Екатеринбург |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А60-4596/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Ивановой С.О., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Образцово Восток" (далее - ООО "УК "Образцово Восток", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2023 по делу N А60-4596/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ООО "УК "Образцово Восток" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент) от 20.12.2022 N 29-20-01/47405 недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Урал" (далее - ООО "УК "Урал").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "УК "Образцово Восток" просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель в жалобе указывает на неправомерное принятие департаментом оспариваемого решения, полагая, что в пункте 3 приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок N 938/пр) не установлена обязанность управляющей компании прикладывать к заявлению документы, подтверждающие соблюдение инициатором собрания пункта 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно размещение инициатором общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее также - МКД) электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников в Государственной информационной системе Жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), поскольку такая обязанность возложена на лицо, инициировавшее указанное собрание.
Заявитель считает, что судами необоснованно отклонен довод ООО "УК "Образцово Восток" об отсутствии у инициатора общего собрания собственников технической возможности размещения протокола и решений в ГИС ЖКХ, поскольку в силу пункта 1 статьи 46 ЖК РФ на инициатора собрания возложена обязанность по размещению решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов не позднее, чем через 10 дней после проведения такого собрания. Полагает, что решение основано на неверном системном толковании взаимосвязи части 1 статьи 46 ЖК РФ и части 2.2 статьи 45 ЖК РФ и взаимосвязи начала течения срока, предусмотренного частью 2.2 статьи 45 ЖК РФ. Настаивает на отсутствие правовой связи между датой размещения инициатором протокола, решения общего собрания собственников, и течением срока, предусмотренного частью 2.2 статьи 45 ЖК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу департамент указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Образцово Восток" 09.11.2022 обратилось в департамент с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД (далее - реестр) в части включения в перечень МКД, управление которыми осуществляет ООО "УК "Образцово Восток", многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Богданович, ул. Степана Разина, д. 39/2, в связи с заключением собственниками МКД договора управления от 01.12.2022.
Решением департамента от 21.11.2022 приостановлено рассмотрение заявления от 09.11.2022 в связи несоответствием требований подпункту "в" пункта 5 Порядка N 938/пр, поскольку указанный МКД включен в перечень многоквартирных домов, управление которым осуществляет ООО "УК "Урал" на основании решения от 28.02.2022, а также в связи с несоответствием требований подпункту "б" пункта 5 Порядка N 938/пр, а именно, в части недостоверности сведений о размещении в ГИС ЖКХ электронного образа решения инициатором общего собрания.
Департаментом 20.12.2022 принято решение N 29-20-01/47405 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий, согласно которому установлено несоответствие требованиям подпункта "б" пункта 9 Порядка N 938/пр, поскольку несоответствие заявления подпункту "б" пункта 5 Порядка N 938/пр не устранено, не представлена информация о размещении инициатором общего собрания в ГИС ЖКХ электронного образа решения.
Полагая, что данное решение является недействительным, нарушает права и законные интересы, ООО "УК "Образцово Восток" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из соответствия оспариваемого решения нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
На основании части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Частью 1 статьи 46 ЖК РФ предусмотрено, что решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном-доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, регулируются Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Информация, содержащаяся в системе, является официальной (часть 1 статья 9 указанного Федерального закона).
Согласно части 18 статьи 7, части 3 статьи 8 названного Федерального закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по предоставлению коммунальных услуг (управляющие организации), обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ.
В пункте 4 Порядка N 938/пр предусмотрено, что рассмотрение заявления и документов, названных в пункте 3 этого Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 данного Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В силу пункта 5 Порядка N 938/пр, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 указанного Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 938/пр, по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, названных в пункте 5 данного Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения согласно пункта 7 указанного Порядка, в котором предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
На основании пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 данного Порядка.
В силу подпункта "б" пункта 9 Порядка N 938/пр несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 этого Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 данного Порядка, является основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления.
Состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в ГИС ЖКХ, утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.09.2015 N 368/691/пр, в соответствии с которым в системе подлежат размещению электронный образ договора управления многоквартирным домом, а также электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, ввиду несоответствия заявления ООО "УК "Образцово Восток" условиям, предусмотренным подпунктами "б", "в" пункта 5 приказа N 938/пр, департаментом 21.11.202 принято решение о приостановлении рассмотрения заявления в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Порядка N 938/пр.
Суды установили, что по состоянию на 19.12.2022 электронный образ протокола от 07.11.2022 N 2 общего собрания собственников помещений МКД инициатором общего собрания собственников помещений МКД не размещен.
Как следует из ответа управления, направленного ООО "УК "Образцово Восток", из скриншота личного кабинета сайта Госуслуг, приложенного, инициатором общего собрания собственников помещений МКД представлена информация об отсутствии возможности авторизации в ГИС ЖКХ. Вместе с тем сведения, указанные в обращении, приложенные документы не подтверждают факта о технической невозможности размещения электронного образа протокола N 2 от 07.11.2022 общего собрания собственников помещений МКД.
Доказательств направления в службу технической поддержки ГИС ЖКХ обращений (по вопросам разрешения технических проблем функционирования в ГИС ЖКХ) в материалы дела ООО "УК "Образцово Восток" не представлено и судами не установлено, как и доказательств обращения в департамент с заявлением о принятии мер по обеспечению технической возможности для размещения информации в ГИС ЖКХ в период приостановления рассмотрения заявления ООО "УК "Образцово Восток" от 09.11.2022.
Таким образом, при установленных обстоятельствах ООО "УК "Образцово Восток" не освобождено от исполнения обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
С учетом установленного доводы заявителя об отсутствии основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и обязанности именно инициатором общего собрания собственников помещений МКД произвести размещение протокола общего собрания в ГИС ЖКХ, правомерно отклонены судом апелляционной инстанцией, поскольку решения и протокол общего собрания собственников помещений в МКД являются официальными документами, документами, удостоверяющими факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в МКД обязанностей в отношении общего имущества в спорном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в МКД подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в МКД. Неразмещение инициатором общего собрания решений и протокола влечет невозможность собственников помещений МКД в дальнейшем проводить общие собрания с аналогичной повесткой дня.
Таким образом, при установленных обстоятельствах и правильном применении норм материального права, судами верно заключено, что отсутствие технической возможности инициатора общего собрания по размещению протокола и решений в ГИС ЖКХ не может служить основанием для освобождения управляющей организации по соблюдению спорной обязанности. Соблюдение ООО "УК "Образцово Восток" требований к размещению информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ, а также направление их в орган регионального жилищного надзора не освобождает от исполнения императивных требований части 1 статьи 46 ЖК РФ. Отсутствие электронного образа протокола общего собрания, размещенного инициатором в ГИС ЖКХ, не позволяет департаменту провести проверку представленных документов на предмет соответствия требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 приказа N 938/пр.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии правовой связи между датой размещения инициатором протокола и решения общего собрания собственников, и течением срока, предусмотренного частью 2.2 статьи 45 ЖК РФ, являлся также предметом рассмотрения судов и ими обоснованно не принят как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив несоответствие заявления и документов ООО "УК "Образцово Восток" требованиям подпункта "б" пункта 9 приказа N 938/пр, суды сделали обоснованный вывод о наличии у департамента правовых оснований для вынесения решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Оснований для переоценки данного вывода судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств того, что оспариваемое решение департамента нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "УК "Образцово Восток" в материалы дела, суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, оцененных в совокупности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных ООО "УК "Образцово Восток" требований.
Все доводы общества проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения и основаны на ошибочном толковании норм материального права. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены, их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ). Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о незаконности принятых по делу законных судебных актов и сводятся к несогласию с этими выводам и обстоятельствами, установленными судами, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2023 по делу N А60-4596/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Образцово Восток" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленного доводы заявителя об отсутствии основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области и обязанности именно инициатором общего собрания собственников помещений МКД произвести размещение протокола общего собрания в ГИС ЖКХ, правомерно отклонены судом апелляционной инстанцией, поскольку решения и протокол общего собрания собственников помещений в МКД являются официальными документами, документами, удостоверяющими факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в МКД обязанностей в отношении общего имущества в спорном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в МКД подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в МКД. Неразмещение инициатором общего собрания решений и протокола влечет невозможность собственников помещений МКД в дальнейшем проводить общие собрания с аналогичной повесткой дня.
Таким образом, при установленных обстоятельствах и правильном применении норм материального права, судами верно заключено, что отсутствие технической возможности инициатора общего собрания по размещению протокола и решений в ГИС ЖКХ не может служить основанием для освобождения управляющей организации по соблюдению спорной обязанности. Соблюдение ООО "УК "Образцово Восток" требований к размещению информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ, а также направление их в орган регионального жилищного надзора не освобождает от исполнения императивных требований части 1 статьи 46 ЖК РФ. Отсутствие электронного образа протокола общего собрания, размещенного инициатором в ГИС ЖКХ, не позволяет департаменту провести проверку представленных документов на предмет соответствия требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 приказа N 938/пр.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии правовой связи между датой размещения инициатором протокола и решения общего собрания собственников, и течением срока, предусмотренного частью 2.2 статьи 45 ЖК РФ, являлся также предметом рассмотрения судов и ими обоснованно не принят как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив несоответствие заявления и документов ООО "УК "Образцово Восток" требованиям подпункта "б" пункта 9 приказа N 938/пр, суды сделали обоснованный вывод о наличии у департамента правовых оснований для вынесения решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 октября 2023 г. N Ф09-6441/23 по делу N А60-4596/2023