Екатеринбург |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А60-51650/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Гавриленко О.Л., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - фонд, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда - Смирнова А.И. (доверенность от 28.12.2022 N 9, диплом);
Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее - управление, заинтересованное лицо) - Кирющенко А.Е. (доверенность от 20.10.2022, диплом).
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области к управлению о признании недействительным представления от 29.06.2022 N 62-64-10/1/7008.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, ссылаясь на неисполнимость представления, поскольку между источниками формирования бюджета и направлениями, на которые расходуются средства уже сформированного бюджета фонда, нет обуславливающей связи; приводя закрытый перечень доходов бюджета, закрепленный частью 4 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", фонд утверждает, что у него не имеется возможности для использования средств бюджета фонда в целях исполнения оспариваемого представления.
Управление возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, 30.06.2022 управлением по результатам проведения контрольных мероприятий в отношении фонда вынесено представление от 29.06.2022 N 62-64-10/1/7008, содержащее требование о возврате средств иного межбюджетного трансферта в бюджет Свердловской области для последующего перечисления в федеральный бюджет в размере 4 319 805 руб. 10 коп.
Основанием для вынесения оспариваемого представления явились выводы управления о том, что по состоянию на 31.12.2021 фондом допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены.
Считая названное выше представление не соответствующим закону и нарушающим его права, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 28, 265, 266, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Согласно положениям статьи 28 БК РФ к числу принципов бюджетной системы Российской Федерации относятся, в частности, принципы эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации "О выделении Минздраву России бюджетных ассигнований" от 30.06.2021 N 1768-р в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - распоряжение Правительства РФ N 1768-р) Свердловской области выделено 160 329 600 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов.
На основании вышеуказанных норм Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Свердловской области заключено соглашение о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования от 03.08.2021 N 056-17-2021-404, согласно которому общий размер иного межбюджетного трансферта составляет 160 329 600 рублей (приложение N 3).
Пунктом 4.3.3 Соглашения установлена обязанность Правительства Свердловской области обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта.
Уполномоченным органом, на который возлагаются функции по исполнению Соглашения и представление отчетности, является Министерство здравоохранения Свердловской области (далее - Министерство) (пункт 6.1.1 Соглашения).
В соответствии с пунктом 9 Правил перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется на основании заявки, подтверждающей объем средств, необходимых для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации.
Как установлено судами, фондом 06.08.2021 в адрес Министерства направлена заявка, в которой установлены значения результата предоставления межбюджетного трансферта для Свердловской области - 188 960 единиц (по состоянию на 21.07.2021 количество лиц, подлежащих углубленной диспансеризации, фактически составляло 352 537 единиц). При этом плановое количество случаев углубленной диспансеризации лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию и перенесших новую коронавирусную инфекцию (188 960), определено исходя из суммы иного межбюджетного трансферта, распределенного для Свердловской области, а также тарифов, установленных на проведение углубленной диспансеризации в соответствии с Постановлением N 1125 (Приложение N 4).
Министерство платежным поручением от 25.08.2021 N 36589 перечислило на счет фонда средства в сумме 160 329 600 руб.
Пунктом 15 Правил установлено, что в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31.12.2021 допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет определяется по установленной формуле.
Поскольку фондом по состоянию на 31.12.2021 допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, управление, произведя расчет суммы, обязало заявителя возвратить из бюджета фонда Свердловской области денежные средства в сумме 4 319 805 руб. 10 коп.
В данной части выводы судов на стадии кассационного производства заявителем жалобы не оспариваются.
Довод фонда о неисполнимости обжалуемого представления был рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции с надлежащим правовым обоснованием.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемое представление соответствует действующему законодательству, не нарушает права заявителя, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
В целом доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами судов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводов судов.
Само по себе несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов.
...
Как установлено судами, фондом 06.08.2021 в адрес Министерства направлена заявка, в которой установлены значения результата предоставления межбюджетного трансферта для Свердловской области - 188 960 единиц (по состоянию на 21.07.2021 количество лиц, подлежащих углубленной диспансеризации, фактически составляло 352 537 единиц). При этом плановое количество случаев углубленной диспансеризации лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию и перенесших новую коронавирусную инфекцию (188 960), определено исходя из суммы иного межбюджетного трансферта, распределенного для Свердловской области, а также тарифов, установленных на проведение углубленной диспансеризации в соответствии с Постановлением N 1125 (Приложение N 4)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 июня 2023 г. N Ф09-2843/23 по делу N А60-51650/2022