Екатеринбург |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А76-10126/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационные жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - фонд, ТФОМС Челябинской области, страховщик) и Государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N 1 г. Челябинска" (далее - заявитель, медицинское учреждение, больница, страхователь) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 по делу N А76-10126/2022 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - Мышенкова Е.М. (доверенность от 22.08.2021), Харламова Е.Н. (доверенность от 15.08.2021);
фонда - Акиньшина М.Ю. (доверенность от 01.02.2022).
Медицинское учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к фонду о признании недействительными следующих результатов проверки, отраженных в акте выездной плановой комплексной проверки от 02.03.2022:
1) пункт 1 акта выездной плановой комплексной проверки от 02.03.2022 в части нецелевого использования средств, полученных на финансовое обеспечение программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на общую сумму 1 960 033 руб. 11 коп. и начисленного за нецелевое использование штрафа по ним на общую сумму 200 203 руб. 31 коп. в том числе: на выплату материальной помощи сотрудникам больницы, на выплату отпускных в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией;
2) требований проверки, отраженных в акте выездной плановой комплексной проверки от 02.03.2022 (далее - требование):
2.1) пункт 1.1 требований - в части непризнанного больницей нецелевым использования средств, полученных на финансовое обеспечение программы ОМС, в сумме 1 960 033 руб. 11 коп.;
2.2) пункт 1.2 требований - в части процентов от спорной суммы (1 960 033 руб. 11 коп.), в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день предъявления санкций;
2.3) пункт 1.3 требований - в части непризнанного больницей начисленного за нецелевое использование штрафа на общую сумму 2 00 203 руб. 31 коп.;
3) абзац 9 страницы 4 пункт 1 Раздела 1 акта выездной плановой комплексной проверки от 02.03.2022 в части текста: "В проверяемом периоде претензии ГАУЗ "ДГКБ N 1 г. Челябинск" к СМО в части осуществления оплаты медицинской помощи по ОМС не предъявлялись." признать недействительным, и/или внести изменения в следующей редакции: "В проверяемом периоде ГАУЗ "ДГКБ N 1 г. Челябинск" в части осуществления оплаты медицинской помощи по ОМС предъявлялись претензии к СМО. в связи с неоплатой основного долга в срок, установленный договором принятых к оплате сумм за оказанные медицинские услуги:
- ООО СМК "Астра-Металл" по договору от 14.01.2013 N 53/ОМС/2013 в сумме 3 337 753 руб. 23 коп.;
- ООО "СОГАЗ - Мед" по договору от 01.01.2013 N Гмф/-06/ОМ/26/13 в сумме 2 65 617 руб. 56 коп.
Оплата задолженности по основному долгу вышеуказанными страховыми организациями произведена в полном объеме с нарушением сроков оплаты по указанным договорам;
4) признать недостоверными и неполными сведения, указанные на страницах 2, 3 акта выездной плановой комплексной проверки от 02.03.2022 о представленных для проверки документах, в связи с не включением представленных по 3 запросу фонда документов по проведенной претензионной работе в больницы за проверяемый период 2020-2021 годы (реестров претензий, оригиналов претензий, требований, ответов на претензии).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2022 требования заявителя удовлетворены частично, оспариваемый акт признан недействительным в части: установления нецелевого использования средств, полученных на финансовое обеспечение программы ОМС, на общую сумму 1 960 033 руб. 11 коп., в том числе на выплату материальной помощи - в сумме 1 079 000 руб., на выплату отпускных стимулирующего характера - в сумме 881 033 руб. 11 коп. и начисления штрафа в сумме 200 203 руб. 31 коп., в том числе на выплату материальной помощи - в сумме 112 100 руб., на выплату отпускных стимулирующего характера - в сумме 88 103 руб. 31 коп.; требования о возврате в бюджет ТФОМС средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 1 960 033 руб. 11 коп. (пункт 1.1 требования); требования о начислении пени на сумму средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 1 960 033 руб. 11 коп. в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (пункт 1.2 требования); требования о перечислении штрафа в бюджет ТФОМС в сумме 200 203 руб. 31 коп.
(пункт 1.3 требования). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 решение суда изменено; заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемый акт признан недействительным в части: установления нецелевого использования средств, полученных на финансовое обеспечение программы ОМС на выплату материальной помощи в сумме 1 079 000 руб., и начисления штрафа в сумме 107 900 руб.; требования о возврате в бюджет ТФОМС средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 1 960 033 руб. 11 коп.; требования о начислении пени на сумму средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 1 960 033 руб. 11 коп. в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки; требования о перечислении штрафа в бюджет ТФОМС в сумме 107 900 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Фонд просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения требований больницы, в этой части отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права, ссылаясь на то, что законодательство об обязательном медицинском страховании не наделяет медицинские учреждения правом вместо возврата в бюджет фонда и средств ОМС, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения и учета средств ОМС либо перемещать данные средства на иные собственные счета.
Полагает неверными выводы судов о том, что повторный возврат средств обязательного медицинского страхования влечет получение фондом данных средств в двойном размере.
Считает, что возможность применения обстоятельств, смягчающих ответственность больницы при выявлении фактов нецелевого использования средств ОМС, законодательством не предусмотрена.
Больница выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, просит оставить решение суда первой инстанции в силе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, вывод о том, что выплаты отпускных в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам, групп риска заражения новой короновирусной инфекции является нецелевым использованием денежных средств, находит ошибочным, соответственно начисление штрафа в сумме 88 103 руб. 31 коп. является незаконным; настаивает на незаконности назначения штрафа в размере 4 200 руб. (10% от суммы 42 000 руб., которую учреждение добровольно уплатило как материальную помощь в связи с рождением ребенка и смертью близкого родственника).
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, исследовав доводы заявителей жалоб, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, по итогам проведенной фондом плановой комплексной выездной проверки страхователя по вопросу использования средств ОМС за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 страховщиком выявлено нецелевое использование средств, полученных больницей на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, на общую сумму 1 960 033 руб. 11 коп. (в том числе на выплаты отпускных в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, на оплату труда работникам специализированных психиатрических бригад и т.д).
В ходе проверки денежные средства в сумме 881 033 руб. 11 коп. восстановлены заявителем в бюджет.
По результатам проверки фондом составлен акт от 02.03.2023, в котором заявителю со ссылкой на часть 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) выставлено требование о возврате в бюджет фонда средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 1 960 033 руб. 11 коп. и уплате соответствующей указанной сумме штрафа, также предложено в срок до 01.04.2022 предоставить план мероприятий по устранению данных нарушений.
Не согласившись с изложенным, медицинское учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности фондом обстоятельств нецелевого использования предоставленных больнице денежных средств в сумме 1 960 033 руб. 11 коп. и правомерности привлечения к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ. В то же время, оценив представленные доказательства, и, установив, что в период проведения проверки учреждением произведено восстановление денежных средств в сумме 881 033 руб. 11 коп. с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет ОМС, суд указал, что требование фонда при таких обстоятельствах означает не возврат использованных не по целевому назначению средств ОМС в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих заявителю, то есть применение к нему штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены.
Апелляционная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о доказанности факта нецелевого использования средств, полученных медицинским учреждением на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, на общую сумму 1 960 033 руб. 11 коп.
Вместе с тем, установив факт нецелевого использования учреждением денежных средств фонда, пришла к выводу о том, что требование об уплате начисленного на указанную сумму штрафа в размере 88 103 руб. 31 коп. является законным и обоснованным.
Также суд апелляционной инстанции указал на отсутствие у суда первой инстанции оснований для признания незаконным акта проверки в части требования об уплате штрафа в размере 4 200 руб., поскольку названный штраф начислен фондом на неоспариваемую страхователем сумму нецелевого использования средств.
Суд округа не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
В силу статей 38, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования - что является целевым использованием средств.
В соответствии с частью 9 статьи 39 данного закона медицинская организация обязана возвратить в течение 10 рабочих 5 дней со дня предъявления фондом соответствующего требования средства, использованные не по целевому назначению. За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Как установлено судами, в ходе проведения проверки фондом выявлены факты выплаты больницей опускных с начислениями в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в общей сумме 1 960 033 руб. 11 коп., за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, между тем в соответствии с Правилами предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021N 1124, а также в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 15.04.2020 N 145-П такие выплаты финансируются за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о доказанности нецелевого использования предоставленных медицинскому учреждению денежных средств в указанных суммах и правомерности привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Вместе с тем, поскольку в ходе проверки с целью устранения допущенного нарушения в 2020-2021 годах больницей фактически произведено восстановление денежных средств в сумме 881 033 руб.11 коп. на лицевой счет ОМС, суды первой и апелляционной инстанций справедливо заключили, что требование фонда о возврате денежных средств, мотивированное формальным отсутствием нормативно установленной процедуры восстановления таких денежных средств, в спорной ситуации не восстанавливает потери бюджета фонда, а дополнительно изымает денежные средства медицинского учреждения в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100 % от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен частью 9 статьи 39 настоящего закона.
Ссылка фонда о том, что восстановление средств на лицевом счете обязательного медицинского страхования не исключает признание израсходованных сумм нецелевым использованием средств, судами отклонена со ссылкой на недопустимость получения страховщиком спорных денежных средств в двойном размере.
Учитывая изложенное, суды обоснованно удовлетворили требования больницы касаемо возвращения в бюджет фонда денежных средств в сумме 881 033 руб. 11 коп., а также в части возложения обязанности перечислить штраф за использование не по целевому назначению средств ОМС в размере, не превышающем 88 103 руб. 31 коп.
Несогласие фонда с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судом норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемого постановления.
Ссылки фонда на судебную практику в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами. В рассматриваемом случае суды оценили обстоятельства конкретного дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, и пришли к постановке обоснованного вывода о неправомерности принятия оспоренного решения в отмененной части.
Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами судов не имеется, поскольку аргументы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию её подателя с этими обстоятельствами и судебной оценкой доказательств, оснований для изменения которой кассационный суд в рассматриваемом случае также не находит.
Что касается выводов суда апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для начисления больнице штрафа за нецелевое использование средств фонда на выплату материальной помощи за 2021 год в сумме 42 000 руб. они мотивированы судом тем, что из материалов настоящего дела прослеживается, что больницей фактически заявлены возражения по существу лишь в отношении выплат материальной помощи за 2020 год в размере 1 079 000 руб. и соответствующего штрафа в размере 107 900 руб., в свою очередь выплаты за 2021 год в сумме 42 000 руб. заявитель восстановил на лицевом счете медицинской организации в полном объеме, в связи с чем указанная сумма исключена из требований фонда в соответствии с уточнением от 19.12.2022, однако, соответствующий штраф в сумме 4 200 руб. медицинским учреждением не уплачен.
На основании изложенного, определяя сумму оспариваемого штрафа в этой части, суд первой инстанции не учел указанный выше штраф в размере 4 200 руб., начисленный на неоспариваемую больницей сумму нецелевого использования средств фонда - 42 000 руб.
Вместе с тем, факт нецелевого использования средств фонда в этой части учреждением по существу не оспаривался, тем самым оснований для признания незаконным акта проверки в части требования об уплате штрафа в размере 4 200 руб. у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда в данной части.
Все доводы больницы судом круга отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Кроме того, доводы жалобы больницы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Нормы материального права апелляционным судом применены правильно.
Нарушений судом норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 по делу N А76-10126/2022 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационные жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области и Государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N 1 г. Челябинска" - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N 1 г. Челябинска" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, в ходе проведения проверки фондом выявлены факты выплаты больницей опускных с начислениями в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в общей сумме 1 960 033 руб. 11 коп., за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, между тем в соответствии с Правилами предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021N 1124, а также в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 15.04.2020 N 145-П такие выплаты финансируются за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о доказанности нецелевого использования предоставленных медицинскому учреждению денежных средств в указанных суммах и правомерности привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2023 г. N Ф09-3811/23 по делу N А76-10126/2022
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3811/2023
06.05.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5535/2024
05.07.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3811/2023
13.03.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1337/2023
28.12.2022 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-10126/2022