Екатеринбург |
|
24 июля 2023 г. |
Дело N А50-25922/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Ивановой С.О., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПермьУралНеруд" (далее - ООО "ПермьУралНеруд", заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ООО "ПермьУралНеруд" - Антонов О.В. (доверенность от 27.03.2023 N 3, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Георазведка" (далее - ООО "Георазведка") - Попов А.В. (доверенность от 14.12.2022 N 4, диплом), Родина И.М. (доверенность от 11.01.2023 N 1, диплом).
От Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО "ПермьУралНеруд" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к министерству об оспаривании отказа от 23.09.2022 N 30-01-20.2-4510 в приеме заявки ООО "ПермьУралНеруд" от 02.12.2021 на геологическое изучение за счет пользователя недр участка недр местного значения "Пограничный" (пункт 7 дополнения к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю от 16.11.2021 года); признании права ООО "ПермьУралНеруд" на предоставление министерством сроком на 5 лет права пользования участком недр местного значения "Пограничный" с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр, включенного в утвержденное и опубликованное 16.11.2021 министерством дополнение к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю; обязании предоставить ООО "ПермьУралНеруд" сроком на 5 лет право пользования участком недр местного значения "Пограничный" с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр, включенного в утвержденное и опубликованное 16.11.2021 министерством дополнение к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Георазведка", индивидуальный предприниматель Деткин Евгений Александрович (далее - ИП Деткин Е.А.).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2023 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе ООО "ПермьУралНеруд" просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В жалобе заявитель выражает несогласие с выводом судов о том, что отсутствие в заявке сведений о том, за счет каких средств будет производиться геологическое изучение не позволяют рассмотреть заявку на соответствие конкретным требованиям статьи 11 Закона Пермского края от 09.11.2012 N 114-ПК "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края" (далее - Закон N 114-ПК). Указывает, что заявка подана ООО "ПермьУралНеруд" для получения права пользования участком недр местного значения для геологического изучения недр, за счет средств пользователя недр: в заявке и приложениям к ней отсутствуют сведения о заключенном государственном контракте на выполнение работ по геологическому изучению недр, реквизиты и наименование органа (организации), с которым заключен контракт. Кроме того, Закон N 114-ПК не предусматривает дополнительных требований относительно названия заявки в зависимости от источника финансирования; сама по себе подача заявки на основании утвержденного министерством дополнения к перечню участков недр местного значения, предоставляемых в пользование, означает, что участок может быть предоставлен в пользование для геологического изучения только за счет пользователя недр, соответственно, заявка соответствует требованиям к ее содержанию, предусмотренному частью 2 статьи 11 Закона N 114-ПК, касающемуся требований к заявке на геологическое изучение за счет собственных средств.
ООО "ПермьУралНеруд" в кассационной жалобе настаивает на несоответствии вывода судов о неустановлении заявителем конкретных сроков проведения работ по геологическому изучению участка "Пограничный", обстоятельствам дела. Полагаем, что в заявке общества содержится указание на то, что подготовка и утверждение в установленном порядке проекта работ по разведке месторождения, получившего положительное заключение экспертизы не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии; проведение геологического изучения и представление подготовленных в установленном порядке материалов по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее 24 месяцев после завершения работ в соответствии с проектом работ по разведке месторождения. Считает, что приведенные сроки проведения работ соответствуют требованиям законодательства и позволяют определить промежутки времени, в течение которых планируется выполнение указанных этапов проведения геологического изучения участка недр. Указывает, что начало исчисления предложенных сроков соответствует требованиям статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), статьи 6 Закона N 114-ПК, а именно: участок недр предоставляется в пользование для геологического изучения недр - на срок до 5 лет, соответственно, данный срок исчисляется с даты государственной регистрации лицензии на пользование этим участком недр, осуществляемой посредством внесения соответствующей записи в государственный реестр участков недр.
ООО "ПермьУралНеруд" в жалобе приводит доводы о нарушении судами норм процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку выявленный ряд ограничений, препятствует пользованию участком недр (а именно - наличие предоставленных в пользование участков водного объекта для сброса сточных вод, а именно: наложение границ участка на водоохранную зону; ограничения, связанные с безопасностью судоходства). Полагает, что возражения министерства о выявлении у участка недр ограничений на предоставление его в пользование после включения в перечень участков недр местного значения от 16.11.2021 были предметом рассмотрения в рамках дела N статьи 12 Закона о недрах). Кроме того, считает, что само по себе наличие ограничений в пользовании участком недр, не может являться безусловным основанием в отказе предоставления участка недр. По мнению заявителя жалобы, повторно рассматривая заявку ООО "ПермьУралНеруд" во исполнение решения Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2022 по делу N А50-1531/22, министерство не вправе требовать от него документов и информации, которые не указывались при первоначальном отказе в приеме документов.
В отзывах на кассационную жалобу министерство, ООО "Георазведка" указывают, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте министерства 16.11.2021 опубликованы дополнения к перечню участков недр местного значения (далее также - УНМЗ) от 16.11.2021; в пункте 7 названных дополнений указан участок недр местного значения "Пограничный" (Осинский городской округ, Частинский и Еловский муниципальные округа, вид полезного ископаемого - гравийно-песчаная смесь).
ООО "ПермьУралНеруд" 02.12.2021 обратилось в министерство с заявкой на получение права пользования участком недр местного значения "Пограничный" с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, в ответ на которую министерство 23.12.2021 направлен отказ N 30-01-20.2-6724 в предоставлении в пользование участком недр местного значения "Пограничный" для геологического изучения с указанием, что публикация перечня на сайте министерства носит процедурный характер и не является основанием для приема заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения УНМЗ.
ООО "ПермьУралНеруд" оспорен данный отказ министерства, который признан решением Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2022 по делу N А50-1531/2022 недействительным; на министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявки названного общества от 02.12.2021 в течение тридцати дней с даты вступления в законную силу решения суда; судебный акт суда первой инстанции оставлен без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
На сайте министерства (раздел документы / нормативные правовые акты / 2022, ссылка на публикацию: https://priroda.permkrai.ru/clokumentv/263224/) 20.06.2022 опубликован приказ от 20.06.2022 N 30-01-02-761 "О геологическом изучении участков недр местного значения за счет пользователей недр", в котором, в том числе содержались сведения об участке "Пограничный".
Полагая, что приказ министерства от 20.06.2022 N 30-01-02-761 принят незаконно, нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, ООО "ПермьУралНеруд" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.09.2022 по делу N А50-16506/2022 названный приказ признан недействительным в части повторного опубликования в перечне участков недр местного значения по Пермскому краю участка "Пограничный", изменения границ участка недр и приема с 20.06.2022 заявок на геологическое изучение участка недр "Пограничный", как несоответствующий Закону о недрах, Закону N 114-ПК; суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПермьУралНеруд" путем рассмотрения заявок на геологическое изучение участка недр местного значения "Пограничный", принятых в течение 30 дней с момента официального опубликования дополнения к перечню участков недр местного значения Пермского края 16.11.2021 на сайте priroda.permkrai.ru. Данный судебный акт оставлен без изменения постановлением суда апелляционной инстанции,
Во исполнение вступивших в законную силу судебных актов министерством рассмотрена заявка ООО "ПермьУралНеруд" от 01.12.2021 на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Пермского края, по результатам которого в приеме заявки ООО "ПермьУралНеруд" отказано в связи с несоответствием ее предусмотренным требованиям частей 2 и 21 статьи 11 Закона N 114-ПК (письмо от 23.09.2022 N 30-01-20.2-4510). В обоснование отказа министерством определены основания, а именно: заявка не содержит сведений, за счет каких средств будет производиться геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, что не позволяет рассмотреть заявку на соответствие конкретным требованиям статьи 11 Закона N 114-ПК; отсутствуют предложения по условиям пользования участком недр в части видов, объемов работ на участке "Пограничный". В предложениях указана отсылка к возможным проектным решениям на участке недр "Чайковский", предоставление права пользования недрами которым не рассматривается; отсутствуют предложения по условиям пользования участком недр в части сроков проведения работ по геологическому изучению участка "Пограничный"; при проведении согласований предоставления права пользования недрами на участке "Пограничный" выявлен ряд ограничений, препятствующих пользованию недрами в границах участка недр "Пограничный", включенного в перечень (наличие в непосредственной близости объектов археологического наследия; наличие мест сброса сточных вод; наложение границ участка недр на водоохранную зону; ограничения, связанные с безопасностью судоходства на р. Кама).
Полагая, что данный отказ является незаконным, ООО "ПермьУралНеруд" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности материалами дела соответствия отказа, выраженного в письме от 23.09.2022 N 30-01-20.2-4510 нормам, регулирующим спорные правоотношения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200 и 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 2.3 Закона о недрах, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, участки недр, используемые для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности, хранилищ углеводородного сырья, и (или) используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой данной статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
В силу статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Одним из оснований предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (пункт 7 статьи 10.1 Закона о недрах).
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края установлены Законом N 114-ПК, в подпункте 1 части 1 статьи 4 которого предусмотрено, что участки недр местного значения могут быть предоставлены, в том числе, для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
В части 1 статьи 11 Закона N 114-ПК установлено, что предоставление в пользование участков недр местного значения с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, осуществляется в отношении участков недр местного значения, включенных в утвержденные уполномоченным органом перечни участков недр местного значения, - для участков недр местного значения, геологическое изучение которых осуществляется за счет средств пользователей недр.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней утвержден приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428, в пункте 2 которого предусмотрено, что в перечень участков недр местного значения включаются участки недр на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу пункта 9 Порядка N 428, в случае если заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения соответствует требованиям пункта 5, подпунктов 1 - 3 пункта 6 данного Порядка, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки (обращения), направляет запросы, содержащие информацию о местоположении и границах участка недр (карту-схему участка недр с приложением географических координат угловых точек), находящегося в нераспределенном фонде и предлагаемого к включению в проект перечня участков недр местного значения, на рассмотрение в органы государственной власти, приведенные в указанном пункте, которые рассматривают поступившую информацию об участке недр, предлагаемом к включению в перечень участков недр местного значения, в течение 30 рабочих дней со дня ее поступления.
В дальнейшем, происходит рассмотрение заявки с учетом поступившей от органов государственной власти информации и принятие решения о включении (отказе во включении) участка недр в перечень участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения (пункт 11 Порядка N 428); формирование проекта перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню УНМЗ (пункты 12, 13, 14 Порядка N 428); направление проекта перечня либо дополнения к ранее утвержденному перечню в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию (пункт 14 Порядка N 428), который по результатам рассмотрения проекта перечня (дополнений к нему) направляет в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации письмо о согласовании или об отказе в согласовании проекта перечня УНМЗ или дополнения к ранее утвержденному перечню (пункт 15 Порядка N 428).
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает согласованный территориальным органом Федерального агентства по недропользованию проект перечня участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его получения (пункт 17 Порядка N 428).
Утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечень участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его утверждения.
В силу части 2 статьи 11 Закона N 114-ПК заявка на предоставление права пользования участком недр местного значения для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее - заявка на геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых) за счет средств пользователей недр, подается в уполномоченный орган и должна содержать сведения о заявителе; наименование участка недр местного значения, испрашиваемого для предоставления в пользование; опись прилагаемых документов и сведений.
К заявке на геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, должны прилагаться следующие документы и сведения: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя; предложения заявителя об условиях пользования участком недр местного значения, включая предложения по проведению геологического изучения участка недр с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, ожидаемых результатов геологического изучения недр, в том числе по приросту запасов полезных ископаемых; данные о квалифицированных специалистах, необходимых финансовых и технических средствах для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами.
Форма заявки на геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за счет средств пользователей недр, в отношении конкретного участка недр, а также перечень прилагаемых к ней документов и сведений, утверждаются уполномоченным органом и подлежат опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа с перечнем участков недр местного значения, предоставляемых в пользование для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за счет средств пользователей недр.
Частью 2.1 статьи 11 Закона N 114-ПК предусмотрено, что заявка на геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за счет государственных средств подается в уполномоченный орган и должна содержать сведения о заявителе; наименование участка недр местного значения, испрашиваемого для предоставления в пользование (при наличии); опись прилагаемых документов и сведений. К заявке на геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, должны прилагаться следующие документы и сведения: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя; предложения заявителя об условиях пользования участком недр местного значения, включая предложения по проведению геологического изучения участка недр с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, ожидаемых результатов геологического изучения недр, в том числе по приросту запасов полезных ископаемых, с учетом требований государственного контракта; сведения о заключенном государственном контракте на выполнение работ по геологическому изучению недр, реквизиты и наименование органа (организации), с которым заключен контракт.
На основании части 4 статьи 11 Закона N 114-ПК заявка на получение права пользования участком недр местного значения для целей геологического изучения участков недр местного значения за счет средств пользователя недр на участке недр местного значения подается не позднее 30 дней с момента официального опубликования перечня участков недр местного значения, считая с даты первой публикации. Заявка рассматривается уполномоченным органом, о результатах рассмотрения заявитель извещается в письменной форме в течение 30 дней со дня окончания приема заявок.
В силу части 6 статьи 11 Закона N 114-Пермского края отказ в приеме заявки может последовать в случаях, если заявка подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует части 2, части 2.1 статьи 11 названного закона, заявителем умышленно представлены себе недостоверные сведения, заявителем не представлены и не может представить доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми, техническими и технологическими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, если в случае предоставления права пользования участком недр местного значения данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования. Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения оформляет, регистрирует в порядке, установленном уполномоченным органом, и выдает лицензию заявителю (часть 7 статьи 11 Закона).
Из материалов дела следует, что министерством по результатам рассмотрения заявки ООО "ПермьУралНеруд" принято решение об отказе в приеме заявки, выраженное в письме от 23.09.2022 N 30-01-20.2-4510, одним из оснований для которого явились выводы министерства об отсутствии в заявке предложения по условиям пользования участком недр в части сроков проведения работ по геологическому изучению участка "Пограничный", что является нарушением части 2 статьи 11 Закона N 114-ПК.
Судами дана оценка разделу 4 заявки "Сроки проведения работ", в соответствии с которой суды установили, что ООО "ПермьУралНеруд" указаны следующие сроки по этапам проведения геологического изучения участка недр "Пограничный", а именно: подготовка и утверждение в установленном порядке проекта работ по разведке месторождения, получившего положительное заключение экспертизы не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии; представление подготовленных в установленном порядке материалов по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее 24 месяцев после завершения работ в соответствии с проектом работ по разведке месторождения.
С учетом указанных заявителем сроков проведения работ, содержания заявки, суды обоснованно заключили, что ООО "ПермьУралНеруд" фактически не установлены конкретные сроки проведения работ по геологическому изучению участка "Пограничный", поскольку в пункте 1 раздела 4 заявки установлена только подготовка проекта работ по разведке месторождения без определения конкретного срока проведения самих работ; в пункте 2 раздела 4 заявки содержится указание только на событие (завершение работ в соответствии с проектом работ по разведке месторождения), конкретный срок проведения работ по геологическому изучению отсутствует.
Таким образом, доводы ООО "ПермьУралНеруд" в части установления им срока правомерно признаны судами необоснованными, поскольку суды установили, что событием, определяющим начало течения срока в 24 месяца, на который ссылается заявитель жалобы, является неопределенная дата завершения работ по геологическому изучению в соответствии с проектом (несуществующим как на момент подачи заявки, так и в настоящее время.
Судом апелляционной инстанции учтено, что представителем ООО "ПермьУралНеруд" на вопрос суда об обозначении конкретного срока аргументированных пояснений не дал, признав при этом, что заявка в части обозначения срока имеет недостатки.
С учетом установленного апелляционный суд верно посчитал необоснованной позицию заявителя о несущественности таких недостатков, правомерно указав на то, что установление законом максимального срока для осуществления работ по геологическому изучению не свидетельствует об отсутствии у заинтересованного лица обязанности по указанию в заявке конкретного срока проведения таких работ.
Более того, суды обоснованно заключили, что Законом о недрах установлено общее положение о максимальном сроке предоставления участка недр в пользование для геологического изучения. При этом статьей 10 Закона о недрах предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения им геологического изучения недр. Аналогичные положения содержатся в статье 6 Закона N 114-ПК. Таким образом, фактический срок пользования недрами для геологического изучения при определенных обстоятельствах может составлять более 5 лет.
Правильно применив указанные выше нормы права, суды правомерно сделали вывод, что в заявке в обязательном порядке должно содержаться предложение о сроках проведения работ по геологическому изучению участка "Пограничный".
Между тем, поскольку в заявке ООО "ПермьУралНеруд" отсутствует информация о сроках проведения работ по геологическому изучению участка "Пограничный", что заявителем фактически не опровергнуто, суды обоснованно поддержали позицию министерства о несоответствии спорной заявки требованиям, предусмотренным в части 2 статьи 11 Закона N 114-ПК, что в силу части 6 статьи 11 Закона N 114-ПК является основанием для отказа в приеме заявки на геологическое изучение недр.
Доказательств, опровергающих данный вывод судов, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
Данный вывод основан на правильном применении норм материального права, материалах дела и судом кассационной инстанции не переоценивается.
Соответствующие доводы ООО "ПермьУралНеруд" об обратном подлежат отклонению на основании изложенного выше.
Таким образом, поскольку допущенное нарушение требований части 2 статьи 11 Закона N 114-ПК является существенным и неустарнимым на стадии рассмотрения заявки, суды верно заключили, что у министерства имелись правовые основания для отказа в приеме заявки ООО "ПермьУралНеруд" (часть 6 статьи 11 Закона N 114-ПК).
Судами установлено также, что указание в приложении 35 к заявке на участок недр "Чайковский" является технической ошибкой (опиской), признали данное обстоятельство несущественным нарушением, которое не может являться самостоятельным основанием для отказа в приеме заявки, выводы суда в данной части сторонами по делу не оспариваются.
Судами установлено, что основанием для отказа в принятии заявки послужили выводы министерства об отсутствии в заявке сведений о том, за счет каких средств будет производиться геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, что не позволило рассмотреть заявку на соответствие конкретным требованиям статьи 11 Закона N 114-ПК, в которой прямо установлено, что предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, может осуществляться за счет средств пользователей недр и за счет государственных средств. В зависимости от источника финансирования данной нормой установлены конкретные требования к подаваемой заявке.
Между тем, судами установлено и материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что заявка ООО "ПермьУралНеруд" не содержит сведений о том, за счет каких средств будет производиться геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Судами учтено, что затраты на геологическое изучение участка недр могут быть понесены, как за счет собственных средств, так и за счет государственных средств. При этом осуществление производства работ за счет государственных средств предполагает компенсацию средств за выполненные работы. Таким образом, заявителем при производстве названных работ в любом случае используются, в том числе, собственные финансовые средства.
С учетом изложенного обоснованным является вывод судов о том, что факт приложения к заявке документа с информацией об ожидаемых затратах на геологическое изучение не может однозначно свидетельствовать проведении заявителем геологического изучения за счет собственных средств, однако, не приложение к заявке государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению для государственных нужд не может являться безусловным доказательством того, что затраты на геологическое изучение участка недр будут понесены за счет собственных средств общества.
Судами принято во внимание, что в случае несения затрат за счет государственных средств, не приложение государственного контракта является существенным нарушением части 21 статьи 11 Закона N 114-ФЗ.
Довод ООО "ПермьУралНеруд" со ссылкой на ранее рассмотренные судами дела N А50-16506/2022 и N А50-1531/2022 в обоснование позиции о том, что его заявка должна быть рассмотрена в качестве заявки на проведение работ за счет собственных средств, правомерно не принята судом апелляционной инстанции, поскольку при рассмотрении споров по названным выше делам, судами не исследовалось содержание заявки и не определялся источник финансирования (собственные или государственные средства).
Апелляционным судом не принята также ссылка ООО "ПермьУралНеруд" на переписку с министерством, в качестве соответствующего доказательства, из которой, по его мнению общества, следует неопровержимый вывод о том, что заявка рассматривалась на проведение работ за счет собственных средств, поскольку оценив письма, суд апелляционной инстанции установил, что они содержат лишь указания на наличие у заявителя возможности подать соответствующую заявку.
Вместе с тем судами верно указано, что министерство обязано рассмотреть заявку и прилагаемые к ней документы на соответствие конкретным требованиям, установленным Законом N 114-ПК, в связи с чем, оно не вправе самостоятельно интерпретировать представленную информацию в отсутствие подтверждающих документов. Заявитель, являясь профессиональным субъектом рассматриваемых правоотношений, самостоятельно осуществляет свою предпринимательскую деятельность и, соответственно, самостоятельно несет риски, связанные с ненадлежащим оформлением им документов.
С учетом установленного, суды обоснованно заключили, что данное нарушение является существенным, правомерно признав отказ по спорному основанию правомерным.
Иного из материалов дела не следует и заявителем не представлено в суд.
Доводы жалобы об обратном противоречат совокупности представленных в дело доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Кроме того, судами из материалов дела установлено, что при проведении согласований предоставления права пользования недрами на участке "Пограничный" выявлен министерством ряд ограничений, препятствующих пользованию недрами спорного земельного участка, а именно: наличие в непосредственной близости объектов археологического наследия; наличие предоставленных в пользование участков водного объекта для сброса сточных вод; наложение границ участка на водоохранную зону; ограничения, связанные с безопасностью судоходства.
Судами дана оценка пояснениям министерства, согласно которым установлено, что наличие в непосредственной близости объектов археологического наследия может быть учтено при разработке проектной документации на осуществление геологического изучения недр, соответственно, однако, названное ограничение не является основанием для отказа в приеме заявки ООО "ПермьУралНеруд".
В отношении иных ограничений судами правомерно принято во внимание письмо Камского БВУ от 25.02.2022 N ИД-05/277, из которого судами установлено, что на участке "Пограничный" выявлены места выпуска сточных вод, осуществляемого муниципальными унитарными предприятиями "Водоканал Еловский" и "ЖКХ "Факел" (соответствующие права пользования водным объектом зарегистрированы).
Между тем, в статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Одним из принципов осуществления юридическими лицами деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, является презумпция экологической опасности планируемой и иной деятельности.
С учетом изложенного суды обосновано заключили, что выявленные в границах участка недр "Пограничный" места выпуска сточных вод, возможного изменения дна и берегов водных объектов, заиления вследствие геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси названного участка, не представляется возможным спрогнозировать степень опасного воздействия на окружающую среду, сделав правильный вывод, что деятельность по геологическому изучению недр на участке "Пограничный" может привести к повреждению или уничтожению коммуникации по сбросу сточных вод, что, в свою очередь, может повлечь нарушение права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Судами дана также оценка письму ФБУ "Администрация "Камводпуть" от 03.11.2021 N 05-13-21-19, согласно которой установлено, что участок недр "Пограничный" (между 2045,5 км и 2047,0 км транзитного судового хода по навигационной карте Атласа ЕГС ЕЧ РФ, том 9, часть 1, издание 2018 года) расположен в крутом повороте русла и судового хода, где запрещена стоянка в соответствии с пунктом 199 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.01.2018 N 19.
Согласно информации ФБУ "Администрация "Камводпуть", отраженной в письме от 18.01.2023 N 05-13-23-03, суды установили, что право пользования участком "Пограничный" в испрашиваемых границах может быть предоставлено только в случае исключения участка, ограниченного угловыми точками 1, 2, 3, 25, 26 и 27, а также уточнения угловых точек 18-25.
Судами учтены разъяснения Федерального агентства по недропользованию, приведенные в письме от 22.11.2022 АГ-04-31/24450, согласно которым изменения в согласованный и утвержденный Перечень участков недр местного значения не предусмотрены.
Кроме того, что в письмах ФБУ "Администрация "Камводпуть" от 03.11.2021 N 05-13-21-19 и от 18.01.2023 N 05-13-23-03 содержится информация о наложении границ спорного участка на водоохранную зону.
Между тем, пунктом 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с этим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В соответствии с пунктом 199 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Минтранса России от 19.01.2018 N 19, стоянка судов запрещается в крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки, представленных в этой части документов, суды верно посчитали, что игнорирование ограничений, отраженных в письмах ФБУ "Администрация "Камводпуть" и использование спорного участка недр в имеющихся границах, в том числе в 2045,5 км и 2047,0 км транзитного судового хода, не соответствует положениям транспортной безопасности, поскольку может привести к аварии на судоходной реке.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу, что с учетом требований части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, использование спорного участка недр в соответствующей части в целях осуществления геологического изучения недр не представляется возможным.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заявителем в материалы дела суду не представлено.
Кроме того, судами верно указано, что при рассмотрении дела N А50-1531/2022, судами не предрешен результат рассмотрения заявки; имеющиеся в отношении спорного участка ограничения могут быть учтены министерством при рассмотрении заявки ООО "ПермьУралНеруд".
Соответствующие доводы заявителя жалобы опровергаются материалами дела, которым судами дана надлежащая оценка, судом кассационной жалобы не переоценивается.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, сделанных по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, а также доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили доказанными материалами дела выявленные министерством нарушения, содержащиеся в заявке ООО "ПермьУралНеруд", сделав обоснованный вывод о правомерности отказа министерством в приеме поданной обществом заявки.
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано ООО "ПермьУралНеруд" в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы заявителя жалобы, в том числе, выше приведенных ограничений, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, основаны на ошибочном толковании обществом норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках данного дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ). Кроме того, доводы ООО "ПермьУралНеруд" не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПермьУралНеруд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки, представленных в этой части документов, суды верно посчитали, что игнорирование ограничений, отраженных в письмах ФБУ "Администрация "Камводпуть" и использование спорного участка недр в имеющихся границах, в том числе в 2045,5 км и 2047,0 км транзитного судового хода, не соответствует положениям транспортной безопасности, поскольку может привести к аварии на судоходной реке.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу, что с учетом требований части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, использование спорного участка недр в соответствующей части в целях осуществления геологического изучения недр не представляется возможным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2023 г. N Ф09-4641/23 по делу N А50-25922/2022