Екатеринбург |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А07-26571/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агидель" (далее - ООО "Агидель") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.04.2023 по делу N А07-26571/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель ООО "Агидель" - Балюк М.А. (доверенность от 09.01.2023).
ООО "Агидель" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Бирскому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - Бирский межрайонный ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС по Республики Башкортостан, отдел, административный орган), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее также - ГУ МЧС России по Республики Башкортостан, управление) о признании недействительными предписания N 58/1/1 от 16.06.2021, представления N 1092-4-11-31 от 07.07.2021, решения от 29.06.2021.
К участию в деле привлечен заместитель начальника Бирского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС по РБ майор внутренней службы Чернов В.В. (далее - заместитель начальника Бирского МОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ Чернов В.В.).
Решением суда первой инстанции от 12.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Агидель" просит решение и постановление судов отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы ссылается на то, что фактически проверка проведена отделом на объектах ООО "Агидель", находящихся по адресу: 453434, Республика Башкортостан, ул. Социалистическая, 74, а в п. 2 Распоряжения N 58 от 20.05.2021 о проведении проверки указано место нахождения: 453434, Республика Башкортостан, г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 58.
При этом распоряжения о проведении проверки по адресу: 453434, Республика Башкортостан, ул. Социалистическая, 74 принято не было, обществу вручено не было, общество не было уведомлено о проведении проверки по указанному адресу, что является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных частью 12 статьи 9, частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Вывод о том, что при проведении плановой проверки органом контроля (надзора) были допущены грубые нарушения требований к организации и проведению проверок, содержится в решении Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 25.11.2021 по делу N 12-76/2021.
По мнению ООО "Агидель", содержание п. 4 оспариваемых предписания и представления не позволяло их исполнить ввиду неправильно указанного нарушения (ссылка на несуществующий пункт Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171). Следовательно, отделом не доказан факт нарушения заявителем требований противопожарной защиты.
Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о том, что описываемое в п. 4 предписания нарушение, выразившегося в несоответствии высоты ступеней, действительно имело место быть, поскольку измерение высоты ступеней (натурный обмер) проверяющим должностным лицом фактически не проводилось. Требование отдела к ООО "Агидель" о том, чтобы высота ступеней железных лестниц выхода в технический этаж была одинаковой, является незаконной, так как противоречит положениям Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Вывод судов о законности оспариваемого решения о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты от 29.06.2021 сделан без исследования представленного в суд Отчета по определению величин пожарного риска Завода теплоизоляционных материалов "Агидель" от 27.10.2011. Вывод суда о законности оспариваемого решения о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты от 29.06.2021 сделан без исследования представленного отчета.
Также заявитель жалобы ссылается на то, что плановая проверка проведена административным органом с нарушением периодичности ее проведения, то есть ранее истечения установленного срока проведения плановой проверки юридического лица, исчисляемого со дня проведения предыдущей плановой проверки.
В представленном отзыве управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу общества "Агидель" - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.05.2021 N 58, вынесенного главным государственным инспектором городов Бирск, Благовещенск, Бирского, Благовещенского, Иглинского и Нуримановского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Фроловым В.Г., с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год в отношении объектов защиты (комплекс зданий и сооружений) ООО "Агидель", отнесенного к категории среднего риска, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 74, в период с 25.05.2021 по 22.06.2021 проведена плановая выездная проверка.
По результатам проверки заместителем начальника отдела Черновым В.В. составлен акт проверки от 16.06.2021 N 19, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения ООО "Агидель" требований пожарной безопасности. На основании акта заявителю выданы:
- предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 16.06.2021 N 58/1/1;
- представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 07.07.2021 N 1092-4-1131;
- решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты от 29.06.2021.
Не согласившись с законностью указанных ненормативных актов, ООО "Агидель" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции. Выводы судов законны и обоснованы.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок (часть 6.1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
Проект ежегодного плана проверок ГУ МЧС России по Республики Башкортостан на 2021 год был направлен в орган прокуратуры, от которого предложений об устранении замечаний относительно ООО "Агидель" в адрес управления не поступало. Далее Генеральной прокуратурой Российской Федерации был сформирован ежегодный сводный план проведения плановых проверок, который размещен на ее официальном сайте в сети "Интернет".
Таким образом, плановая выездная проверка в отношении объектов защиты ООО "Агидель" проведена управлением в соответствии со сводным планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Законом N 294-ФЗ.
Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе федерального государственного пожарного надзора (пункт 17 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).
Как устанавливает Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула); противопожарный режим включает в себя, среди прочего, порядок содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; при этом федеральный государственный пожарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, он осуществляется посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты (абзацы четвертый, шестой и двенадцатый статьи 1).
В развитие данных положений федеральным законодателем введена статья 6.1 Закона N 69-ФЗ, в силу которой предметом плановых проверок выступает не сама по себе деятельность организаций и граждан в предпринимательской или иной экономической сфере, а соблюдение ими требований пожарной безопасности на объектах защиты (зданиях, сооружениях, помещениях и других объектах). Соответственно, проверка соблюдения гражданами и организациями пожарной безопасности проводится уполномоченным органом в отношении используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
При этом в целях предотвращения избыточного надзора в силу части четвертой той же статьи периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.
В соответствии с пунктом 21 данного Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (далее - Положение N 290), проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью: для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год; для категории высокого риска - один раз в 2 года; для категории значительного риска - один раз в 3 года; для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет; для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет; в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. При этом основанием для проведения плановой проверки является истечение в году проведения проверки установленной периодичности с даты ввода объекта защиты в эксплуатацию либо окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.
Указанная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 29.10.2020 N 2417-О.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В части 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Судами установлено и из материалов дела следует, что оспариваемые предписание N 58/1/1 от 16.06.2021, представление N 1092-4-1131 от 07.07.2021, решение от 29.06.2021 выданы ООО "Агидель" по итогам плановой выездной проверки, проведенной управлением на основании распоряжения главного государственного инспектора городов Бирск, Благовещенск, Бирского, Благовещенского, Иглинского и Нуримановского районов по пожарному надзору В.Г. Фролова от 20.05.2021 N 58 с целью выполнения ежегодного плана проведения проверок на 2021 год, размещенного на официальном сайте административного органа.
Согласно ежегодному плану проведения плановых проверок на 2021 год (номер плана в ФГИС "Единый реестр проверок" - 2021012297) местом нахождения проверяемых объектов защиты ООО "Агидель" является адрес: 453434, Республика Башкортостан, г. Благовещенск, ул. Социалистическая. 74.
Судом приняты пояснения представителя управления о том, что указание в распоряжении другого адреса (г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 58) было допущено по причине совершенной описки. При этом судом отмечено, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении объектов защиты ООО "Агидель", расположенных по данному адресу в указанный период органом пожарного надзора была проведена плановая выездная проверка.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что проверка объектов защиты ООО "Агидель", расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 74, проведена административным органом в соответствии с утвержденным ежегодным планом проверок и на основании изданного распоряжения от 20.05.2021 N 58.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил ссылку заявителя на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 25.11.2021 по делу N 12-76/2021, указав, что данное решение суда общей юрисдикции не имеет преюдициального значения для арбитражного суда, так как суд общей юрисдикции не давал оценки наличию или отсутствию состава правонарушения в действиях юридического лица.
Учитывая, что в соответствии с приведенными выше нормами права, а также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 24.03.2015 N 636-О, от 29.10.2020 N 2417-О, проверка соблюдения гражданами и организациями пожарной безопасности проводится уполномоченным органом в отношении используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, судами обоснованно отклонены доводы заявителя о нарушении административным органом установленной периодичности проведения плановых проверок в отношении ООО "Агидель" на том основании, что последняя плановая проверка была проведена в 2019 году в отношении объекта защиты ООО "Агидель", расположенного по адресу:
г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 58, т.е. в отношении иного объекта защиты ООО "Агидель".
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Агидель" не представило доказательств (актов предыдущих плановых проверок), свидетельствующих о том, что проведение в 2021 году плановой проверки объектов защиты ООО "Агидель", расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 74, было осуществлено с нарушением установленной периодичности с даты окончания проведения последней плановой проверки данного объекта защиты.
Довод заявителя о том, что административным органом не доказан факт нарушения заявителем требований противопожарной защиты, указанный в п. 4 оспариваемых предписания и представления, был предметом рассмотрения судов и мотивированно отклонен.
Судами установлено, что в ходе проведения проверки административным органом выявлено наличие нарушения относительно имеющейся различной высоты ступеней на железных лестницах выхода в технический этаж на путях эвакуации. При этом, учитывая, что правило о том, что на путях эвакуации не допускается устройство ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки, содержится в п. 4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009, а также прописано в п. 4.3.6 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 и введенных в действие с 19.09.2020, суды признали, что опечатка, допущенная в п. 4 оспариваемых предписания и представления в виде указания иного пункта Свода правил СП 1.13130.2009, не исключает самого факта, действительно имеющего место быть нарушения требования в сфере пожарной безопасности.
Из содержания оспариваемого решения о непринятии результатов отчета по оценке пожарного риска от 29.06.2021 следует, что при проведении проверки расчетов выявлено, что расчеты не соответствуют предъявляемым требованиям, а именно:
Отчеты по оценке пожарного риска не соответствует требованию Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска").
В отчете по оценке пожарного риска отсутствует:
- наименование использованной методики, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил;
- описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
- перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
- не предоставлено определение расчетных величин пожарного риска;
- вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Учитывая, что указанные нарушения при подготовке Отчета расчета пожарного риска не опровергнуты ООО "Агидель" в ходе судебного разбирательства, заявитель не представил документально подтвержденного правового обоснования незаконности оспариваемого решения, не доказал нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты от 29.06.2021 вынесено заместителем начальника Бирского МОНД и ПР УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан В.В. Черновым в рамках представленных полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судом норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.04.2023 по делу N А07-26571/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АГИДЕЛЬ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что в ходе проведения проверки административным органом выявлено наличие нарушения относительно имеющейся различной высоты ступеней на железных лестницах выхода в технический этаж на путях эвакуации. При этом, учитывая, что правило о том, что на путях эвакуации не допускается устройство ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки, содержится в п. 4.3.4 Свода правил СП 1.13130.2009, а также прописано в п. 4.3.6 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 и введенных в действие с 19.09.2020, суды признали, что опечатка, допущенная в п. 4 оспариваемых предписания и представления в виде указания иного пункта Свода правил СП 1.13130.2009, не исключает самого факта, действительно имеющего место быть нарушения требования в сфере пожарной безопасности.
...
Отчеты по оценке пожарного риска не соответствует требованию Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 октября 2023 г. N Ф09-6997/23 по делу N А07-26571/2021