным участком с кадастровым номером 66:58:0116002:6894.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, общество "Уральский-1" является собственником следующих объектов, расположенных по адресу: г.Первоуральск, ул. Урицкого, 8а:
- здание склада, литер ББ1, общей площадью 2638,40 кв. м с кадастровым (условным) номером 66:58:0148000:000:1\06192-ББ1\1\51-1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 июля 2001 года сделана запись регистрации N 66-01/16-13/2001-205;
- здание конторы, литер АА1, общей площадью 105,00 кв. м с кадастровым (условным) номером 66:58:0148000:000:1/06192-АА1/2/51-1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 июля 2001 года произведена запись регистрации N 66-01/16-13/2001-204.
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 66:58:0000000:78, расположенном в полосе отвода железной дороги и предоставленном обществу "РЖД" по договору от 19.12.2006 N АЗФ-184/1254 в редакции дополнительного соглашения от 28.04.2014 N 1.
Общество "Уральский-1" 06.09.2017 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 6444 кв. м, расположенном по адресу: г. Первоуральск, ул. Урицкого, 8 А, сроком на 49 лет в соответствии с приложенным к заявлению межевым планом, разработанным кадастровым инженером Галимбековым Д.Р.
Письмом от 02.10.2017 N АР-11814/07 Управление Росимущества отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 66:58:0000000:78 передан в аренду обществу "РЖД".
Решением суда от 22.01.2018 по делу N А60-59884/2017 в удовлетворении требований общества "Уральский-1" о признании незаконным отказа Управления Росимущества от 02.10.2017 N АР-11814/07 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018 решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2018 отменено, на Управление Росимущества возложена обязанность рассмотреть заявление общества "Уральский-1" от 06.09.2017 в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ранее постановлением Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-779/18 от 29.03.2018 по делу N А60-31630/2017 был также признан незаконным отказ Управления Росимущества от заключения договора аренды на тот же земельный участок и об обязании рассмотреть заявление общества "Уральский-1" в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебные акты Управление Росимущества не исполнило, земельный участок не образовало, в аренду заявителю не предоставило.
Общество "Уральский-1" 23.04.2019 повторно обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ссылаясь на судебные акты по делам N А60-31630/2017 и N А60-59884/2017.
Заявителем 21.05.2019 получено письмо от Управления Росимущества о том, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Управление Росимущества принимает только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, с указанием, что документы заявителя были перенаправлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом от 16.04.2019 N АР-4569/07.
Более заявитель никакой информации ни от Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ни от Управления Росимущества о результатах рассмотрения заявления не получал.
Считая, что Управление Росимущества уклоняется от обязанности предоставить земельный участок, заявитель обжаловал бездействие Управления Росимущества в Арбитражный суд Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2020 по делу N А60-56231/2019, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, бездействие Управления Росимущества признано незаконным.
Между тем, Управление Росимущества действий по предоставлению земельного участка не совершило, земельный участок заявителю не предоставило, договор аренды с заявителем не заключило.
Заявитель 07.04.2022 снова направил заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в Управление Росимущества с приложением документов в соответствии с нормами статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказа Минэкономразвития от 12.01.2015 N 1.
Управление Росимущества 22.04.2022 вновь отказало в предоставлении земельного участка со ссылками на пункты 4, 7, 12, 13 Требований к схеме расположения земельного участка, а также со ссылкой на пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков и указало, что арендатором исходного земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:78 является общество "РЖД".
Заявитель 30.06.2022 вновь направил в Управление Росимущества заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом, устранив замечания к схеме испрашиваемого земельного участка, в том числе, направив в качестве приложения к заявлению указанную схему на электронном носителе.
В письме от 12.07.2022 N 66-АР-07/8856 Управление Росимущества в очередной раз отказало в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что отказ Управления Росимущества в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, общество "Уральский-1" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа, так как запрета на предоставление в аренду земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта не содержится.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы заявителя кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспорено, что принадлежащие заявителю объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 66:58:0000000:78, расположенном в полосе отвода железной дороги и предоставленном обществу "РЖД" по договору от 19.12.2006 N АЗФ-184/1254 в редакции дополнительного соглашения от 28.04.2014 N 1.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду. Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, до 01.03.2015 регулировались статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в настоящее время - статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Данными нормами закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительность данного права заключается в том, что никто, кроме собственника строения, не имеет права на приобретение этого земельного участка в собственность.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельных участок без торгов включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Так, в пункте 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
На основании пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 названного Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпункте 1 - 23 статьи 39.16 названного Кодекса.
Из материалов дела следует, что в качестве основания для отказа в заключении договора аренды земельного участка, Управление Росимущества сослалось на то, что испрашиваемый земельный участок входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:58:0000000:78, который передан в аренду обществу "РЖД". Кроме того, Управление Росимущества указало, что образование испрашиваемого земельного участка приводит к изломанности границ, чересполосице между исходным земельным участком, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:58:0000000:78 и земельным участком с кадастровым номером 66:58:0116002:6894.
Исходя из положений пункта 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на передачу в аренду гражданам и юридическим лицам свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, оговаривая возможность заключения таких договоров аренды использованием земельных участков в определенных целях и с соблюдением требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что у общества "Уральский-1" имеется исключительное право на приобретение земельного участка в аренду, занятого объектами недвижимости, у Управления Росимущества не имелось оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие территориального управления противоречит требованиям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у Управления Росимущества полномочий по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка и отсутствие полномочий по утверждению схемы расположения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления такого земельного участка, а также о том, что указанные полномочия реализуются территориальным управлением посредством получения от Федерального агентства по управлению государственным имуществом соответствующих поручений\. судом кассационной инстанции отклоняются.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 от имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Так, согласно пункту 4 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктов 4, 4.1.1. Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области является органом, через который Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свои полномочия на территории Свердловской области.
Порядок взаимодействия органов Росимущества определен Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 572.
С учетом изложенного вопрос о необходимости получения территориальным управлением соответствующего поручения Росимущества не может являться препятствием для принятия решения о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, а неосуществление в достаточной степени территориальным органом возложенных на него функций по внутриведомственному взаимодействию не может влиять на реализацию прав заявителя и служить основанием для бездействия в решении вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 от имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Так, согласно пункту 4 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктов 4, 4.1.1. Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области является органом, через который Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свои полномочия на территории Свердловской области.
Порядок взаимодействия органов Росимущества определен Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 572."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июня 2023 г. N Ф09-2856/23 по делу N А60-40763/2022