Екатеринбург |
|
16 ноября 2023 г. |
Дело N А60-71709/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Черемных Л.Н., Перемышлева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - Общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2023 по делу N А60-71709/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель Общества - Сорокин А.С. (доверенность от 05.09.2023).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском об обязании индивидуального предпринимателя Тагинцева Дениса Евгеньевича (далее - Предприниматель) обеспечить доступ в здание для установки прибора учета и его последующей приемки, обеспечить надлежащую эксплуатацию установленного узла учета тепловой энергии по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 22 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды не учли положения статей 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым законодатель отдает безусловный приоритет учетному (приборному) способу определения объема поставленных ресурсов, основанному на их измерении приборами учета, чему препятствует ответчик.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что, несмотря на указание в письмах о возможности допуска представителей ресурсоснабжающей организации для осмотра прибора учета, при выходе на адрес доступ сотрудников не обеспечен, у истца в связи недопуском на объект отсутствует информация о наличии/отсутствии приборов учета, его поверки и состояние работоспособности.
По мнению истца, из представленных в материалы дела документов усматриваются активные действия Общества по исполнению требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", воспрепятствование Предпринимателем установке прибора учета.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, Предприниматель является собственником здания, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 22.
Между Обществом (теплоснабжающая организация) и Предпринимателем (потребитель) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N ТГЭ1812-67305 (снабжение тепловой энергии и теплоносителем, в том числе как горячей водой на нужды горячего водоснабжения) от 15.03.2021, в разделе 3 которого сторонами согласован учет потребленных энергетических ресурсов.
Согласно пункту 3.1. договора коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя за исключением порядка определения объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии, осуществляется в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Точки поставки потребителя должны быть оборудованы приборами учета тепловой энергии, теплоносителя, допущенными к эксплуатации в соответствии с утвержденными Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Потребитель несет ответственность за сохранность и техническое состояние принадлежащих ему приборов учета, за сохранность пломб на средства измерений и устройствах, входящих в состав приборов учета. Ремонт и замена приборов учета потребителя производиться за счет потребителя. Установка (переустановка), замена и снятие приборов учета производиться в присутствии представителя теплоснабжающей организации (пункт 3.2. договора).
В силу пункта 3.3. договора учет количества потребленных энергетических ресурсов осуществляется приборным методом по допущенным в эксплуатацию представителем теплоснабжающей организацией приборам учета потребителя, указанным в приложении N 5 к настоящему договору, если в отношении нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, иное не установлено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
При отсутствии у потребителя в точках поставки приборов учета, а также в случае неисправности приборов учета, либо при нарушении установленных пунктом 3.9. настоящего договора сроков предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, количество энергетических ресурсов, потребленных потребителем, определяется теплоснабжающей организацией расчетным (приборно-расчетным) методом в порядке, предусмотренном Приложением N 8 к настоящему договору, а в отношении нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, - в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В пункте 3.5. договора предусмотрено, что при выявлении каких-либо нарушений в функционировании прибора учета потребитель обязан в течение суток известить об этом обслуживающую прибор учета организацию и теплоснабжающую организацию и составить акт, подписанный представителями потребителя и обслуживающей прибор учета организации. Потребитель передает этот акт в теплоснабжающую организацию вместе с отчетом о теплопотреблении за соответствующий период в сроки, установленные в пункте 3.9. настоящего договора.
Пунктом 3.11. договора предусмотрено, что потребитель обеспечивает беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей организации или по указанию теплоснабжающей организации представителей иной организации к узлам учета и приборам учета потребителя для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов узла учета.
При выявлении расхождений сведений о показаниях приборов учета потребителя в отношении объема полученных энергетических ресурсов со сведениями, представленными потребителем, теплоснабжающая организация составляет акт сверки показаний приборов учета, подписываемый представителями обеих сторон. Акт сверки показаний приборов учета является основанием для осуществления перерасчета объема, полученных энергетических ресурсов, со дня подписания акта сверки показаний приборов учета.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя общества с ограниченной ответственностью "Компания "НК" по адресу: ул. Репина, д. 22. Узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с 30.09.2008 по 15.05.2009.
Общество во исполнение норм части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ планировало совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Истец указав, что ответчиком не обеспечивается доступ в здание для установки прибора учета и его последующей приемки и эксплуатации, что противоречит условиям договора и нормам права, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, придя к выводу о необоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании договора энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В статье 541 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о фактическом потреблении.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами установлено, что отношения между сторонами урегулированы положениями договора теплоснабжения и поставки горячей воды N ТГЭ1812-67305 (снабжение тепловой энергии и теплоносителем, в том числе как горячей водой на нужды горячего водоснабжения) от 15.03.2021. На спорном объекте прибор учета установлен, о чем свидетельствует акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пункте 61 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), установлено, что смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68 Правил N 1034).
Согласно статье 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 4 статьи 13 Закона N 261-ФЗ указано, что до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 статьи 13, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию
В пункте 3 Правил N 1034 дается понятие техническая эксплуатация узла учета, которая определяется, как совокупность операций по обслуживанию и ремонту элементов узла учета тепловой энергии, обеспечивающих достоверность результатов измерений.
В пункте 17 Правил N 1034 предусмотрено, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями Правил N 1034, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Как установили суды, истец не доказал, что ответчик чинит ему препятствия в доступе к оборудованию, что подтверждается письмом ответчика от 21.09.2021 на письмо истца от 07.09.2021, в котором Предприниматель указывает, что готов обеспечить доступ представителя подрядной организации от ресурсоснабжающей организации для предпроектного обследования узла коммерческого учета тепловой энергии на объекте по ул. Репина, д. 22. Данный ответ был получен истцом, что подтверждается оттиском штемпеля входящей корреспонденции.
Суды также установили, что доказательств того, что ответчиком не обеспечивается работоспособность и надлежащее состояние прибора учета, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о том, что заявленные требования о понуждении ответчика обеспечить доступ в здание для установки прибора учета и его последующей приемки, обеспечить надлежащую эксплуатацию установленного узла учета тепловой энергии, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, как верно отметил апелляционный суд, согласно заявлению самого истца прибор учета им не осматривался, следовательно, требования восстановить работоспособность и обеспечить надлежащую эксплуатацию прибора учета не могут быть удовлетворены ввиду неустановленного факта указанных нарушений и отсутствия законодательной обязанности потребителя совершать такие действия.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку, по мнению суда кассационной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств. Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Суды, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из имеющихся в деле доказательств, которые исследовали и оценивали в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статей 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2023 по делу N А60-71709/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Л.Н. Черемных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 4 статьи 13 Закона N 261-ФЗ указано, что до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 статьи 13, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию
В пункте 3 Правил N 1034 дается понятие техническая эксплуатация узла учета, которая определяется, как совокупность операций по обслуживанию и ремонту элементов узла учета тепловой энергии, обеспечивающих достоверность результатов измерений.
В пункте 17 Правил N 1034 предусмотрено, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями Правил N 1034, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2023 г. N Ф09-7102/23 по делу N А60-71709/2022