Екатеринбург |
|
19 декабря 2023 г. |
Дело N А50-6436/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании путем веб-конференции кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее также фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2023 по делу N А50-6436/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представитель Частного учреждения здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-медицина" города Пермь" (далее также учреждение) - Черепанов В.Е. (доверенность от 27.02.2023).
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Частному учреждению здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-медицина" города Пермь" (далее также страхователь, учреждение) о взыскании излишне выплаченных сумм специальной социальной выплаты в размере 257 091,13 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 23.06.2023 требования фонда удовлетворены частично. С учреждения в пользу фонда взыскана излишне выплаченная сумма специальной социальной выплаты в размере 1397 рублей 25 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762). Специальная социальная выплата преследует цель поддержки медицинских работников, а не компенсации чего-либо (утраченного заработка или причине иного вреда).
Фонд указывает на то, что учреждение направило реестры в отношении участковой медицинской сестры Метельской Н.М. с учетом смен, в течение которых она не участвовала в оказании первичной медико-санитарной помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), так как контактировала с пациентами, которые уже выздоровели после того, как перенесли заболевание коронавирусной инфекцией. Вывод судов о правомерности специальных выплат за указанные смены на том основании, что спорные пациенты на момент выезда к ним Метельской Н.М. не были исключены из регистра основывается на неправильном определении обстоятельств дела (неправильном прочтении сведений, содержащихся в регистре). Регистр не содержит сведений о дате снятии (отмены) диагноза или окончания заболевания. Согласно пункта 4 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 (далее - Правила) реестр формируется после окончания отчетного месяца и на момент его формирования уже известно, каким пациентам оказывалась медицинская помощь по лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а какие пациенты на дату контакта уже выздоровели.
Суды, мотивируя судебные акты в части правомерности специальных выплат Сазоновой Н.Г. и Ганицевой Э.Н. ограничились правовым статусом указанных медицинских работников, не исследовав при этом, за какое количество смен и за какие даты фактически эти работники должны были получить специальную социальную выплату; в представленных ответчиком копиях журналов учета ПЦР не содержится фамилии работника, который в этот день работал с анализами перечисленных в журнале пациентов; также не представлены табеля учета рабочего времени. Таким образом, невозможно установить, как журналы учета ПЦР за определенные даты соотносятся с количеством отработанных часов и количеством нормативных смен Сазоновой Н.Г. и Ганицевой Э.Н.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, в удовлетворении жалобы фонду отказать.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении заявителя проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам. По итогам проверки составлен акт 10.06.2022 N 5, в котором отражены, в том числе, следующие нарушения:
- учреждение направило реестры в отношении Метельской Н.М. с учетом смен, в течение которых работник не привлекался к оказанию первичной медико-санитарной помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19): мазки из ротоглотки (носоглотки) на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) у ряда пациентов взяты после проведенного лечения, поэтому по результатам исследования инфекция не обнаружена. По данным регистра, данные пациенты после лечения и на основании взятых мазков с отрицательным результатом исключены из регистра в связи с выздоровлением. В связи с чем фондом сделан вывод, что работа Метельской Н.М. за указанные даты не подлежала учету при определении фактического числа нормативных смен, указанных в реестрах для оплаты специальной социальной выплаты. По данному основанию с учетом дополнительных документов, представленных медицинской организацией на рассмотрение материалов проверки, признаны излишне понесенными расходы в сумме 19 840,95 руб.;
- медицинской организацией представлялись реестры в отношении Сазоновой Н.Г. по категории 012 "Врач, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях" с оплатой 3880 руб. за 1 нормативную смену, в отношении Ганицевой Э.Н. - по категории 032 "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях" с оплатой 2430 руб. за 1 нормативную смену, тогда как, по мнению истца, специальная социальная выплата должна начисляться Сазоновой Н.Г. по категории работника 013 "Врач, оказывающий первичную медико-санитарную помощь" либо по категории 015 "Врач, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей", с оплатой 2430 руб. за 1 нормативную смену; Ганицевой Э.Н. - по категории работника 033 "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи" либо по категории 035 "Средний медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей" с оплатой 1215 руб. за 1 нормативную смену. Расходы, излишне понесенные на выплату специальной социальной выплаты в связи с неверным указанием категории работника, составили 147 407 руб. по Сазоновой Н.Г., 88 445,93 руб. по Ганицевой Э.Н.
По итогам проверки принято решение от 22.07.2022 N 5, которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом в указанных суммах.
Поскольку в добровольном порядке излишне понесенные расходы страхователем не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления в части возмещения указанных выше расходов, пришел к выводу о недоказанности наличия оснований для квалификации спорных сумм как неправомерно выплаченных застрахованным лицам.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) пунктом 2 Постановления N 1762 утверждены специальные социальные выплаты для определенных категорий работников.
Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н (далее - Приказ N 198н).
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Приложения N 5 к Приказу N 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяют медицинские организации, в том числе перепрофилированные, оказывающие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией CОVID-19 в стационарных условиях.
В пункте 4 Приложения N 10 к Приказу N 198н указано, что структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации в соответствии с временными штатными нормативами (Приложения N 16 и 17 Приказу N 198н). Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления N 1762 осуществляются, в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в стационарных условиях.
Специальные социальные выплаты медицинским работникам в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Например, пациенту с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в стационарных условиях, имеющему сопутствующее острое заболевание или состояние (например, инфаркт миокарда; острое нарушение мозгового кровообращения, маточное кровотечение), на консультацию приглашается врач-кардиолог, врач-невролог, врач-акушер-гинеколог соответственно, не состоящий во временном штатном расписании медицинской организации (структурного подразделения), оказывающей помощь пациенту с новой коронавирусной инфекцией в соответствии с Временным порядком, или пациенту с легкой степенью течения новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в амбулаторных условиях, требуется консультация врача-уролога или проведение диагностических исследований на дому специалистами, либо выезд бригады неотложной или скорой медицинской помощи, медицинские работники которой взаимодействуют с таким пациентом (например, для купирования гипертонического криза, астматического статуса, оказания медицинской помощи при острой травме).
В этом случае для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с такими пациентами при выполнении своих должностных обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1762 специальные социальные выплаты осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 названного Постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Частное учреждение здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Пермь" включено в перечень организаций, указанный в пункте 3 Постановления N 1762. Во исполнение Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 198н и в соответствии с обращениями Министерства здравоохранения Пермского края на базе учреждения в период с 10.11.2020 по 28.02.2021 и с 19.07.2021 по 30.11.2021 создавалось перепрофилированное стационарное отделение для лечения пациентов с выявленной новой коронавирусной инфекцией и при подозрении на нее.
Временное штатное расписание перепрофилированного стационарного отделения для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, разработанное с учетом Приказа N 198н, вводилось с 10.11.2020 по 28.02.2021 и с 19.07.2021 по 30.11.2021.
Структура и штатная численность структурного подразделения для лечения COVID-19 (временное штатное расписание) с 10.11.2020 утверждено и разработано в соответствии с временными штатными нормативами, установленными в Приложении N 16 к Приказу N 198н.
Согласно представленному к проверке временному штатному расписанию, с 21.12.2020 на период эпидемиологической ситуации в медицинском учреждении введено отдельное структурное подразделение - ПЦР-лаборатория.
Согласно приказу N 01-03-338 от 29.12.2020 и положению о ПЦР-лаборатории она организована с 29.12.2020, является структурным подразделением клинико-диагностической лаборатории, размещена в специально оборудованном помещении. Основной ее задачей является выявление РНК коронавирусов SARS-COV-2 и подобных SARS-COV методом обратной транскрипции и полимеразной цепной реакции, т.е. выявление COVID-19 с помощью ПЦР-тестов.
Суды, установив, что учреждение относилось к перепрофилированным и созданным в установленном действующим законодательством структурным подразделениям (лабораториям), оказывающим медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 ("красная зона"), должности медицинских работников Сазоновой Н.Г. и Ганицевой Э.Н. в соответствии с приказом N 198н включены во временное штатное расписание данной медицинской организации; указанные работники в спорном периоде обеспечивали оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, что подтверждается представленными в материалы дела табелями рабочего времени, медицинскими документами, пришли к обоснованным выводам о правомерности отнесения указанных работников к категориям, указанным в абзаце 4 подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1762, как участвующих в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Доказательства того, что ПЦР-лаборатория размещена не в специализированном для COVID-пациентов стационаре, фондом не представлены.
Из анализа положений Приказа N 198н, подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1762 следует, что лица, замещающие должности в специализированном для COVID-пациентов стационаре, утвержденные штатным расписанием, все без исключения оказывают медицинскую помощь, участвуют в ее оказании или обеспечивают ее оказание, в связи с чем имеют право на получение специальных социальных выплат в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762.
Иной подход, примененный в рассматриваемом случае фондом, является необоснованным и не приведет к достижению законной цели установления государственной социальной поддержки в повышенном размере медицинским и иным работникам медицинских организаций, в первую очередь, участвовавших и обеспечивавших диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали фонду в удовлетворении исковых требований в части данного эпизода.
В ходе проверки фондом также установлено, что учреждением представлены реестры осуществления Метельской Н.М. (участковая медицинская сестра) специальной социальной выплаты по должности "Медицинская сестра участковая (территориального участка)", по категории 033 "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи", в том числе за смены, в которые, как установлено впоследствии по результатам проведенных исследований, у пациентов не была обнаружена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
Фонд, ссылаясь на данные обстоятельства, пришел к выводу, что работа Метельской Н.М. за указанные смены не подлежала учету при определении фактического числа нормативных смен, указанных в реестрах для оплаты специальной социальной выплаты.
Признавая выводы фонда необоснованными, суды указали на то, что по смыслу Постановления N 1762 право на специальные выплаты имеют лица, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19.
Судами отмечено, что на момент выезда медицинской сестры Метельской Н.М. в целях осуществления забора мазков на наличие (отсутствие) новой коронавирусной инфекции, в том числе после проведенного лечения, спорные пациенты не были исключены из регистра, соответственно являлись пациентами с установленным диагнозом COVID-19. При этом, оказывая помощь, Метельская Н.М. работала с зараженными пациентами, то есть подвергала себя риску, который должен быть компенсирован за счет предусмотренных Постановлением N 1762 стимулирующих выплат. То, что в некоторые дни случайно не оказалось пациентов, зараженных новой коронавирусной инфекцией, не означает, что работник не участвовал в оказании медицинской помощи по диагностике этой инфекции.
Вместе с тем, в силу буквального толкования подпункта "б" пункта 2 постановления N 1762, с учетом разъяснений, содержащихся в вопросе 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, право на получение специальных социальных выплат обусловлено, помимо прочего, контактом медицинского работника при выполнении должностных обязанностей с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Учитывая, что фондом выявлены нормативные смены, в которые медицинская сестра Метельская Н.М. не контактировала с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку по результатам мазков из рото/носоглотки, взятых Метельской Н.М. в данные смены у пациентов новая коронавирусная инфекция не обнаружена, суд округа полагает, что правовые основания для выплаты Метельской Н.М. специальной социальной выплаты за указанные смены у учреждения отсутствовали.
Согласно пунктам 10, 12 Постановления N 1762 организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Поскольку учреждением не представлено доказательств обоснованности выплаты Метельской Н.М. специальной социальной выплаты на основании Постановления N 1762 в общей сумме 19 840,95 руб., суд округа признает доводы кассационной жалобы фонда в части указанного эпизода обоснованными, полагает, что судебные акты в данной части подлежат отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2023 по делу N А50-6436/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств в сумме 19 840,95 руб.
В указанной части исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Частного учреждения здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-медицина" города Пермь" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю денежные средства в сумме 19 840,95 руб.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами отмечено, что на момент выезда медицинской сестры Метельской Н.М. в целях осуществления забора мазков на наличие (отсутствие) новой коронавирусной инфекции, в том числе после проведенного лечения, спорные пациенты не были исключены из регистра, соответственно являлись пациентами с установленным диагнозом COVID-19. При этом, оказывая помощь, Метельская Н.М. работала с зараженными пациентами, то есть подвергала себя риску, который должен быть компенсирован за счет предусмотренных Постановлением N 1762 стимулирующих выплат. То, что в некоторые дни случайно не оказалось пациентов, зараженных новой коронавирусной инфекцией, не означает, что работник не участвовал в оказании медицинской помощи по диагностике этой инфекции.
Вместе с тем, в силу буквального толкования подпункта "б" пункта 2 постановления N 1762, с учетом разъяснений, содержащихся в вопросе 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, право на получение специальных социальных выплат обусловлено, помимо прочего, контактом медицинского работника при выполнении должностных обязанностей с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
...
Согласно пунктам 10, 12 Постановления N 1762 организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 декабря 2023 г. N Ф09-8496/23 по делу N А50-6436/2023