Екатеринбург |
|
13 ноября 2023 г. |
Дело N А76-1224/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - фонд, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2023 по делу N А76-1224/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи принял участие представитель фонда - Акиншина М.Ю. (доверенность от 12.10.2023).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Миасское" (далее - учреждение, заяивтель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к фонду о признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования от 20.12.2022 в части требования возвратить в бюджет фонда средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованные не по целевому назначению, в сумме 146 947 руб. 76 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Челябинской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2023, заявление удовлетворено, акт фонда от 20.12.2022 признан недействительным в части требования возвратить в бюджет фонда средства ОМС в размере 146 947 руб.76 коп.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.07.2023 оставил решение суда без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов фонд указывает, что суд первой инстанции по тексту обжалуемого судебного акта ошибочно называет фонд административным органом, что накладывает на фонд, по мнению заявителя жалобы, дополнительные обязательства. Кассатор не согласен с выводами судов о том, что в рассматриваемом случае выплата дополнительной премии медицинской организацией сотрудникам из средств областного бюджета является действием, направленным на возврат в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению. Фонд отмечает, что на основании приказа учреждения от 29.03.2021 о премировании невозможно определить, что премировали работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи по ОМС.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная плановая комплексная проверка по вопросу использования средств ОМС, полученных учреждением за период с 01.10.2020 по 30.09.2022, по итогам которой составлен акт от 20.12.2022.
В ходе проверки фондом установлено, что согласно штатному расписанию учреждения на 2020 год все должности врачей, фельдшеров и водителей выездных бригад скорой медицинской помощи за период с 01.10.2020 по 31.12.2020 финансировались за счет средств ОМС (приложение 15).
На основании данных отчетов "Фактическая реализация задания ФОМС" и "Плановые объемы медицинской помощи (бюджет)" за 2020 год и 9 месяцев 2020 года, а также пояснительной записки главного врача учреждения от 13.12.2022 N 1134 установлено, что за 4 квартал 2020 года выездными бригадами скорой медицинской помощи учреждения осуществлено всего 1413 случаев оказания скорой медицинской помощи, в том числе не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС лицам - 43 случая, или 3,0% от общего количества случаев (приложение 15).
Согласно расчету, произведенному за период с 01.10.2020 по 31.12.2020 пропорционально количеству случаев оказания скорой медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС лицам (3,0%), расходы на заработную плату врачей, фельдшеров и водителей выездных бригад скорой медицинской помощи учреждения за счет средств областного бюджета должны составлять 112 863 руб. 11 коп. (приложение 15).
Поскольку в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС не включены расходы на оплату труда врачей, фельдшеров и водителей выездных бригад скорой медицинской помощи, осуществляющих выезды на оказание скорой медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС лицам, фонд пришел к выводу, что вышеуказанные расходы, произведённые учреждением за 4 квартал 2020 года на общую сумму 146 947 руб. 76 коп. (заработная плата (подстатья 211 КОСГУ) - 112863,10 руб., начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213 КОСГУ) - 34084,66 руб.) являются нецелевым использованием средств ОМС, подлежащими возврату в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Учреждение представило в фонд свои возражения на акт выездной комплексной проверки от 20.12.2022, где указало, что в части спорного нарушения не согласно с тем, что оно не было устранено заявителем по следующим основаниям.
В 4 квартале 2020 года проведена выездная плановая комплексная проверка по вопросу использования средств ОМС, полученных учреждением, за период с 01.10.2018 по 30.09.2020, по результатам данной проверки 22.12.2020 был подписан акт проверки с разногласиями, решение по разногласиям получено учреждением в январе 2021 года.
В связи с вышеизложенным, учреждение не имело возможности ввести в штатное расписание должности по бюджету и произвести начисление заработной платы за счет субсидии на выполнение государственного задания прошедшими датами. На основании решения по разногласиям, в целях недопущения дальнейшего нецелевого использования средств ОМС, заявителем было принято решение рассчитать необходимое количество ставок и ввести их в штатное расписание с 2021 года, а для выплаты причитающейся заработной платы за счет субсидии на выполнение государственного задания за октябрь - декабрь 2020 года выплатить сумму в виде премии по итогам работы за 4 квартал 2020 года из расчета 1 ставка (32 440,00 руб.) среднего медперсонала и 1,25 ставка (20 200,00 руб.) водителя скорой медицинской помощи, премия составила 99 000,00 руб. для среднего персонала, 76 000,00 руб. для водителей СМП.
Учреждение считает неправомерным вывод фонда о нецелевом использовании средств ОМС за 4 квартал 2020 г. в сумме 146 947 руб.76 коп., в связи с тем, что в заработную плату за март 2021 года была выплачена премия по итогам работы за 4 квартал 2020 года в сумме 175 000 руб., данная премия была выплачена не в счет возмещения расходов по ОМС, а исходя из расчета оказания медицинской помощи за счет субсидии на выполнение государственного задания за октябрь - декабрь 2020 года.
Заявитель указал, что в акте проверки факт выплаты премии не отражен, несмотря на то, что всю информацию учреждение предоставляло.
По результатам рассмотрения данных возражений фонд сообщением от 30.12.2022 N 01-4219 не принял возражения на акт проверки.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учреждение совершило действия, направленные на устранение выявленного самостоятельно нарушения, путем восстановления пропорции оплаты труда за счет областного бюджета и за счет средств ОМС в 4 квартале 2020 года.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы фонда, не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с положениями статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326- ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования; осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Закона N326-ФЗ).
Согласно статье 21 Закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Перечень расходов бюджетов территориальных фондов предусмотрен частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Положениями статей 28, 38, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ установлено, что средства обязательного медицинского страхования, получаемые медицинскими организациями, являются целевыми.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов, разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Пунктом 3 указанной статьи предусматривается, что нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как установлено судами, нецелевое использование денежных средств ОМС выразилось в нарушении заявителем пропорции по оплате труда врачей, фельдшеров, водителей выездных бригад скорой медицинской помощи, осуществляющих выезды на оказание скорой медицинской помощи в 4 квартале 2020 года, за счет средств ОМС и областного бюджета, поскольку заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда данным работникам в связи с осуществлением медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС лицам, выплачена за счет средств ОМС в размере 146 947 руб. 76 коп., а не за счет областного бюджета.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, разделу IV Территориальной программы на 2020 год, подпункту 1 пункта 186 Правил ОМС в структуру на оплату медицинской помощи по ОМС входят, в том числе расходы на заработную плату, начисления на выплаты но оплате труда работников медицинских организаций, принимающих непосредственное участие в оказаний медицинской помощи (врачи, фельдшера), а также работников медицинских организаций, не принимающих непосредственного участия в оказании медицинской помощи (водители), застрахованным по ОМС лицам.
В соответствии с абзацами 25, 27 раздела V Программы государственных гарантий 2020 год, включающих базовую программу ОМС, подпунктом 2 пункта 32 раздела V Территориальной программы на 2020 год, включающих Территориальную программу ОМС, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС лицам.
Таким образом, в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС не включены расходы на оплату труда врачей, фельдшеров и водителей выездных бригад скорой медицинской помощи, осуществляющих выезды на оказание скорой медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС лицам.
Вышеуказанное нарушение, допущенное заявителем в 4 квартале 2020 года, подтверждается материалами дела, соответствующий расчет представлен в материалы дела и заявителем не оспорен.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций указано, что учреждение, самостоятельно установив факт нарушения принципа пропорциональности оплаты труда своим работникам за счет средств ОМС и бюджета Челябинской области (до обнаружения нарушения фондом) по согласованию с министерством за счет субсидии на выполнение государственного задания (т.е. за счет средств областного бюджета) выплатило соответствующим работникам скорой медицинской помощи на основании приказа от 29.03.2021 N 78, списка на получение по коду 135 за март 2021 года премию в размере 175 000 руб. за 4 квартал 2020 года, тем самым фактически устранило нецелевое использование средств ОМС за 4 квартал 2020 года в сумме 146 947 руб.76 коп.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что учреждением устранено нецелевое использование средств ОМС путем восстановления пропорции по оплате труда работников скорой помощи, производимой как за счет средств ОМС, так и за счет средств областного бюджета, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при установленных обстоятельствах обязание фондом возвратить денежные средства в сумме 146 947 руб. 76 коп. повлечет фактически за собой возврат средств в фонд в двойном размере, что не соответствует характеру восстановительной меры по возврату средств в бюджет фонда, использованных медицинской организацией не по целевому назначению.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2023 по делу N А76-1224/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов, разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 ноября 2023 г. N Ф09-7413/23 по делу N А76-1224/2023