Екатеринбург |
|
07 июля 2023 г. |
Дело N А60-51582/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Суспициной Л.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, истец) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Милков И.Г. (доверенность от 09.01.2023 N 05-01/3);
администрации городского округа Верхняя Пышма - Черемных Е.В. (доверенность от 30.12.2022 N 01-01-15/11628).
Управление обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию "Водопроводно-канализационного хозяйства" городского округа Верхняя Пышма (далее - МУП "Водоканал", ответчик) о взыскании 1 498 597 руб. 67 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, а также неустойки на сумму долга исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ с 01.03.2020 по 31.03.2022.
Решением суда от 18.01.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 21.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, ответчиком не подтвержден факт несения затрат на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Управление отмечает, что не могут быть учтены в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду затраты: в сумме 631 856 534,70 руб. на строительство первой очереди очистных сооружений, поскольку заказчиком по муниципальному контракту от 08.06.2015 N 219773 является МКУ "Комитет жилищно- коммунального хозяйства" с источником финансирования областной бюджет, а не средства ответчика; в сумме 6 973 095,00 руб. на выполнение технического надзора, поскольку не относятся к мероприятиям по снижению негативного воздействия на окружающую среду, платежные поручения подтверждающие оплату этих расходов не представлены; в сумме 20 969 500 руб. также не подтверждены платежными поручениями; в сумме 42 595 040, руб., так как не подтверждены, данное мероприятие реализуется в рамках выполнения инвестиционной программы, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 05.12.2018 N 513, имеющий другой источник финансирования. Как полагает заявитель, судами необоснованно принято в качестве преюдициального решение суда по делу N А60-54383/2020 от 16.03.2021. Управление указывает, что план снижения сбросов загрязняющих веществ, с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов отсутствует, что не позволяет произвести зачет затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в счет платы за негативного воздействия на окружающую среду.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Водоканал" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МУП "Водоканал" представило в адрес управления декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.
Управлением осуществлен контроль за исчислением платы, по итогам которого установлено, что плата рассчитана без учета 100-кратного повышающего коэффициента (очистные сооружения г. Верхняя Пышма, код объекта 65-0166-000972-П; очистные сооружения п. Красный, код объекта 65- 0166-000973-П; очистные сооружения п. Исеть, код объекта 65-0166-000976-П; очистные сооружения п. Кедровое, код объекта 65-0166-000977-П); Раздел 3 "Плата за размещение отходов производства и потребления" не соответствует требованиям Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255) расчет платы за размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (очистные сооружения г. Верхняя Пышма, код объекта 65- 0166-000972-П; очистные сооружения п. Красный, код объекта 65-0166-000973- П; очистные сооружения п. Исеть, код объекта 65-0166-000976-П; очистные сооружения п. Кедровое, код объекта 65-0166-000977-П) произведен без учета 25-кратного повышающего коэффициента.
Управление направило МУП "Водоканал" акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду с требованиям о погашении задолженности в соответствии с п. 46 Правил N 255 на основании данных, содержащихся в декларации и приложенных к ней данных о фактическом негативном воздействии на окружающую среду (акт от 22.06.2022 N 02-01-23/13217, требование от 22.06.2022 N 02-01-23/13218).
Поскольку МУП "Водоканал" указанное требование не исполнило, управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суды исходили из следующего.
Как установлено статьей Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со статье 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрено взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункты 1, 2, 5 ст. 16.2 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со статьей 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
На основании пунктов 1, 3 статьи 17 Закона об охране окружающей среды государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды. Государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном названным Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 настоящего Федерального закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона об охране окружающей среды государственная поддержка осуществляется при реализации следующих мероприятий, в том числе: внедрение наилучших доступных технологий; установка оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления.
Согласно пункту 5 статьи 17 Закона об охране окружающей среды федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные меры государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется в том числе посредством понижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П, Закон об охране окружающей среды допускает в качестве метода экономического регулирования в области охраны окружающей среды предоставление определенных льгот при внедрении наилучших технологий, осуществлении эффективных мер по охране окружающей среды (абзац 9 статьи 14), а Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает понижение размера платы за размещение отходов при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение их количества (статья 24).
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения установлен Правилами N 255.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 255 при исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера. Таким образом, стоимость мероприятий носящих природоохранный характер, имеющие цель снижения негативного влияния на окружающую среду и отвечающих критериям определенным в п.4 ст. 17 Закона об охране окружающей среды может быть (право природопользователя) учтена при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Из суммы платы (за исключением случаев сбросов загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов) вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности предусматривается снижение сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ (п. 25 Правил N 255).
Таким образом, законом предусмотрено право на уменьшение платежей при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указанная правовая позиция изложена также в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2020 N 308-ЭС20-5057.
Ответчик, возражая против иска, указал, что в рамках реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду МУП "Водоканал" освоено 10701,61 тыс. руб., и указанные средства, подлежат зачету в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что рамках проводимых природоохранных мероприятий ответчиком разработан план водоохранных мероприятий, выполнение которых подтверждено информацией о выполнении условий водопользования Муниципальным унитарным предприятием "Водопроводно- канализационного хозяйства" городского округа Верхняя Пышма по Решениям о предоставлении водного объекта в пользование за 2 квартал 2020 г. и Сведениями о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах в 2020 г. Отчет по форме N 2-0С.
Суды приняли во внимание, что решением Комитета по Управлению имуществом Администрации городского округа Верхняя Пышма от 29.04.2019 N 232 за ответчиком на праве хозяйственного ведения закреплено канализационные очистные сооружения (КОС) городского округа Верхняя Пышма - очистных сооружений производительностью 40 000 куб. м/сут. (20 000 куб. м/сут. - первая очередь).
Суды учли, что вступившим в законную силу решением по делу N А60-54383/2020 установлено, что в период 2015-2019 годы МУП "Водоканал" реализованы мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду посредством выполнения работ по расширению канализационных очистных сооружений ГО Верхняя Пышма производительностью 40 000 куб. м./сут. Затраты на строительство первой очереди очистных сооружений составили 631 856,5 тыс. руб.
В соответствии с Положительным заключением государственной экспертизы N 66-1-5-0461-14/14-0535-1 от 07.10.2014 объект капитального строительства Расширение канализационных очистных сооружений (КОС) городского округа Верхняя Пышма Очистные сооружения хозяйственно- бытовых стоков производительностью 40000 м3/сутки (две очереди).
Как указал ответчик, реализация проекта благоприятно повлияет на окружающую среду, снижает отходы производства, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в водный объект. Принятая технология очистки состоит из следующих ступеней: резервуар-усреднитель, грубая предочистка, биологическая очистка (зона активации биологической очистки, вторичные отстойники, система рециркуляции активного ила); терциальная- третичная доочистка (дополнительная ступень очистки); обеззараживание УФО
лоткового типа ОДВ-240ЛА; система контроля и управления технологическим процессом на базе аналогичных процессоров разработанная под технологию ООО УПЕК (л.31).
Стоимость каждого из мероприятий в вышеуказанном проекте определена в Приложении к решению Комитета по Управлению имуществом Администрации городского округа Верхняя Пышма от 29.04.2019 N 232 "О закреплении муниципального имущества за МУП "Водоканал" на праве хозяйственного ведения".
Суды, принимая во внимание договоры и отчетные документы, выявили, что МУП "Водоканал" понесены расходы по проведению инженерных изысканий: Инженерно-геодезических, инженерно- геологических, инженерно-гидрометрологических, Инженерно-экологических, Инженерно-геологических, а так же по разработке проектно-сметной документации по мероприятию "Расширение канализационных очистных сооружений ГО Верхняя Пышма" производительностью 40 000 м3/сут.; общая сумма расходов составила 20 969 500 руб.; расходы на выполнение технического надзора за проведением вышеуказанного мероприятия в сумме 6 973 095 руб.; сумма неучтенных ранее расходов ответчика по природоохранному мероприятию: "Расширение канализационных очистных сооружений ГО Верхняя Пышма" производительностью 40 000 м3/сут." составила 27 942 595 руб.
В период 2018-2019 годов ответчиком понесены расходы по природоохранному мероприятию: "Реконструкция и расширение очистных сооружений канализации города Верхняя Пышма, Строительство сливной станции". Указанное мероприятие направлено на снижение залпового сброса при перелива стока с АС машин на очистных сооружениях. Затраты ответчика на данное мероприятие составили 42 595 040 руб.
Таким образом, стоимость природоохранных мероприятий, заявленных к зачету в счет платы за НВОС за период: 2020, 2019 гг. составила 702 395 135 руб. (20 969 500 + 631 856 500 + 6 973 095 + 42 595 040).
Судами установлено также, что ответчик на протяжении всего существования (деятельности) ведет работу по снижению негативного воздействия на окружающую среду, выполняет природоохранные мероприятия.
В рамках указанной работы предприятием разработан Сводный план природоохранных мероприятий на период 2017-2023 гг. План водоохранных мероприятий Муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационного хозяйства" городского округа Верхняя Пышма. Сброс загрязняющих веществ в р. Пышма со сточными водами очистных сооружений бытовой канализации г. Верхняя Пышма период 2013- 2025 гг.
Указанные планы содержат перечень работ и мероприятий, планируемых к выполнению и направленных на охрану и рациональное использование: водных ресурсов, атмосферного воздуха, обращения с опасными отходами.
Кроме того, МУП "Водоканал" реализует Программу, предусматривающую мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду в рамках подписанного Соглашения N 1 о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды между Правительством Свердловской области и Муниципальным унитарным предприятием "Водопроводно- канализационного хозяйства" городского округа верхняя Пышма от 14.08.2014.
Указанная программа также содержит перечень мероприятий, сроки реализации, стоимость, источник финансирования и экологическая эффективность указанных мероприятий.
Об исполнении природоохранных мероприятий, предприятие регулярно отчитывалось в Министерство природных ресурсов и экологии по Свердловской области, а так же органу местного самоуправления.
В связи с проведением указанных мероприятий ответчик полагает, что имеет место позитивный результат выполненного мероприятия по расширению канализационных очистных сооружений ГО Верхняя Пышма производительностью 40 000 мЗ/сут. (первая очередь) в размере 11,57 % (Сравнение количества сброшенных загрязняющих веществ в реку Пышма за период 2014 и 2020).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, установив, что в связи с реализацией ответчиком мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактическое несение затрат документально подтверждено, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у ответчика права на уменьшение платежей при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, в иске отказано правомерно.
Доводы заявителя об отсутствии у ответчика плана снижения сбросов загрязняющих веществ, необходимого для соответствующего зачета, об отсутствии доказательств несения затрат, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, указанные доводы основаны на неправильном толковании приведенных норм права применительно к установленным судами обстоятельствам, в части, выражают несогласие заявителя с оценкой доказательств и выводами судов о фактических обстоятельствах, переоценка которых не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ) судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2023 по делу
N А60-51582/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Л.А.Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из суммы платы (за исключением случаев сбросов загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов) вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности предусматривается снижение сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ (п. 25 Правил N 255).
Таким образом, законом предусмотрено право на уменьшение платежей при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указанная правовая позиция изложена также в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2020 N 308-ЭС20-5057."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июля 2023 г. N Ф09-2918/23 по делу N А60-51582/2022