Екатеринбург |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А07-7655/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские Распределительные Тепловые Сети" (далее - общество "БашРТС", общество) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Республики Башкортостан присутствует представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет) - Ахмерова А.Р. (доверенность от 09.01.2023 N 4, удостоверение).
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа присутствую представители общества "БашРТС" - Тимербулатова Ш.А. (доверенность от 30.12.2022 N 119/1-44, диплом, паспорт), Ахметзянова О.С. (доверенность от 30.12.2022 N 119/1-7, диплом, паспорт).
Общество "БашРТС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Комитету о признании недействительным предписания от 16.12.2021 N ЮО-21-497-4039 (далее - предписание от 16.12.2021).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Товарищество собственников недвижимости "Молодежное" (далее - Товарищество).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "БашРТС" просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы общество указывает, что в адрес общества "БашРТС" не направлено первоначальное предписание от 28.06.2021 N ЮО-21-497-043 (далее - предписание от 28.06.2021)., что не позволило исполнить его надлежащим образом; выводы судов не подкреплены надлежащими доказательствами; судами не приняты во внимание процессуальные нарушения проведения проверки со стороны Комитета; суд незаконно возложил обязательства по доказыванию собственной невиновности на общество, в то время как надлежало обязать доказывать его вину Комитету; суд апелляционной инстанции необоснованно пришел к выводу о размещении дроссельного устройства по инициативе общества "БашРТС"; судами не дана правовая оценка доводам общества о том, что в отношении ценовых и неценовых зон теплоснабжения применяются разные нормы права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по обращению жителя многоквартирного дома по адресу: г. Стерлитамак, ул. 23 Мая, N 24а (далее - Дом) Комитетом была проведена внеплановая проверка в отношении общества "БашРТС", по результатам которой 28.06.2021 обществу "БашРТС" было выдано предписание от 28.06.2021.
На основании распоряжения от 26.11.2021 N 4039 проведена проверка с целью проверки исполнения обществом "БашРТС" предписания от 28.06.2021.
В ходе проведения проверки исполнения предписания от 28.06.2021 общество "БашРТС" предоставило информацию, согласно которой акт проверки и предписание от 28.06.2021 не поступили в адрес общества, в связи с этим исполнение данного предписания было невозможно. Указанные обстоятельства Комитетом не оспорены.
Комитетом составлен акт проверки от 16.12.2021, согласно которому принято решение повторно выдать в адрес общества "БашРТС" предписание с требованием принять меры к восстановлению требуемых параметров отопления в Доме. Срок исполнения до 29.04.2022.
Считая предписание от 16.12.2021 неисполнимым, не соответствующим требованиям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы общества, общество "БашРТС" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что доказательства нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов общества "БашРТС" в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 АПК РФ с учетом особенностей главы 24 АПК РФ должен доказать заявитель.
Правовые отношения, связанные с поставкой тепловой энергии и теплоносителя, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Обществом "БашРТС" оспаривается предписание Комитета от 16.12.2021, согласно которому обществу "БашРТС" предписано обеспечить проведение работ по недопущению в отопительный период 2021/2022 г. превышения объема циркулирующего теплоносителя над договорной величиной, представить информацию об исполнении предписания с приложением копий отчетов о суточных параметрах теплоносителя; обеспечить проведение работ по недопущению в отопительный период 2021-2022 гг. отклонения температуры теплоносителя на подающем трубопроводе и температурного графика в многоквартирном доме.
Акты периодической проверки узла учета подписаны с участием представителя общества "БашРТС" и управляющей организации, узел учета готов к эксплуатации для расчетов за потребляемую тепловую энергию на отопительный сезон. Акты повторного допуска узла учетов в эксплуатацию подтверждают, что инженерные сети многоквартирного дома готовы к эксплуатации в отопительный период.
Какие-либо замечания у общества "БашРТС" и управляющей организации отсутствовали, узел учета тепловой энергии допущен на отопительный сезон, являлся исправным.
Следовательно, руководствуясь пунктами 56, 58, 59, 72, 92, 93 Правил 1034 факт нарушения качества теплоснабжения подтверждается исключительно показаниями приборов учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 6 Приказа Госстроя России от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" (далее - Приказ N 92) отпуск (получение) тепловой энергии и (или) теплоносителей должны осуществляться на основании договора теплоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемого абонентом и теплоснабжающей организацией.
В пункте 50 Приказа N 92 определены обязанности теплоснабжающей организации.
Согласно пунктам 50, 51 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр) контролю подлежат параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим.
В соответствии с пунктом 3.3 договора ресурсоснабжения требования к качеству коммунального ресурса согласованы сторонами в Приложении N 7 к договору. Ресурсоснабжающая организация обязуется в отопительный период поддерживать качество тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха в соответствии с температурным графиком.
Согласно пункту 68 Правил N 808 при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация имеет определенные обязательства.
В целях содержания общедомового имущества между обществом "БашРТС" и Товариществом заключен договор ресурсоснабжения от 01.10.2018 N 5296/СОИ.
Дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающим объем, температуру тепловой энергии на отопление. Прибор размещен непосредственно в месте ввода подающего трубопровода и вывода обратного трубопровода, на границе балансовой и эксплуатационной ответственности.
Прибор учета поверен, допущен обществом "БашРТС" в эксплуатацию.
Величина теплоносителя, нагрузки и допустимые величины циркулирующего теплоносителя определены договором от 01.10.2018 N 5296/СОИ.
Суд кассационной инстанции согласен с выводом судов первой и апелляционной инстанций об отклонении довода общества "БашРТС" о том, что общество "БашРТС" не имеет законных оснований осуществлять регулировку и обслуживать внутридомовое имущество.
Общество "БашРТС" является ресурсоснабжающей организацией по подаче горячей воды в проверенный инспекцией жилой дом, вступает в непосредственные отношения с потребителями, получая от собственников жилых помещений оплату за поставляемую горячую воду, а также учитывая, что разводящие сети от теплопункта к жилому дому общество использует для поставки горячей воды, то именно общество в данном случае несет ответственность за качество коммунальных ресурсов.
Управляющая организация не может повлиять на параметры теплоносителя, фиксируемые средством измерения тепловой энергии на подающем трубопроводе, в то время как общество "БашРТС" имеет возможность устранить нарушения, указанные в предписании.
Инициатором установки дроссельных устройств, влияющих на расход тепловой энергии, и их расчетов выступает ресурсоснабжающая организация общество "БашРТС", на них установлены пломбы общества, которые не могут быть сняты иными лицами, следовательно, управляющие организации не имеют возможности каким-либо образом повлиять на качество поставляемой тепловой энергии.
Ресурсоснабжающая организация обязана обеспечивать собственников и нанимателей помещений в подключенных к системам организации домах качественной коммунальной услугой.
В рассматриваемом споре положения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), регламентирующие порядок проведения перерасчета размера платы в отсутствие актов проверок с замерами температуры воздуха в жилых помещениях, не применимы.
В разделе X Правил N 354 регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, который, в числе прочего, предусматривает составление актов по окончании проверок качества коммунального ресурса.
Как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, указанный раздел регулирует отношения между исполнителем коммунальных услуг и потребителями, а не между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Правила N 354 не содержат положений о недопустимости подтверждения факта некачественности поставленного в многоквартирный дом коммунального ресурса иными доказательствами, помимо актов проверки, предусмотренных разделом X данных Правил.
Несмотря на ненаправление в адрес общества "БашРТС" предписания от 28.06.2021, в рамках настоящего дела рассматривается законность и обоснованность предписания от 16.12.2021.
Материалами дела установлено, что оспариваемое предписание получено обществом "БашРТС" нарочно, о чем свидетельствует проставленная на предписании отметка от 21.12.2021 N 7112.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что на момент проведения проверки действовали положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверки в период с 29.11.2021 по 24.12.2021 не превысил установленный законом срок.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества "БашРТС" не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские Распределительные Тепловые Сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом споре положения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), регламентирующие порядок проведения перерасчета размера платы в отсутствие актов проверок с замерами температуры воздуха в жилых помещениях, не применимы.
В разделе X Правил N 354 регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, который, в числе прочего, предусматривает составление актов по окончании проверок качества коммунального ресурса.
...
Правила N 354 не содержат положений о недопустимости подтверждения факта некачественности поставленного в многоквартирный дом коммунального ресурса иными доказательствами, помимо актов проверки, предусмотренных разделом X данных Правил.
...
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что на момент проведения проверки действовали положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверки в период с 29.11.2021 по 24.12.2021 не превысил установленный законом срок."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2023 г. N Ф09-5499/23 по делу N А07-7655/2022