Екатеринбург |
|
23 ноября 2023 г. |
Дело N А60-8094/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Столярова А.А., Полуяктова А.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоснабжение" Белоярского городского округа (далее - предприятие "Водоснабжение") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2023 по делу N А60-8094/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление): Крыжановская А.П. (доверенность от 09.01.2023 N 05-01/1), Ильиных Т.С. (доверенность от 09.01.2023 N 05-01/2).
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к предприятию "Водоснабжение" о взыскании 28 370 094 руб. 21 коп. в возмещение ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства об охране окружающей среды.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Водоснабжение" просит указанные судебные акты отменить. Заявитель указывает, что является единственной ресурсоснабжающей организацией в сфере водоснабжения на территории Белоярского городского округа, добыча подземной воды непосредственно связана с обеспечением населения Белоярского городского округа бесперебойным водоснабжением, приостановление добычи подземных вод до получения лицензии невозможно, так как создало бы угрозу для жизни и здоровья граждан Белоярского городского округа. Предприятие отмечает, что запасы подземных вод по участку водозабора в отношении спорных водонапорных скважин не оценивались и не утверждались, факт утраты полезных ископаемых в результате пользования недрами не доказан, при этом ответчик осуществлял отбор воды - ресурса, возобновляемого естественным образом. Кроме того, по мнению заявителя, судами необоснованно отказано в привлечении к участию в деле учредителя предприятия - Администрации Белоярского городского округа, чьи права затрагивают оспариваемые судебные акты.
Управление представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов предприятия "Водоснабжение". По мнению истца, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, предприятие "Водоснабжение" в 2021 году без специального разрешения (лицензии) осуществило добычу подземных вод из источника нецентрализованного водоснабжения (водонапорная скважина) на территории Белоярского района Свердловской области.
Объем добытого предприятием в 2021 году полезного ископаемого (подземная вода) составил 852,723 тысячи куб. м (2336 куб. м/сут).
Полагая, что вследствие самовольного (безлицензионного) пользования недрами, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, предприятием причинен Российской Федерации ущерб в сумме 28 370 094 руб. 21 коп., управление направило в его адрес требование от 28.10.2022 N 03-03-06/21880 с предложением в течение 30 дней со дня ее получения возместить в добровольном порядке причиненный недрам вред, рассчитанный в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 (далее - Правила N 564).
Поскольку в добровольном порядке вред возмещен не был, управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности (статья 3 Закона об охране окружающей среды).
Пунктом 1 статьи 77 названного Закона предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Исходя из абзаца четвертого статьи 1 Закона об охране окружающей среды недра, поверхностные и подземные воды относятся к компонентам природной среды.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Добыча полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами (пункт 3 статьи 6 Закона о недрах).
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 12 Закона о недрах установлены также требования к содержанию лицензии, определены ее неотъемлемые составные части, которые должны содержать в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Статьей 51 Закона о недрах также установлено, что лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, определен Правилами N 564.
Таким образом, в целях обеспечения использования недр в общих интересах, предотвращения ущерба правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и в целях создания условий для минимизации и восполнения связанного с недропользованием негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, федеральный законодатель правомочен ввести разрешительный порядок допуска к соответствующей экономической деятельности и определить правовой режим ее осуществления, основанный на преобладании императивного метода регулирования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 N 2795-О).
Закон о недрах определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1314-О).
Императивный метод регулирования пользования недрами проявляется необходимостью получения заинтересованными лицами специального государственного разрешения - лицензии.
Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным поведением и согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды, статье 51 Закона о недрах влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами N 564.
Исходя из положений пункта 2 указанных Правил, вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе самовольным пользованием недрами.
Данный правовой подход отражен в пункте 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021.
В рассматриваемом случае судами установлено и предприятием "Водоснабжение" не оспаривается факт добычи им в 2021 году в отсутствие лицензии подземных вод в объеме 852,723 тысячи куб. м.
Таким образом, при самовольной (безлицензионной) добыче подземных вод, содержащихся в недрах, являющихся государственной собственностью, предприятием "Водоснабжение" совершено правонарушение, в результате которого причинен вред недрам, в связи с чем суды правомерно удовлетворили заявленный иск, взыскав с ответчика 28 370 094 руб. 21 коп. в возмещение вреда.
Доводы ответчика о недоказанности факта утраты запасов судами рассмотрены и обоснованно отклонены с учетом разъяснений, приведенных в пункте 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021. Восполнение утраченных запасов недр природной средой вследствие естественных процессов не может являться основанием для освобождения недропользователя от обязанности возместить причиненный вред государству как собственнику недр.
Как отметил суд апелляционной инстанции, забор воды в целях осуществления уставной деятельности также не может являться основанием для освобождения предприятия "Водоснабжение" от ответственности, с учетом доказанности факта нарушения им разрешительного порядка пользования природными ресурсами. Напротив, учитывая, что предприятие осуществляет деятельность по тепло- и водоснабжению, ему доподлинно было известно о необходимости получения соответствующей лицензии. Доказательств, подтверждающих принятие ответчиком мер по оформлению лицензии, свидетельствующих о направленности действий на предотвращение причинения вреда, в материалы дела не представлено, равно как и доказательств, свидетельствующих о добыче воды в условиях крайней необходимости.
Доводы заявителя жалобы о том, что принятыми по делу судебными актами затрагиваются права учредителя предприятия - Администрации Белоярского городского округа, также рассмотрены судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены со ссылкой на нормы статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оснований для вывода о том, что в настоящем случае оспариваемый судебный акт затрагивает права и обязанности администрации муниципального образования, по общему правилу пункта 3 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации не отвечающей по обязательствам созданных ею юридических лиц, не имеется.
Таким образом, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба предприятия "Водоснабжение" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2023 по делу N А60-8094/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоснабжение" Белоярского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы ответчика о недоказанности факта утраты запасов судами рассмотрены и обоснованно отклонены с учетом разъяснений, приведенных в пункте 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021. Восполнение утраченных запасов недр природной средой вследствие естественных процессов не может являться основанием для освобождения недропользователя от обязанности возместить причиненный вред государству как собственнику недр.
...
Доводы заявителя жалобы о том, что принятыми по делу судебными актами затрагиваются права учредителя предприятия - Администрации Белоярского городского округа, также рассмотрены судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены со ссылкой на нормы статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оснований для вывода о том, что в настоящем случае оспариваемый судебный акт затрагивает права и обязанности администрации муниципального образования, по общему правилу пункта 3 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации не отвечающей по обязательствам созданных ею юридических лиц, не имеется."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2023 г. N Ф09-7493/23 по делу N А60-8094/2023