Екатеринбург |
|
22 февраля 2024 г. |
Дело N А60-64102/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Ивановой С.О., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, административный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 по делу N А60-64102/2022 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества "Россети Урал" (ранее открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество, ОАО "МРСК Урала", сетевая организация)) - Гамаюнова Л.Р. (доверенность от 07.08.2023 N 234/2023/СЭ);
управления - Жижина А.А. (доверенность от 03.04.2023 N 272, диплом).
ОАО "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 10.11.2022 N 066/04/9.21-3182/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Губарева Елена Александровна (далее - ИП Губарева Е.А.).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2023 заявленные требования удовлетворены частично. Обжалуемое постановление признано незаконным и отменено в части штрафа в размере, превышающем 300 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 решение суда изменено, резолютивная часть изложена в иной редакции, согласно которой заявленные требования удовлетворены, постановление управления от 10.11.2022 N 066/04/9.21-3182/2022 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В обосновании доводов жалобы, административный орган настаивает на доказанности в действиях (бездействии) сетевой организации состава вменяемого административного правонарушения. В части выводов об отсутствии события вмененного правонарушения, выразившегося в несоблюдении пункта 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), ссылаясь на часть 1 статьи 1.7 КоАП РФ заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что на дату совершения данного административного правонарушения (05.07.2022) Правила N 861 действовали в редакции от 30.06.2022. В связи с этим управление считает, что в нарушение пункта 105 Правил N 861 обществом не размещена на своем официальном сайте (www.mrsk-ural.ru) информация, предусмотренная к размещению названным пунктом Правил N 861. Относительно вывода апелляционного суда об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного пунктом 106 Правил N 861, управление утверждает, что заявка от 20.06.2022 N 54-3-59883 аннулирована обществом 15.07.2022 (криншот из личного кабинета ИП Губаревой Е.А., в котором указано, что оплата счета произведена 15.07.2022, заявка аннулирована, заявлением-претензией о заключении договора от Губаревой Е.А. в адрес ОАО "МРСК Урала", содержащее указание об аннулировании заявки на технологическое присоединение раньше срока, предусмотренного пунктом 106 Правил N 861), а также ответом ИП Губаревой Е.А. от 06.09.2022 (ответ на исх. от 05.09.2022 N СЭ/01/22-ИА/7199) в адрес общества, согласно которому ИП Губарева Е.А. сообщает, что ОАО "МРСК Урала" 15.07.2022 в одностороннем порядке отменена заявка Губаревой Е.А. на технологическое подключение объекта.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению в отношении ОАО "МРСК Урала" дела согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, путем составления 26.09.2022 протокола об административном правонарушении, послужило заявление Губаревой Е.А., указывающее на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела управлением в отношении общества вынесено постановление от 10.11.2022 N 066/04/9.21-3182/2022 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Судами из материалов дела установлено, что ИП Губаревой Е.А. подана заявка от 20.06.2022 N 54-3-59883 в адрес ОАО "МРСК Урала" на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: 624021, Свердловская область, Сысертский район, Сысертское лесничество Сысертского лесхоза, кадастровый номер участка: 66:25:2702001:2513, в ответ на которую сетевая организация направила посредством размещения в личном кабинете потребителя: счет на оплату технологического присоединения к электрическим сетям от 04.07.2022 N 5400062521; технические условия N 54-ТУ-57780, а также заявителю 04.07.2022 направлен проект договора на технологическое присоединение.
По итогам рассмотрения проекта договора со стороны потребителя в адрес сетевой организации направлен мотивированный отказ от 11.07.2022, в котором Губарева Е.А. просила приложить расчет размера оплаты за технологическое присоединение; расчет платы за технологическое присоединение выполнить по стандартизированной тарифной ставке.
Сетевой организацией по итогам рассмотрения мотивированного отказа подготовлен скорректированный проект договора (счет на оплату технологического присоединения от 13.07.2022 N 5400062521) и направлен письмом от 13.07.22 N СЭ/ЦЭС/01-22/7813.
ИП Губаревой Е.А. представлено в ответ на определение управления от 26.09.2022 платежное поручение, в назначении платежа которого указано: оплата за технологическое присоединение по счету ТП от 13.07.2022 N 5200059807.
Исходя из пояснений представителя ИП Губаревой Е.А., управлением установлено, что в назначении платежа ошибочно указан счет от 13.07.2022 N 5200059807 вместо от 13.07.2022 N 5400062521, однако, заявка сетевой организацией аннулирована, в связи с этим ИП Губарева Е.А 15.07.2022 обратилась в ОАО "МРСК Урала" за разъяснением о причинах аннулирования заявки, в то время как срок на ее аннулирование (20.07.2022) не истек.
Проанализировав указанные обстоятельства, административный орган пришел к выводу о наличии событий административных правонарушений, совершенных: 05.07.2022 по месту нахождения ОАО "МРСК Урала", выразившегося в нарушении пункта 105 Правил N 861, а именно: неразмещении на официальном сайте (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или едином портале, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки от 20.06.2022 N 54-3-59883 на технологическое присоединение в личном кабинете заявителя условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17, счета на оплату технологического присоединения по договору, подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил N 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, инструкции, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности, лицом, считающимся с 29.10.2021 по 24.11.2022 подвергнутым административному наказанию; 15.07.2022 по месту нахождения ОАО "МРСК Урала", выразившегося в аннулировании заявки от 20.06.2022 N 54-З-59883 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИП Губаревой Е.А., расположенных по адресу: Свердловская область, Сысертский район, Сысертское лесничество Сысертского лесхоза, кадастровый номер участка: 66:25:2702001:2513, раньше срока, предусмотренного пунктом 106 Правил N 861, лицом, считающимся с 29.10.2021 по 24.11.2022 подвергнутым административному наказанию.
Поддерживая выводы антимонопольного органа о доказанности наличия события административного правонарушения, выразившегося в нарушении обществом пункта 105 Правил N 861, а именно, не размещении на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или едином портале в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки информации, предусмотренной к размещению указанным пунктом Правил N 861, суд первой инстанции посчитал, что размещенная обществом информация на сайте "портал-тп.рф" не является официальным сайтом ОАО "МРСК Урала" (www.mrsk-ural.ru). Обстоятельства того, что ОАО "МРСК Урала" является владельцем как сайта www.mrsk-ural.ru, так и сайта www.kabinet.mrsk-ural.ru не имеет правового значения для предмета спора, поскольку страницей сайта www.mrsk-ural.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.kabinet.mrsk-ural.ru согласно положениям Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" также не является, поскольку имеет свою уникальную часть доменного имени (kabinet). Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Вместе с тем с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания последствиям совершенного правонарушения суд первой инстанции снизил наложенный административным органом на общество штраф до 300 000 руб.
Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1 статьи 4), которые обязаны предоставлять доступ на товарные рынки на недискриминационных условиях (пункт 3 статьи 8).
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) и пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 публичное акционерное общество "Россети Урал" (ранее - ОАО "МРСК Урала") является субъектом естественной монополии, территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, что подтверждается, постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.10.2020 N 107-ПК "Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях", от 27.12.2018 N 325-ПК (ред. от 30.12.2020) "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области" (вместе с "Долгосрочными тарифами на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (город Екатеринбург), рассчитанные методом доходности инвестированного капитала", а потому является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
На основании статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения, которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Действие Правил N 861 распространяется на случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется (пункт 2 (2) Правил N 861).
В пункте 3 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им этих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами.
В силу пункта 7 Правил N 861 процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (не требуется в случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 14 данных Правил; д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.
Исходя из пункта 8 Правил N 861 (в редакции, действующей до 01.07.2022 и на момент подачи заявки) для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) этих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
Согласно пункту 103 Правил N 861 (в редакции, действующей до 01.07.2022) договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 этих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Наличие заключенного заявителями, названными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил ТП, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 Правил ТП (пункт 104 указанных Правил).
В силу пункта 105 раздела Х Правил N 861 (в редакции, действующей до 01.07.2022) в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 этих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 данных Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) этих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 указанных Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); в отношении заявителей, указанных в пунктах 13(2) - 13(5) данных Правил, - проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
На основании пункта 106 Правил N 861 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178, действующего с 01.07.2022) заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета на оплату технологического присоединения, предусмотренного пунктом 103 этих Правил, оплатить такой счет в порядке, предусмотренном данными Правилами. В случае неоплаты заявителем счета в установленный срок его заявка признается аннулированной.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила N 861, касающиеся порядка и сроков рассмотрения заявок на осуществление технологического присоединения, определения размера платы за технологическое присоединения и другие, которые вступили в силу с 01.07.2022.
Пункты 103 - 107 Правил N 861 изложены в иной редакции.
Согласно пункту 103 Правил N 861 (в редакции, действующей с 01.07.2022) договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 данных Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя. Действие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 этих Правил, не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме. Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 указанных Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных этими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 названных Правил. Документ об оплате должен содержать наименование и платежные реквизиты сетевой организации, а также реквизиты счета на оплату технологического присоединения.
В силу пункта 105 Правил N 861 (в редакции, действующей с 01.07.2022) в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 этих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17; счет на оплату технологического присоединения по договору; подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Размещенные в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия признаются офертой, а оплата заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору - акцептом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий. В случае несогласия с размещенными сетевой организацией в личном кабинете заявителя документами, предусмотренными абзацами вторым - четвертым названного пункта, и (или) несоответствия их настоящим Правилам заявитель вправе в течение 5 рабочих дней со дня размещения сетевой организацией таких документов направить сетевой организации мотивированный отказ от заключения договора с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствие с указанными Правилами. Размещение сетевой организацией указанных документов, приведенных в соответствие с данными Правилами, осуществляется с использованием личного кабинета заявителя в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования.
Таким образом, как верно указал суд апелляционной инстанции, с 01.07.2022 из пункта 105 Правил N 861 исключено понятие "на своем официальном сайте или ином официальном сайте". К моменту вынесения административным органом оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности обязанность общества по размещению информации, а именно "на своем официальном сайте" устранена.
В связи с этим, поскольку объект административного правонарушения устранен, с учетом положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ вступление в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178 улучшает положение общества, которым требования пункта 105 Правил N 861 (в редакции, действующей с 01.07.2022) по размещении информации в личном кабинете заявителя соблюдены, судом апелляционной инстанции правильно сделан вывод об отсутствии события вмененного административного правонарушения, выразившегося в бездействии общества относительно неразмещения в личном кабинете потребителя на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки.
Оснований для переоценки данного вывода апелляционного суда, у суда кассационной инстанции не имеется.
Соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании управлением норм материального права.
Признавая ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества события вменяемого нарушения пункта 106 Правил N 861, выразившееся в аннулировании раньше срока (15.07.2022), заявки от 20.06.2022 N 54-З59883 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИП Губаревой Е.А., суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к следующим выводам.
Апелляционным судом из материалов дела установлено, что расценив действия заявителя как уклонение от заключения договора, в то время как заключение договора является для него обязательным, ИП Губарева Е.А. обратилась в арбитражный суд с иском о возложении обязанности на ОАО "МРСК Урала" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исполнить договор технологического присоединения от 13.07.2022 N 5400062521, осуществив работы согласно техническим условиям от 13.07.2022 N 54-ТУ-57780.
Судом апелляционной инстанции приняты во внимание обстоятельства, установленные судами первой, апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела N А60-58887/2022, отказавшими в удовлетворении иска ИП Губаревой Е.А., из которых следует, что по состоянию на 20.07.2022 счет на оплату от 13.07.2022 N 5400062521 ИП Губаревой Е.А. не оплачен, поэтому, заявка от 20.06.2022 N 54-З-59883 на технологическое присоединение правильно признана аннулированной. При этом ссылка на платежное поручение от 06.07.2022 N 272 не расценена судами, как доказательство оплаты счета ТП от 13.07.2022 N 5400062521, поскольку в указанном платежном поручении в "назначении платежа" указан счет ТП5200059807 по иному договору, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "ГАЗМАГИСТРАЛЬ", учредителем которого является Губарева Е.А., в то время как ИП Губарева Е.А. доказательства направления в сетевую организацию заявления об изменении назначении платежа в срок до 20.07.2022, а также письменное уведомление банка плательщиком и доказательства получения банком данного уведомления до 20.07.2022 не представила. Как установлено судами в рамках дела N А60-58887/2022 ИП Губарева Е.А. обратилась в Банк "Открытие" с заявлением об уточнении реквизитов платежа по платежному поручению от 06.07.2022 N 272 на новое значение: "Оплата за тех присоединение по счету ТП 5400062521 от 13.07.2022" только 05.09.2022, в ответ на которое Банк "Открытие" сообщил об изменении назначения платежа 05.09.2022 и необходимости списания комиссии за уточнение платежа. При этом, исходя из положений пунктов 105, 106 Правил N 861, с заявлением о переназначении платежа Губаревой Е.А. надлежало обратиться до 20.07.2022. Вместе с тем с заявлением ИП Губарева Е.А. в ОАО "МРСК Урала" об изменении назначения платежа в установленный пунктом 106 Правил N 861 срок для оплаты счета от 13.07.2022 N 5400062521, то есть до 20.07.2022, не обращалась. Исходя из данных обстоятельств, суды пришли к выводу, что заявка от 20.06.2022 N 54-З59883 верно признана аннулированной 20.07.2022, о чем ИП Губаревой Е.А. направлено письмо от 15.09.2022 N СЭ/ЦЭС/01-22/10637. В связи с этим судами установлено, что заявка аннулирована обществом 20.07.2022, то есть с соблюдением установленного пунктом 106 Правил N 861 срока при отсутствии оплаты заявителем счета на оплату технологического присоединения к электрическим сетям от 13.07.2022 N 5400062521.
Судом апелляционной инстанции установлено, что факт аннулирования заявки ИП Губаревой Е.А. 20.07.2022 подтверждается также доказательствами, представленными в материалы рассматриваемого дела, а именно письмом от 15.09.2022 N СЭ/ЦЭС/01-22/10637.
Доказательств того, что заявка аннулирована раньше срока, предусмотренного пунктом 106 Правил N 861, в том числе направлением в адрес Губаревой Е.А. письма об аннулировании заявки на 15.07.2022, управлением в материалы дела, суду не представлено.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом имеющих преюдициальное значение для рассматриваемого спор, обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А60-58887/2022, установив, что обществом заявка признана аннулированной 20.07.2022, суд апелляционной инстанции верно заключил об отсутствии в действиях ОАО "МРСК Урала" события вмененного административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 106 Правил N 861.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к правильному выводу о недоказанности административным органом в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и указывает на отсутствие оснований для привлечения его к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции имелись основания для изменения решение суда первой инстанции и удовлетворения заявленного требования о признания незаконным и отмене оспоренного постановления управления.
Оснований для переоценки выводов апелляционного суда, у суда кассационной инстанции не имеется.
Все доводы заявителя жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы апелляционного суда, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного судебного акта суда апелляционной инстанции.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 по делу N А60-64102/2022 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 февраля 2024 г. N Ф09-9914/23 по делу N А60-64102/2022