Екатеринбург |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А76-23054/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Кравцовой Е.А., Черкезова Е.О.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тихомировой А. А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Просто-Р" (далее - общество "Просто-Р", налогоплательщик, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А76-23054/2022 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в здание Арбитражного суда Челябинской области участвуют представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области (далее - налоговый орган, инспекция) - Плетнева О.А. (доверенность от 29.12.2022, диплом);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) - Елистратова Н.Г. (доверенность от 14.12.2022, диплом).
Общество "Просто-Р" с учетом изменения предмета заявленных требований обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании незаконными действий по перерасчету земельного налога за 2020 год по налоговой ставке 1,5%.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично; признаны незаконными действия налогового органа по перерасчету земельного налога за 2020 год по налоговой ставке 1,5% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 74:19:1106001:668, 74:19:1106001:798, 74:19:1106002:886, 74:19:1106002:887, 74:19:1106002:888, 74:19:1106002:889, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 решение суда изменено, в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
В кассационной жалобе общество "Просто-Р" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм налогового и земельного законодательства, отмечая, что земельные участки с кадастровыми номерами: 74:19:1106001:668, 74:19:1106001:798, 74:19:1106002:886, 74:19:1106002:887, 74:19:1106002:888, 74:19:1106002:889 (далее - спорные земельные участки) имеют вид разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства. Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей"), ввиду строительства заявителем на них инфраструктуры, инженерных коммуникаций и разработку проектов для строительства домов, полагает, что в рассматриваемом случае не лишен права применять пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%).
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган возражает против доводов общества "Просто-Р", просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Из обстоятельств дела следует, что спор между сторонами возник вследствие отказа налоговым органом в удовлетворении заявления налогоплательщика о перерасчете земельного налога за 2020 год в отношении спорных земельных участков, поскольку в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, применяется ставка земельного налога в размере 1,5%.
Решением управления от 08.06.2020 N 16-07/2/003561@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения налогоплательщика с заявлением в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сам по себе факт наличия у налогоплательщика статуса юридического лица - коммерческой организации, равно как и факты продажи земельных участков в 2022 году одному лицу, не могут расцениваться как использование земельных участков в предпринимательской деятельности.
Повторно рассматривая дело, и, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 387, 389, 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), исходил из доказанности налоговым органом отсутствия у общества права на применение пониженной ставки при исчислении земельного налога за 2020 год.
При этом апелляционная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства, установила, что земельные участки, по которым доначислен земельный налог, налогоплательщиком по целевому назначению не использовались, на указанных землях с видами разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" и "строительство жилого дома" строительство не ведется.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Земельный налог является формой платы за использование земли.
Правила взимания земельного налога установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе его главой 31 "Земельный налог", и по общему правилу не связывают величину налога с результатами экономической деятельности лица, использующего землю. Налог взимается от кадастровой стоимости земельного участка по соответствующим ставкам в виде стабильно уплачиваемых платежей.
В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ указано, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Устанавливая пониженную налоговую ставку в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, законодатель исходил из необходимости поощрения возведения жилья путем создания более выгодных финансовых условий ведения строительства.
По общему правилу определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3 процента является вид разрешенного использования земельного участка для жилищного строительства и соответствующее назначение возводимых на нем объектов. Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258, от 15.10.2020 N 309-ЭС20-11143, от 11.04.2022 N 306-ЭС21-25432, от 24.06.2022 N 310-ЭС22-2242).
Однако подпунктом "а" пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 325-ФЗ) из сферы действия абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса исключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, используемые в предпринимательской деятельности.
Данное регулирование применяется с 01.01.2020 (пункт 1 статьи 5 НК РФ, пункт 2 статьи 3 Закона N 325-ФЗ).
Таким образом, начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.
Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам.
Из приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что налогоплательщики - коммерческие организации, тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.
Принимая во внимание изложенное, начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
При таких обстоятельствах общество "Просто-Р", являющееся коммерческой организацией, не вправе было применять налоговую ставку 0,3 процента при исчислении земельного налога за 2020 год, а произведенный налоговым органом перерасчет налога по ставке 1,5 процента является правомерным.
Суд кассационной инстанции учитывает правовой подход, сформулированный Верховным Судом Российской Федерации в определении от 28.03.2023 N 305-ЭС22-27530 по делу N А41-94065/2021.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления общества в части признания незаконными действий инспекции по исчислению земельного налога по ставке 1,5 процента.
В свою очередь суд апелляционной инстанции в рамках дискреционных полномочий правомерно изменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование кассатором положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены апелляционного постановления, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А76-23054/2022 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Просто-Р" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что налогоплательщики - коммерческие организации, тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.
Принимая во внимание изложенное, начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
...
Суд кассационной инстанции учитывает правовой подход, сформулированный Верховным Судом Российской Федерации в определении от 28.03.2023 N 305-ЭС22-27530 по делу N А41-94065/2021."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 июня 2023 г. N Ф09-2434/23 по делу N А76-23054/2022