Екатеринбург |
|
10 августа 2023 г. |
Дело N А47-14106/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.02.2023 по делу N А47-14106/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - Нестеренко А.Н. (доверенность от 01.02.2023);
индивидуального предпринимателя Гребенниковой Любови Викторовны - Рухлина П.М. (доверенность от 20.09.2022).
Индивидуальный предприниматель Гребенникова Любовь Викторовна (далее - предприниматель Гребенникова Л.В.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, выраженного в письме от 23.08.2022 N НС-12-24/23134 МПР, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:228 площадью 95 225 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, Новосергиевский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:19:0909001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: индивидуальный предприниматель Алеханов Олег Владимирович, Администрация Новосергиевского района Оренбургской области, общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть Оренбург", Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.
Решением суда первой инстанции от 14.02.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал недействительным отказ министерства в предоставлении заявителю земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, оформленный сообщением 23.08.2022 N НС-12-24/23134, обязал министерство устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:228 площадью 95 225 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, Новосергиевский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:19:0909001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Заявитель полагает, что оспариваемое решение министерства соответствует законодательству, следовательно не может нарушать прав и законных интересов предпринимателя. Заявитель поясняет, что конфигурация испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:228 свидетельствует о том, что земельный участок образован для целей недропользования, следовательно использование его для сельскохозяйственного производства невозможно.
Кроме того, заявитель полагает, что на момент обращения в министерство предпринимателем Гребенниковой Л.В. не соблюдено требование о добросовестном целевом использовании испрашиваемого земельного участка по назначению более трех лет. По мнению заявителя, предоставленное в суд письмо Администрации Новосергиевского района Оренбургской области от 11.04.2023 N 01-01-09-1299 не является доказательством проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку письменный ответ был дан на основании пункта 25 Положения о контроле в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Также заявитель отмечает, что предприниматель Гребенникова Л.В. в период с 2020 по 2022 г. не подтвердила статус сельхозтоваропроизводителя. По мнению заявителя, предприниматель Гребенникова Л.В. предоставила недостоверные сведения о своей деятельности на испрашиваемом земельном участке.
Предприниматель Гребенникова Л.В. представила возражения на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Одним из оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и принимает одно из указанных в данной статье решений.
При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что между администрацией (арендодатель) и предпринимателем Гребенниковой Л.В. (арендатор) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 24.10.2018 N 66, по условиям пунктов 1.1, 1.2 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду образованные земельные участки при разделе с сохранением в измененных границах исходного участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером 56:19:0909001:102, местоположение: Оренбургская область, Новосергиевский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:19:0909001, площадь 4 817 672 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
В связи с образованием 21.08.2019 земельных участков с кадастровыми номерами 56:19:0909001:228 (площадью 95 225 кв. м) и 56:19:0909001:229 (площадью 2019 кв. м) путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:102 площадью 4 817 672 кв. м, дополнительным соглашением от 17.10.2019 N 2 к договору стороны внесли изменения в предмет договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 24.10.2018 N 66, изложив раздел 1 договора в следующей редакции: "1.1 Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду образованные земельные участки при разделе с сохранением в измененных границах исходного участка: земельный участок с кадастровым номером 56:19:0909001:102 площадью 4 720 428 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Новосергиевский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:19:0909001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; земельный участок с кадастровым номером 56:19:0909001:228 площадью 95 225 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, Новосергиевский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:19:0909001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; земельный участок с кадастровым номером 56:19:0909001:229 площадью 2019 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, Новосергиевский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:19:0909001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства".
Предприниматель Гребенникова Л.В. обратилась в министерство с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 56:19:0909001:228, 56:19:0909001:229.
По результатам рассмотрения указанных заявлений письмом от 25.05.2022 N НС-12-24/13395 министерство сообщило предпринимателю Гребенниковой Л.В. об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 56:19:0909001:228, 56:19:0909001:229, поскольку конфигурация испрашиваемых земельных участков, а также площадь земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:229, равная 2019 кв. м, свидетельствует о том, что данные земельные участки образованы не для сельскохозяйственных целей, что приводит к невозможности их использования в соответствии с разрешенным использованием, что запрещено пунктом 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации
Предприниматель Гребенникова Л.В. повторно обратилась в министерство с заявлением от 10.08.2022 о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:228 для ведения сельскохозяйственного производства.
Письмом от 23.08.2022 N НС-12-24/23134 министерство отказало предпринимателю Гребенниковой Л.В. в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:228, поскольку указанный земельный участок образован не для сельскохозяйственных целей, в силу чего и пункта 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно.
В письме также указано, что земельный участок с кадастровым номером 56:19:0909001:228 площадью 95 225 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, Новосергиевский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:19:0909001, образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:102.
Полагая указанный отказ министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим экономические интересы заявителя, предприниматель Гребенникова Л.В. обратилась в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что предприниматель Гребенникова Л.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:228 площадью 95 225 кв. м местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, р-н Новосергиевский, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:19:0909001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок с кадастровым номером 56:19:0909001:228 предоставлен предпринимателю Гребенниковой Л.В. в аренду для сельскохозяйственного производства (в качестве пастбища для выпаса животных).
Указанный земельный участок был образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:102, который ранее на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 24.10.2018 N 66 был предоставлен предпринимателю Гребенниковой Л.В.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом предпринимательской деятельности предпринимателя Гребенниковой Л.В. является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (код ОКВЭД 01.11), в качестве дополнительного вида деятельности, в том числе заявлено разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (код ОКВЭД 01.41).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, суды установили, что предприниматель Гребенникова Л.В. использует испрашиваемый земельный участок по назначению более трех лет.
Письмом от 25.04.2022 N 01-01-09-1298 Администрация Новосергиевского района Оренбургской области сообщила о том, что отдел сельского хозяйства администрации подтверждает факт использования земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:228 для сельскохозяйственного производства - в качестве пастбища для выпаса сельскохозяйственных животных
В свою очередь доказательств ненадлежащего использования испрашиваемого земельного участка либо не в соответствии с его целевым назначением министерством не предоставлено.
Представитель министерства в судебном заседании также подтвердил, что арендные отношения с предпринимателем Гребенниковой Л.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:102 возникли еще с 2015 г. на основании соответствующего договора аренды земельного участка, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:228 полностью соответствует целям использования, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность.
Доказательств наличия у предпринимателя задолженности по арендной плате заинтересованным лицом также не предоставлено, согласно пояснениям представителя министерства задолженность у предпринимателя Гребенниковой Л.В. по арендной плате отсутствует.
Учитывая изложенное, суды заключили, что заявитель отвечает критериям, установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, необходимым для предоставления земельного участка в собственность за плату.
Отклоняя довод министерства о том, что на дату обращения за выкупом земельного участка не был соблюден трехлетний срок использования земельного участка, суды руководствовались правовой позицией, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, приняв во внимание, что пользование земельным участком с кадастровым номером 56:19:0909001:228, находящемся в составе земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:102, началось еще в 2015 г., с учетом чего пришли к выводу о соблюдении заявителем условия о трехлетнем сроке использования земельного участка.
Отклоняя довод министерства о том, что предприниматель Гребенникова Л.В. не подтвердила факт использования испрашиваемого земельного участка в целях сельхозпроизводства, суды приняли во внимание, что указанное основание в оспариваемом письме от 23.08.2022 N НС-12-24/23134 МПР министерством в качестве причины отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов не заявлялось. Более того, указанное основание опровергнуто письмом Администрации Новосергиевского района Оренбургской области от 25.04.2022 N 01-01-09-1298.
Ссылка министерства на то обстоятельство, что указанное письмо было подготовлено в рамках реализации Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а не в рамках муниципального земельного контроля, также отклонена судом апелляционной инстанции, с учетом предоставленного предпринимателем Гребенниковой Л.В. с возражениями на апелляционную жалобу письма от 05.04.2022 N 01-01-09-1087. А также принимая во внимание, что доказательства, подтверждающие неиспользование или нецелевое использование испрашиваемого земельного участка, министерством в суд первой инстанции предоставлены не были.
Отклоняя довод министерства о том, что испрашиваемый земельный участок образован для целей недропользования, следовательно использование его для сельскохозяйственного производства невозможно, суды приняли во внимание, что предоставленный в материалы дела приказ Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 02.08.2019 N 311 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя" прекратил свое действие 02.08.2022, а с соответствующим заявлением предприниматель Гребенникова Л.В. обратилась в министерство 21.09.2022, то есть после окончания его действия.
При этом доказательства того, что указанный приказ Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу был реализован недропользователем, что недропользователь сохраняет интерес к изъятию земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:228, в материалы дела не предоставлены, а привлечённое к участию в деле общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть Оренбург", в интересах которого принимался приказ от 02.08.2019 N 311, предоставило отзыв, в котором указало, что принимаемым по настоящему делу судебным актом его права не будут затронуты.
Помимо изложенного суды установили, что путем заключения дополнительного соглашения от 17.10.2019 N 2 к договору земельный участок с кадастровым номером 56:19:0909001:228 площадью 95 225 кв. м был предоставлен в арендное пользование заявителю, с учетом чего отклонили довод министерства о том, что земельный участок с кадастровым номером 56:19:0909001:228 был сформирован и поставлен на кадастровый учет в конфигурации, в которой был заинтересован недропользователь.
С учетом изложенного суды не усмотрели оснований для вывода о невозможности использования испрашиваемого земельного участка по целевому назначению (для сельскохозяйственного производства).
При таких обстоятельствах, учитывая, что отказ министерства в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, изложенный в письме от 23.08.2022 N НС-12-24/23134 МПР, нарушает права заявителя, суды обоснованно удовлетворили требования предпринимателя Гребенниковой Л.В., признав данный отказ незаконным, обязав министерство в силу положений пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:19:0909001:228 площадью 95 225 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, Новосергиевский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:19:0909001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.02.2023 по делу N А47-14106/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств наличия у предпринимателя задолженности по арендной плате заинтересованным лицом также не предоставлено, согласно пояснениям представителя министерства задолженность у предпринимателя Гребенниковой Л.В. по арендной плате отсутствует.
Учитывая изложенное, суды заключили, что заявитель отвечает критериям, установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, необходимым для предоставления земельного участка в собственность за плату.
...
Ссылка министерства на то обстоятельство, что указанное письмо было подготовлено в рамках реализации Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а не в рамках муниципального земельного контроля, также отклонена судом апелляционной инстанции, с учетом предоставленного предпринимателем Гребенниковой Л.В. с возражениями на апелляционную жалобу письма от 05.04.2022 N 01-01-09-1087. А также принимая во внимание, что доказательства, подтверждающие неиспользование или нецелевое использование испрашиваемого земельного участка, министерством в суд первой инстанции предоставлены не были."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2023 г. N Ф09-4246/23 по делу N А47-14106/2022