Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2024 г. N Ф09-177/24 по делу N А60-20612/2023

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Истолковав условия заключенного между сторонами договора применительно к вышеуказанным нормам, с учетом положений Федерального закона от 30.06.20223 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в частности заказ на организацию перевозки от 24.12.2021 N 11, официальный ответ Отдела контроля экспорта товаров стратегического назначения Министерства иностранных дел Латвийской Республики о том, что груз является товаром двойного использования (применения), включен в раздел 2В202 первого приложения Регламента Европейского Союза N 821/2021 и в соответствии с Регламентом N 833/2014 его экспорт запрещен, дополнительное соглашение, акты выполненных работ, с учетом переписки сторон (письма от 19.08.2022, от 29.09.2022, от 30.08.2022), суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что невозможность доставки груза на территорию Российской Федерации не зависела от воли истца, поскольку обстоятельством, препятствующим ввозу груза на территорию России (как следствие, продолжению перевозки по изначально согласованному маршруту), явилось введение экономических санкций в отношении Российской Федерации Европейским союзом, при этом установив, что истец обо всех обстоятельствах информировал ответчика, в том числе путем направления в его адрес информационных писем и получения от него соответствующих инструкций и согласований, в том числе посредством электронной почты, пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку в связи с существенным изменением обстоятельств истец и ответчик в соответствии с положениями статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, путем получения соответствующих инструкций истцом от ответчика о возврате груза обратно в Индию, услуги по организации перевозки по маршруту: Индия - Рига - Индия, а также дополнительные расходы за сверхнормативное хранение и использование в порту Рига были оплачены в адрес привлеченного исполнителя в полном объеме, и на согласованный адрес доставки (железнодорожную станцию Bangalore India) спорный груз был доставлен 21.11.2022, исковые требования являются правомерными и подлежащими удовлетворению в заявленном истцом размере: за маршрут следования контейнера Bangalore India-порт Рига в размере 813 799 руб. 34 коп., за сверхнормативное хранение и сверхнормативное использование контейнера HLBU1986685 в порту Рига (Латвия) 3687,68 Евро, за маршрут следования контейнера порт Рига - до железнодорожной станции Bangalore India 5 663,39 долларов США (по курсам Центрального банка Российской Федерации на день оплаты, в соответствии с пунктом 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом, отклоняя доводы ответчика, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что истец взятые на себя договорные обязательства выполнил надлежащим образом и в полном объеме, а обязательство доставить груз из порта Риги в Индию к обязательствам истца доставить груз из Индии в порт Рига, как и к обязательствам ответчика оплатить данные маршруты, добавилось ввиду возникновения обстоятельств непреодолимой силы (внешнеэкономических санкций) в порядке пункта 1 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.

...

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суды не оценили факт пропуска истцом оговоренного срока исполнения заявки (30-35 дней) и не исследовали причину, по которой контейнер не пришел в Ригу с нарушением установленных сроков уже после введения санкций против Российской Федерации, и не применили положения статей 416, 406 Гражданского кодекса Российской Федерации при решении вопроса об ответственности общества "Трансимпериал Урал" за неисполнение обязательств, подлежат отклонению."