Екатеринбург |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А60-47210/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Сирота Е. Г., Гайдука А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (далее - Предприятие) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
Предприятия - Козлов И.А. (доверенность от 08.12.2022);
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) - Остапова М.И. (доверенность от 02.02.2023).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Министерству с исковым требованием о возмещении 909 040 руб. 97 коп. расходов, понесенных при ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, а также 21 181 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 09.12.2022 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 904 595 руб. 73 коп. задолженности, 21 077 руб. 42 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить указанные судебные акты в части отказа во взыскании 4445 руб. 24 коп., ссылаясь на то, что свалка отходов, расположенная на территории: Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, ул. Революции, д. 29, на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0508062:6 соответствует всем признакам МНР ТКО. Предприятие указывает, что не могло осуществить транспортирование ТКО, размещенных по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, ул. Революции, д. 29, в рамках оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО. Несанкционированная свалка ликвидирована в соответствии с процедурой, предусмотренной пунктами 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), поэтому расходы подлежат возмещению.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, в адрес Предприятия (региональный оператор) поступили сведения о принятии мер к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее также - МНР ТКО), объем которых превышает 1 м3 на территории: Свердловская обл., г. Екатеринбург, вблизи пруда Спартак, в микрорайоне Елизавет (МНР ТКО N 4107); Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, мкрн. Елизавет, рядом с д. 1А по ул. Новоспасская (МНР ТКО N 5033); Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, с. Верхнемакарово (МНР ТКО N 5162); Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н Революции д. 29 (МНР ТКО N 5234); Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, с. Горный Щит, ул. Ленина, 11б (напротив дома) (МНР ТКО N 5270).
В ходе проверки указанной информации специалистами Предприятия установлено, что по адресам: 1) 06.05.2020 Свердловская обл., г. Екатеринбург, вблизи пруда Спартак, в микрорайоне Елизавет (МНР ТКО N 4107); 2) 04.05.2021 Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, мкрн. Елизавет, рядом с д. 1А по ул. Новоспасская (МНР ТКО N 5033); 3) 28.05.2021 Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, с. Верхнемакарово (МНР ТКО N 5162); 4) 22.06.2021 Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н Революции д. 29 (МНР ТКО N 5234); 5) 06.07.2021 Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, с. Горный Щит, ул. Ленина, 11б (напротив дома) (МНР ТКО N 5270) на земельных участках государственная собственность на который не разграничена, расположенных на кадастровых участках (кварталах): 66:41:0506901 (МНР ТКО N 4107); 66:41:0506040; 66:41:0506040:4 (МНР ТКО N 5033); 66:41:0512001:10 ЕЗП 66:41:0000000:27 (МНР ТКО N 5162); 66:41:0508062:6 (МНР ТКО N 5234); 66:41:0519901 (МНР ТКО N 4570); соответственно, незаконно размещены твердые коммунальные отходы, объем которых превышает 1 м3.
Предприятие направило уведомления об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и необходимости его ликвидации в администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга, в Уральское межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Поскольку по истечении 30-дневного срока МНР ТКО Министерством ликвидировано не было, Министерство не заключило с Предприятием договоры на оказание услуг по ликвидации выявленных МНР ТКО, Предприятие самостоятельно ликвидировало МНР ТКО N 4107, 5033, 5162, 5234, 5270.
Как указало Предприятие, его расходы по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО составили 909 040 руб. 97 коп., что подтверждается калькуляцией.
Поскольку направленные истцом в адрес ответчика претензии с требованием оплаты задолженности оставлены без удовлетворения, истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, исходя из того, что ответчик является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельным участком, на котором обнаружено несанкционированное размещение ТКО, признав доказанным факт проведения истцом работ по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что расходы по ликвидации места складирования ТКО по адресу: г. Екатеринбург, ул. Революции, д. 29, взысканию с ответчика не подлежат, так как по указанному адресу сбор и транспортирование ТКО производится бесконтейнерным способом.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Истец не согласен с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части ликвидации ТКО по адресу ул. Революции, д. 29.
Суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами, согласно размещенному в открытом доступе реестру контейнерных площадок, в Чкаловском районе г. Екатеринбурга по ул. Революции складирование ТКО осуществляется бесконтейнерным способом.
В пункте 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Способ складирования, предусмотренный подпунктом "в" пункта 10 Правил N 1156, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 N 185 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области" и практикой их реализации не предполагает использования конкретного места (площадки) накопления ТКО, при таком способе складирования ТКО - сбор твердых коммунальных отходов осуществляется путем непосредственного сбора в мусороуборочную технику (бесконтейнерная система удаления отходов).
Поскольку в реестре контейнерных площадок указана только улица, суды пришли к обоснованному выводу о том, что складирование ТКО по ул. Революции осуществляется бесконтейнерным способом на всей улице.
Суды приняли во внимание, что из фотоматериалов, представленных в дело, следует, что на спорном земельном участке расположен контейнер и большие мешки с ТКО, уложенные рядом с ним, в связи с чем пришли к выводу, что такое размещение отходов не является несанкционированной свалкой, поскольку на данной улице не предусмотрены контейнерные площадки, ТКО складированы в большие мешки, а не размещено навалом, следовательно, региональный оператор обязан осуществлять вывоз ТКО по данному адресу, при этом его услуги оплачиваются по тарифу.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку, по мнению суда кассационной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств. Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. Суды исходили из имеющихся в деле доказательств, которые исследовали и оценивали в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статей 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
...
Способ складирования, предусмотренный подпунктом "в" пункта 10 Правил N 1156, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 N 185 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области" и практикой их реализации не предполагает использования конкретного места (площадки) накопления ТКО, при таком способе складирования ТКО - сбор твердых коммунальных отходов осуществляется путем непосредственного сбора в мусороуборочную технику (бесконтейнерная система удаления отходов)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2023 г. N Ф09-3446/23 по делу N А60-47210/2022