Екатеринбург |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А60-59005/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русдор" (далее - общество "Русдор", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2023 по делу N А60-59005/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) - Анисимов Р.Г. (доверенность от 08.08.2022 N 250, диплом, паспорт).
Общество "Русдор" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании недействительным решения по жалобе от 14.09.2022 N 066/06/106-3038/2022, которым обществу отказано в удовлетворении жалобы на действия заказчика в лице Администрации Невьянского городского округа, его комиссии.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Невьянского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Русдор" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда округа указывает на отсутствие полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, предусмотренного частью 1 статьи 71 АПК РФ, полагает, что представленные документы подтверждали выполнение работ, характерных для капитального ремонта.
По мнению общества "Русдор", решение антимонопольного органа не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку создает практическую угрозу невозможности заключать контракты по итогам конкурентных процедур, требующих наличия опыта выполнения работ по капитальному ремонту дорог, так как при повторном отклонении заявки общества "Русдор" по аналогичным основаниям, вероятность удовлетворения аналогичной жалобы в досудебном порядке на территории Свердловской области ничтожно мала.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.08.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162300019822000125 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в поселке Ребристый и в поселке Середовина, начальная максимальная цена контракта - 14 960 000 руб.
Заказчиком в структурированной форме извещения установлено требование о соответствии участника закупки требованиям в соответствии с позицией 17 приложения к дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В подтверждении опыта выполнения работ обществом "Русдор" представлен муниципальный контракт от 30.04.2021 N 62-ЭА-21 "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Калинина на участке км 0+000 - км 2+030 в городе Реж", акты по форме КС-2.
Закупочной комиссией 08.09.2022 проведена процедура подведения итогов, по итогам которой составлен протокол N ИЭА1.
Заявка заявителя общества "Русдор" отклонена в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении о проведении аукциона относительно опыта выполнения работ.
Общество обратилось в управление с жалобой на действия заказчика в лице Администрации Невьянского городского округа, его комиссии в связи с отклонением заявки.
Комиссией управления в порядке статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) принято решение от 14.09.2022 N 066/06/106-3038/2022, которым в действиях заказчика не выявлено нарушений Закона о контрактной системе, жалоба общества "Русдор" признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением, общество "Русдор" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией, содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением N 2571 позицией 17 в приложении установлены такие дополнительные требования как опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей.
Судами правомерно учтено, что поскольку начальная максимальная цена рассматриваемого контракта составляет 14 960 000 руб., общество обязано было подтвердить наличие опыта работ по вышеуказанным договорам на сумму не менее 7 480 000 руб.
Документами, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции, являются: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции, представляются: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Пунктом 3(а) Постановления Правительства РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки"; позиции 6-13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация работ по капитальному ремонту, Приказ Минтранса N 402).
В соответствии с пунктом 3 данного Приказа (раздел II) при капитальном ремонте проводятся следующие работы: 2) по дорожным одеждам: а) ликвидация колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона; 3) по искусственным и защитным дорожным сооружениям: а) замена элементов мостового полотна с усилением плит и заменой продольных и поперечных швов омоноличивания сталежелезобетонных пролетных строений; б) удлинение, замена водопропускных труб; в) восстановление несущей способности балок пролетных строений и опор с доведением грузоподъемности сооружения до нормативных значений.
Раздел III "Классификация работ по ремонту автомобильных дорог", подпункт "в" пункта 5 Приказа Минтранса N 402 предусматривает проведение при обычном (не капитальном) ремонте таких работ, как удлинение до 25% и (или) замена отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб (без дополнительного землеотвода, исправление изоляции и стыков водопропускных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами, расчистка подводящих и отводящих русел до проектных параметров, в границах полосы).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Как установлено судами, в подтверждение опыта выполнения работ обществом "Русдор" представлен муниципальный контракт от 30.04.2021 N 62-ЭА-21 "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Калинина на участке км 0+000 - км 2+030 в городе Реж"; акт по форме КС-2 о приемке заказчиком выполненных работ сметной стоимостью 36 707 243,76 руб.
Согласно пункту 1.1 данного муниципального контракта, он заключается в целях приведения улично-дорожной сети на территории Режевского городского округа в соответствие требованиям национальных стандартов, созданию условий для обеспечения безопасности дорожного движения, сохранности дорог на территории Режевского городского округа, соблюдения требований ГОСТа Р 50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", утв. письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270- ИС.
По указанному контракту Подрядчик обязуется выполнить ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Калинина на участке км 0+000 - км 2+030 в городе Реж (пункт 1.2 контракта). Цена контракта - 36 200 000 руб.
К контракту приложены также техническое задание, проектная документация, утвержденная МКУ "Управление городским хозяйством", город Реж.
По мнению общества, актом выполненных работ (КС-2) от 26.08.2021 подтверждается выполнение в рамках контракта от 30.04.2021 N 62- ЭА-21 работ по капитальному ремонту автодороги, а именно пункты 5, 7, 10, 32 акта подтверждают факт о выполнении работ по ликвидации колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды, (подпункт "а" пункта 2 Приказа Минтранса N 402), укладке водопропускных труб из гофрированного материала).
Однако, судами установлено, что фактически в пунктах 5, 7, 10 акта от 26.08.2021 речь идет о снятии деформированного асфальтобетонного покрытия толщиной слоя до 50 мм, об устройстве покрытия толщиной 4 см (то есть до 50 мм). То есть, данные работы соответствуют подпункту "г" пункту 5 раздела III Классификации работ по ремонту автомобильных дорог, которые предусматривают проведение при обычном (не капитальном) ремонте работ по ликвидации колей глубиной до 50 мм, в том числе методами фрезерования.
Раздел III Классификация работ по ремонту автомобильных дорог, подпункт "в" пункта 5 Приказа Минтранса N 402 предусматривает проведение при обычном (не капитальном) ремонте таких работ, как удлинение до 25% и (или) замена отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб (без дополнительного землеотвода, исправление изоляции и стыков водопропускных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами, расчистка подводящих и отводящих русел до проектных параметров, в границах полосы).
Также судами установлено, что из пункта 32 акта, на который ссылается общество, следует, что им проводились работы по укладке водопропускных труб длиной 24 м.
Однако, как верно указали суды, из представленных документов не усматривается, что удлинение трубы превысило 25%. Сами по себе объемы замены дорожного полотна (17285 м2 ) выполнение работ по капитальному ремонту не доказывают.
Судами также учтено, что в самом задании на разработку проектной документации (лист 5, файл "9. Проектная документация.pdf" к заявлению об оспаривании ненормативного правового акта) напротив графы "Вид строительства (ремонта)" указано на "Ремонт", а не капитальный ремонт.
При этом, упоминания о капитальном ремонте отсутствуют как в муниципальном контракте N 62А-21 от 30.04.2021, так и в акте выполненных работ (КС-2) от 26.08.2021.
В связи с чем, судами правомерно заключено, что обществом не опровергнута правильность выводов заказчика и Управления о том, что выполненные им по этому контракту работы капитальным ремонтом не являлись.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установив, что представленные обществом документы не подтверждают соблюдение дополнительных требованиях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, суды пришли к обоснованному выводу о законности и обоснованности вынесенного Управлением решения. В связи с чем, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить основанием для их отмены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2023 по делу N А60-59005/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русдор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация работ по капитальному ремонту, Приказ Минтранса N 402).
...
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установив, что представленные обществом документы не подтверждают соблюдение дополнительных требованиях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, суды пришли к обоснованному выводу о законности и обоснованности вынесенного Управлением решения. В связи с чем, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 июля 2023 г. N Ф09-3035/23 по делу N А60-59005/2022