Екатеринбург |
|
18 августа 2023 г. |
Дело N А60-63561/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Ивановой С.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Новоуральского городского округа (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2023 по делу N А60-63561/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Уральского округа приняли участие:
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление) - Анисимов Р.Г. (доверенность от 08.09.2023);
представитель Прокуратуры закрытого административно-территориального образования г. Новоуральск (далее - Прокуратура) - Сухенко А.А. (доверенность от 13.12.2022).
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании незаконным и отмене решения и предписания от 25.10.2022 по делу N 066/01/15/-2222/2022.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Прокуратура, Муниципальное бюджетное учреждение Новоуральского городского округа "Дорожно-коммунальная служба" (далее - МБУ "ДКС").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, считает их незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы Администрация указывает, что из буквального толкования пункта 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) выполнение муниципальных работ может осуществляться в интересах неопределенного круга лиц (публичных интересах), при решении вопросов местного значения (например, выполнение работ по содержанию дорог местного значения, по благоустройству территории и т.п.), что позволяет обеспечивать выполнение таких работ силами специально созданных для этих целей муниципальных учреждений. Кроме того, арбитражными судами не принято во внимание, что ни Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), ни Федеральной закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), ни БК РФ не содержат норм, которыми для органов местного самоуправления устанавливался бы запрет на установление муниципальным учреждениям муниципального задания. Единственным критерием, который определяет в данном случае возможность выполнения работ (оказания услуг) муниципальным бюджетным учреждением в рамках муниципального задания, является выполнение работ (оказание услуг) в целях реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Администрация обращает внимание, что судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка того, что в соответствии со статьей 69.2 БК РФ муниципальные задания учреждениям формируются на основании общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, возможность оказания иных услуг, не включенных в общероссийские перечни, для учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципальных образований, находящихся на территории данных субъектов Российской Федерации) обеспечена путем введения региональных перечней (классификаторов) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские перечни, и работ.
Администрация в кассационной жалобе указывает, что вывод арбитражных судов о том, что выполнение работ для решения вопросов местного значения, в том числе, работ по ремонту автодорог и организации этого ремонта, должно осуществляться исключительно путем размещения заказов в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) является необоснованным, сделан без учета статуса НГО как ЗАТО.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, Прокуратура ссылаются на законность и обоснованность судебных актов, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Управление поступило заявление Прокуратуры от 12.01.2022 N 353 о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства путем создания дискриминационных условий для доступа на рынок других, кроме МБУ "ДКС", участников, способных осуществлять данный вид работ.
По результатам рассмотрения заявления в действиях Администрации выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 7 части 1 и частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в связи с чем Управлением на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции было выдано предупреждение от 17.05.2022 N 8 о необходимости принятия всех зависящих от Администрации мер по приведению Устава МБУ "ДКС" (далее - Устав) в соответствие с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Ввиду отказа Администрации от выполнения предупреждения от 17.05.2022 N 8 (письмо Администрации от 16.06.2022 N 106/22) приказом Управления от 05.07.2022 N 95/22 возбуждено дело N 066/01/15-2222/2022, по результатам рассмотрения которого принято решение от 25.10.2022, которым признаны факты нарушений:
- пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от закупки в установленном законодательством о контрактной системе порядке работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории Новоуральского городского округа (далее также - НГО) посредством осуществления финансового обеспечения их выполнения исключительно МБУ "ДКС" в рамках муниципального задания (утв. Председателем Комитета по ЖКХ и жилищной политике НГО 20.04.2022);
- части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении постановлением Администрации от 15.05.2013 N 1212-а Устава, отдельными положениями которого МБУ "ДКС" наделено функциями органа местного самоуправления;
- последующим невыполнении предупреждения Управления от 17.05.2022 N 8.
Администрации 25.10.2022 выдано предписание, в соответствии с которым Администрации надлежало в срок до 01.02.2023 принять меры по прекращению финансового обеспечения выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории НГО посредством осуществления бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения; приведению Устава МБУ"ДКС", утвержденного постановлением Администрации от 15.05.2013 N 1212-а, в соответствие с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Несогласие Администрации с решением и предписанием Управления послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал заявленные требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
Согласно статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверяя законность оспариваемого ненормативного правового акта, суды установили следующие обстоятельства
Из заявления Прокуратуры (от 12.01.2022 вх. N 353) о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства следует, что в соответствии с постановлением Администрации от 15.05.2013 N 1212-а создано МБУ "ДКС", а также утвержден его Устав, пунктом 12 которого предусмотрено, что целью создания МБУ "ДКС" является реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, а также реализация иных полномочий органов местного самоуправления НГО в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Администрацией подготовлено муниципальное задание на выполнения в 2022 году таких видов работ как содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений в их составе, содержание в чистоте территории г. Новоуральск и прилегающих территорий, очистка городских и прилегающих автомобильных дорог (в т.ч. тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта), содержание дорожномостового хозяйства, городских прилегающих автомобильных дорог, ремонт автомобильных дорог общего пользования, сбор и вывоз ТКО и прочих отходов с территории города и с площадок в груженых массивах. В 2022 году из бюджета НГО выделено 2 010 490 754,13 рублей на выполнение вышеуказанных работ. МБУ "ДКС" заключены 11.01.2021 и 15.02.2021 контракты с единственным поставщиком обществом с ограниченной ответственностью "Рукор" на уборку снега, а также 15.03.2021 по результатам проведенного аукциона с обществом с ограниченной ответственностью "Рукор" заключен контракт на уборку снега. Остальные работы в рамках выполнения муниципального задания на 2021 год осуществлялись собственными силами, без привлечения сторонних организаций, посредством процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе. Предоставление МБУ "ДКС" без применения конкурентных процедур права на выполнение указанных работ создает дискриминационные условия для доступа на рынок других участников, способных осуществлять данный вид работ. Администрация, утверждая муниципальное задание на оказание муниципальных работ на 2022 год, ставит МБУ "ДКС" в более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности по выполнению названных работ в отсутствие конкуренции с другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Под муниципальной преференцией в пункте 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции данных органов органами отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях установлено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Согласно подпункту 8 пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме учреждений, к которым относятся государственные учреждения, муниципальные учреждения и частные учреждения.
Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 123.22 ГК РФ муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений определяется законом.
Бюджетным учреждением в силу пункта 1 статьи 9.2 Закон о некоммерческих организациях признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1505-р утверждены Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, согласно пункту 6 которых государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения указанным учреждением государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления. Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
Согласно коду 84.13.14 ОКПД - услуги государственного управления, связанные с транспортом и связью, включают: - государственные административные услуги, связанные с автомобильным и водным транспортом, железнодорожным и воздушным транспортом и связью; - административные услуги, предоставляемые органами, бюро и программными подразделениями и касающиеся планирования, проектирования, строительства, поддержания в надлежащем состоянии и усовершенствования шоссейных дорог, автомагистралей и связанных с ними сооружений, полотна дорог и связанных с ним сооружений, сооружений для водного транспорта; железных дорог; взлетно-посадочных полос аэропортов, терминалов, ангаров, аэронавигационного оборудования; прочих постоянных сооружений и оборудования, связанных с воздушным транспортом трубопроводов и прочих устройств; - руководство всеми такими работами и их регламентацию, разработку и контроль за осуществлением эксплуатационных положений для всех вышеназванных средств транспорта и относящегося к ним оборудования.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 12, 13 утвержденного Администрацией Устава установлено, что МБУ "ДКС" является некоммерческой организацией, созданной НГО в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, а также реализации иных полномочий органов местного самоуправления НГО в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для достижения целей, указанных в пункте 12 настоящего Устава, МБУ "ДКС" осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды основной деятельности: 1) выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и выполнение работ по санитарной очистке территорий НГО, закрепленных за МБУ "ДКС"; 2) ремонт автомобильных дорог общего пользования; МБУ "ДКС" не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом. Пунктом 13 Устава установлено, что МБУ "ДКС" осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды основной деятельности: организация, осуществление и выполнение благоустройства общественных территорий.
Также муниципальные задания МБУ "ДКС" на 2020, 2021, 2022 годы утверждены на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в части уборки территории и аналогичной деятельности.
В статье 1 Закона о местном самоуправлении под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (абзац 22 пункта 1 статьи 2 Закона о местном самоуправлении).
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на основании статьи 72 БК РФ, части 1 статьи 54 Закона о местном самоуправлении осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.
Под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд в пункте 3 статьи 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Контрактная система в сфере закупок согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заказчики при осуществлении закупок согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.
Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.
В статье 6 БК РФ под государственным (муниципальным) заданием понимается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (абзац 36); под государственными (муниципальными) услугами (работами) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
К сфере градостроительной деятельности относятся работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. К сфере дорожной деятельности относятся работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги; работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги (пункты 9, 17 и 18 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571).
Согласно пункту 11 статьи 13 Закона о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области осуществления дорожной деятельности относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В Региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг и работ (Свердловская область) включена организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе (0512) (уникальный N работы 421100.Р.68.1.05120001000), которая включает в себя выполнение работ в соответствии с классификацией работ по содержанию автомобильных дорог.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций, что работы по ремонту, содержанию автомобильных дорог, как и по благоустройству территории не являются ограниченными в обороте и выполняемыми в соответствии с муниципальным заданием муниципальными работами.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (автомобильных дорог), закрепленного за бюджетным учреждением.
Суд первой и апелляционной инстанций верно указали, что Администрация как муниципальный заказчик для удовлетворения существующих нужд НГО в сфере дорожной деятельности в части капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и в сфере градостроительной деятельности в части благоустройства территории должно осуществлять закупки конкурентными способами, а не передавать свои полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения НГО МБУ "ДКС".
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанного органа.
Согласно коду ОКПД 84.11.29 услуги, обеспечивающие деятельность органов государственного управления, прочие, включают: - услуги по централизованным государственным закупкам и снабжению.
Под уполномоченным учреждением в пункте 10 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе понимается казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1, 3 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок может быть создано казенное учреждение, уполномоченное на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на одно такое казенное учреждение или несколько казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких муниципальных органов, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для нескольких органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на муниципальное казенное учреждение или несколько указанных учреждений.
Наделение хозяйствующего субъекта помимо функций по определению поставщика (исполнителя, подрядчика) иными функциями органа местного самоуправления как муниципального заказчика является нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что действия Администрации по предоставлению хозяйствующему субъекту права выполнять работы для муниципальных нужд без проведения торгов приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынках выполнения работ, оказания услуг в сферах уличного освещения, содержания автомобильных дорог, благоустройству и озеленению на территории городского округа, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы России от 12.03.2014 N АД/8919/14 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные бюджетные учреждения для оказания (выполнения) физическим и юридическим лицам муниципальных услуг (работ) в определенных сферах.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций, что создание органом местного самоуправления муниципального бюджетного учреждения и предоставление бюджетному учреждению полномочия осуществлять решение иных вопросов местного значения, указанных в статьях 15, 16 Закона о местном самоуправлении ведет к нарушению положений статьи 2 Закона о местном самоуправлении и верно квалифицированы судами как нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Контрактная система в сфере закупок согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заказчики при осуществлении закупок согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.
При этом в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
Довод кассационной жалобы о том, что судами не учтен особый статус НГО как ЗАТО, подлежит отклонению в связи со следующим.
Закон Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон о ЗАТО) определяет правовой режим закрытого административно-территориального образования.
Согласно части 2 статьи 4 Закона о ЗАТО органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования участвуют совместно с руководителями организаций и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Постановление N 693).
Пунктами 13 и 15 Постановления N 693установлено, следующее, что пропускной режим в контролируемых зонах устанавливается в соответствии с инструкцией, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности и утверждаемой руководителем объекта, руководителем организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны, и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования (пункт 13). Инструкция о пропускном режиме, определяет: порядок входа (выхода), въезда (выезда) физических лиц и транспортных средств на территорию закрытого образования и объектов (пункт 15).
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно учли, что, исходя из положений Закона о ЗАТО, Постановлением N 693 накладываются ограничения на вход (выход), въезд (выезд) физических лиц и транспортных средств на территорию закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО) и объектов на его территории, но не исключают возможности выполнения работ лицами, находящимися за пределами ЗАТО, на территории ЗАТО, его объектов при условии соблюдения пропускного режима. Особенности функционирования пропускного режима устанавливаются инструкцией о пропускном режиме.
Постановление Администрации от 18.12.2018 N 2434-а введена в действие с 01.01.2019 Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО г. Новоуральск (далее - Инструкция ЗАТО).
Следовательно, действующее законодательство позволяет привлекать на территорию НГО юридических лиц, зарегистрированных также в иных муниципальных образованиях, при условии соблюдения пропускного режима, содействие в получении которого должен оказать муниципальный заказчик (Администрация), победителю закупки с которым заключается муниципальный контракт в ходе исполнения такого контракта.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что Администрация, принимая муниципальное задание на оказание муниципальных работ, ставит МБУ "ДКС" в более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности по выполнению названных работ в границах муниципального образования, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствует деятельности хозяйствующих субъектов на рынке выполнения обозначенных работ.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций, что неприменение конкурсных процедур при предоставлении МБУ "ДКС" права на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог и элементов благоустройства в границах НТО, создает дискриминационные условия для других участников рынка, способных осуществлять данный вид работ и в то же время необоснованные преимущества для МБУ "ДКС".
На основании вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования доказательств. Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Администрации не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
В связи с этим оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2023 по делу N А60-63561/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Новоуральского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Контрактная система в сфере закупок согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заказчики при осуществлении закупок согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.
При этом в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
...
Закон Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон о ЗАТО) определяет правовой режим закрытого административно-территориального образования.
Согласно части 2 статьи 4 Закона о ЗАТО органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования участвуют совместно с руководителями организаций и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Постановление N 693)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2023 г. N Ф09-4061/23 по делу N А60-63561/2022
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4061/2023
02.05.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-756/2023
01.03.2023 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-63561/2022
20.02.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-756/2023