Екатеринбург |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А60-37869/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Плетневой В.В., Новиковой О.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Мурзалиной Д.А. рассмотрел в судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационные жалобы акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" и акционерного общества "Североуральский бокситовый рудник" на определение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2023 по делу N А60-37869/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа в сети "Интернет".
В судебном заседании в режиме веб-конференции принял участие представитель Администрации Североуральского городского округа (далее - Администрация) - Котова Е.В. (доверенность от 09.01.2023).
В здании Арбитражного суда Уральского округа приняли участие представители:
акционерного общества "Североуральский бокситовый рудник" (далее - общество "Севуралбокситруда") - Комсюков А.С. (доверенность от 01.05.2023);
акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - общество "ЭнергосбыТ Плюс") - Лукас Е.П. (доверенность от 05.09.2022);
Прокуратуры Свердловской области - Боброва А.А. (доверенность от 02.06.2023).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.04.2022 муниципальное унитарное предприятие "Комэнергоресурс" (далее - предприятие "Комэнергоресурс", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, исполняющим обязанности конкурсного управляющего должника утверждён Срывкин Сергей Михайлович.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2022 конкурсным управляющим должника утвержден Жихарев Евгений Александрович, член Ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 определение Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2022 отменено в части утверждения конкурсным управляющим Жихарева Е.А., вопрос об утверждении конкурсного управляющего должника посредством случайной выборки направлен на рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области, исполнение обязанностей конкурсного управляющего должника возложено на Жихарева Е.А.
Исполняющий обязанности конкурсного управляющего Срывкин С.М. 14.04.2022 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о возложении на Администрацию обязанности принять в казну Североуральского городского округа социальное значимое имущество должника: 361 объект холодного водоснабжения и 291 объект водоотведения.
В ходе судебного разбирательства конкурсный управляющий уточнил заявленные требования и просил взыскать с Администрации за счет казны Североуральского городского округа в конкурсную массу предприятия "Комэнергоресурс" компенсацию за передаваемое имущество в размере рыночной стоимости 289 294 494 руб.
От требований о возложении на Администрацию обязанности принять в казну Североуральского городского округа социальное значимое имущество: 361 объект холодного водоснабжения и 291 объект водоотведения, конкурсный управляющий отказался в связи с фактической передачей указанных объектов в муниципальную казну.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 11.11.2022 конкурсным управляющим предприятия "Комэнергоресурс" утверждена Шабунина Екатерина Ярославна, член Ассоциации арбитражных управляющих "Сириус".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2023 производство по заявлению конкурсного управляющего в части требования об обязании Администрации принять из хозяйственного ведения предприятия "Комэнергоресурс" в муниципальную казну Североуральского городского округа социально значимое имущество - объекты холодного водоснабжения и водоотведения прекращено. В остальной части заявление конкурсного управляющего удовлетворено частично, с Администрации за счет казны Североуральского городского округа в конкурсную массу предприятия "Комэнергоресурс" взыскана сумма компенсации за переданное имущество 50 809 399 руб. 43 коп. В оставшейся части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 определение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2023 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными определением от 13.02.2023 и постановлением от 11.04.2023, общества "ЭнергосбыТ Плюс" и "Севуралбокситруда" обратились в Арбитражный суд Уральского округа с кассационными жалобами, в которых просят указанные судебные акты изменить в части размера взысканной компенсации, взыскать с Администрации компенсацию за переданное имущество в размере 289 294 494 руб.
В кассационных жалобах заявители приводят доводы о том, что размер взысканной компенсации является несоразмерным стоимости изъятого у должника имущества, определен судами необоснованно, нарушает права и законные интересы кредиторов. Общества "ЭнергосбыТ Плюс" и "Севуралбокситруда" указывают на то, что рыночная стоимость объектов движимого и недвижимого имущества систем водоснабжения и водоотведения предприятия "Комэнергоресурс" в количестве 653 единицы по состоянию на дату проведенной судебной экспертизы (21.10.2022) составляла 1 148 898 032 руб. 92 коп., а с учетом социальной значимости - 289 448 000 руб., по итогам переоценки стоимость объектов водоснабжения и водоотведения составляет 271 780 071 руб. 13 коп., следовательно, в бухгалтерском учете должника в качестве балансовой стоимости должна отражаться данная рыночная стоимость, но не 50 809 399 руб., судами необоснованно проигнорированы результаты вышеуказанной экспертизы.
В отзывах Администрация и Прокуратура Свердловской области просят обжалуемые акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке, установленном статьями 284 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационных жалоб, суд округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего обособленного спора, предприятие "Комэнергоресурс" учреждено 12.05.2012 Администрацией Североуральского городского округа.
Предприятие "Комэнергоресурс" на основании Приказа Федеральной антимонопольной службы от 25.02.2016 N 189/16 включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры по Свердловской области.
Постановлениями Администрации Североуральского городского округа от 27.04.2012 N 563, от 30.05.2012 N 709, от 26.06.2012 N 871 предприятию "Комэнергоресурс" передано в хозяйственное ведение муниципальное имущество: объекты холодного водоснабжения и водоотведения.
Инвентаризация имущества должника проведена, конкурсным управляющим составлены инвентаризационные описи основных средств.
Сведения о результатах проведенной инвентаризации имущества должника опубликованы 05.04.2022 и 13.04.2022 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве по адресу в сети Интернет http://www.fedresurs.ru (сообщения N 8530217 и N 8597842).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2022 срок инвентаризации имущества предприятия "Комэнергоресурс" продлен до 01.09.2022.
Конкурсный управляющий направил Администрации письма от 05.04.2022, от 07.04.2022 и от 13.04.2022 с просьбой принять из хозяйственного ведения должника в муниципальную казну Североуральского городского округа социально значимое имущество в количестве 653 объектов, не подлежащее реализации в рамках процедуры банкротства предприятия "Комэнергоресурс", и выплатить в пользу предприятия разумную компенсацию за передаваемое имущество в размере остаточной стоимости имущества на последнюю отчетную дату - 23 699 146 руб. 76 коп. за счет средств казны Североуральского городского округа.
Постановлением Администрации Североуральского городского округа от 14.12.2022 муниципальное имущество в количестве 647 объектов, закрепленное за предприятием, принято в казну Североуральского городского округа.
Согласно приложению к акту комиссионного рассмотрения обращения исполняющего обязанности главы Североуральского городского округа Кринициной С.Г. от 26.12.2022 в состав муниципального имущества не принимаются шесть объектов со следующими инвентаризационными номерами: 100000022, 100000077, 1144001, 1247006, 4305011, 4495730.
Актом комиссионного рассмотрения обращения исполняющего обязанности главы Североуральского городского округа Кринициной С.Г. от 26.12.2022 установлено, что объект с инвентаризационным номером 435011 в исправном состоянии и может быть принят в состав муниципального имущества.
Таким образом, Администрацией принято муниципальное имущество в количестве 648 объектов, закрепленное за предприятием "Комэнергоресурс", в казну Североуральского городского округа и 5 объектов не принято, о чем составлен акт приема-передачи от 29.11.2022.
Поскольку конкурсный управляющий отказался от требования об обязании Администрации принять из хозяйственного ведения предприятия-должника в муниципальную казну Североуральского городского округа социально значимое имущество - объекты холодного водоснабжения и водоотведения, судами рассматривалось только требование о взыскании компенсации за принятое социально значимое имущество.
Определяя компенсацию за передачу социально значимого имущества в размере 50 809 399 руб. 43 коп., суды первой и апелляционной инстанций исходили из невозможности взыскания рыночной стоимости спорного имущества и невозможности взыскания заниженной остаточной стоимости, при этом руководствовались следующим.
В силу статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Данное имущество, по общему правилу, подлежит продаже в целях удовлетворения требований кредиторов в порядке, установленном названным Законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 5 статьи 132 Закона о банкроте социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
В силу пункта 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 данной статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора N 3 (2019).
Поскольку централизованная система водоснабжения и водоотведения в силу своей социальной значимости не могла быть включена в конкурсную массу должника с целью удовлетворения требований его кредиторов посредством проведения торгов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о возможности выплаты компенсации должнику за указанное имущество.
При определении размера компенсации необходимо учитывать баланс интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества, интересов должника и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, в связи с чем размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов.
Определяя размер подлежащей выплате компенсации за указанное имущество, суды приняли во внимание специфику имущества, его различность, невозможность взыскания рыночной стоимости спорного имущества (с учетом его целевого назначения, социальной значимости и состояния изъятых объектов, часть из которых имеет износ 100% и срок ввода в эксплуатацию 1956, 1968, 1960 годы) и невозможность взыскания заниженной остаточной стоимости, в связи с чем пришли к выводу о том, что сумма подлежащих взысканию денежных средств с учетом необходимости соблюдения принципов разумности и справедливости, обеспечения баланса публичных и частных интересов должна соответствовать размеру балансовой стоимости переданного имущества - 50 809 399 руб. 43 коп.
Довод общества "Севуралбокситруда" о том, что судами проигнорированы результаты судебной экспертизы и взыскана компенсация в размере, отличном от рыночной стоимости переданных объектов, судом округа отклоняется, поскольку заключение экспертизы, являющееся доказательством, не имеющим заранее установленной силы, оценено судами наравне с другими представленными доказательствами, и по итогам оценки доказательств в их совокупности, с соблюдением баланса интересов должника, его кредиторов и муниципального образования, сделан вывод о невозможности взыскания рыночной стоимости спорного имущества, определенной по результатам судебной экспертизы в размере 289 448 000 руб.
Иные доводы, приведенные в кассационных жалобах, судом округа изучены и отклонены, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами и могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов; фактически в кассационных жалобах заявители приводят те же обстоятельства, на которые ссылались в обоснование своей позиции в судах, полагая, что они должны быть оценены судом иным образом.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда округа не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2023 по делу N А60-37869/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" и акционерного общества "Североуральский бокситовый рудник" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
В.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора N 3 (2019)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2023 г. N Ф09-1696/22 по делу N А60-37869/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
21.06.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
22.04.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1696/2022
21.02.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1696/2022
09.02.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1696/2022
12.01.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
15.12.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1696/2022
06.12.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
05.12.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
20.11.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
17.11.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
17.10.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10237/2023
03.10.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
19.09.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
22.08.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
09.08.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
28.06.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1696/2022
05.06.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
26.04.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1696/2022
11.04.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
10.03.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1696/2022
02.02.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1696/2022
30.01.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
13.01.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
22.12.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
02.12.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
15.11.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
03.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1696/2022
11.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
18.07.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-37869/2021
19.05.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1696/2022
04.05.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1696/2022
04.04.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-37869/2021
16.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
01.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021
23.11.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13896/2021