Екатеринбург |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А60-75480/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Соловцова С.Н.,
судей Пирской О.Н., Шавейниковой О.Э.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерство строительного комплекса Московской области на определение Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2023 по делу N А60-75480/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.08.2019 общество с ограниченной ответственностью "Медицинская компания ЮНИКС" (далее - общество "МК Юникс", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Басов Александр Николаевич (далее - конкурсный управляющий Басов А.Н., управляющий).
Министерство строительного комплекса Московской области (далее - Министерство) 25.08.2023 обратилось с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 5128193 руб.
62 коп.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2023, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 во включении требований Министерства в размере 5128193 руб. 62 коп. в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника отказано.
Суд первой инстанции признал требования Министерства в сумме 5128193 руб. 62 коп. подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, Министерство просит отменить определение суда первой инстанции от 23.10.2023 и постановление апелляционного суда от 18.12.2023 в части отказа включить требования кредитора в размере 5 128 193 руб. 62 коп. в состав третьей очереди реестра требований кредиторов общества "МК Юникс" и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды обеих инстанций необоснованно отказали Министерству в восстановлении срока на подачу заявления о включении требований в реестр требований кредиторов должника. В качестве причины пропуска срока на подачу заявления о включении в реестр Министерство ссылалось на возросшую нагрузку сотрудников, в том числе осуществление мер по борьбе с распространением короновирусной инфекцией, реализация государственных и областных задач и иные проекты. При этом заявитель жалобы обращает внимание на то, что судами первой и апелляционной инстанции не учтено, что Министерство 17.07.2018 обращалось в Октябрьский районный отдел судебных приставов-исполнителей г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области, который своевременно не известил кредитора об окончании исполнительного производства. Заявитель жалобы также ссылается на невозможность представление в суды первой и апелляционной инстанций документов об исполнительном производстве, поскольку Министерство было реорганизованы, соответствующие архивы разобщены, сбор полного пакета документов заняло значительное количество времени, что послужило причиной невозможности своевременно представить документы в суды первой и апелляционной инстанций.
Суд округа отказывает в приобщении к материалам кассационного производства представленных совместно с кассационной жалобой дополнительных документов, поскольку в силу части 1 статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в абзацах втором и третьем пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда округа. В связи с тем, что поступившие документы представлены в суд округа в электронном виде, оснований для их возврата на бумажном носителе не имеется.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Министерство обратилось с исковым заявлением к обществу "МК Юникс" о взыскании 10 256 387 руб. 24 коп. неустойки за просрочку исполнения обязательства по поставке оборудования по государственному контракту.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.05.2017 по делу N А41-15120/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 решение суда первой инстанции от 25.05.2017 отменено. Суд апелляционной инстанции взыскал с общества "МК Юникс" в пользу Министерства 10 256 387 руб. 24 коп. неустойки.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.11.2017 постановление апелляционного суда от 16.08.2017 изменено. Суд округа взыскал с общества "МК Юникс" в пользу неустойки в размере 5 128 193 руб. 62 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.08.2019 общество "МК Юникс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Министерство строительного комплекса Московской области 25.08.2023 обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 5 128 193 руб. 62 коп.
Признав заявленные требования документально подтвержденными и обоснованными, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такие требования подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника по причине пропуска срок на предъявление требования о включении в реестр.
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенным статьями 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
В соответствии пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов в конкурсном производстве осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно пункту 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, в том числе для судов, рассматривающих дела о банкротстве.
В соответствии с положениями пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В связи с этим в ходе конкурсного производства подлежат предъявлению только в деле о банкротстве также возникшие до возбуждения этого дела требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг), которые рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве. При этом для целей определения количества голосов на собрании кредиторов и размера удовлетворения такого требования оно подлежит при его рассмотрении денежной оценке, сумма которой указывается в реестре.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В соответствии со статьями 4, 16, 34, 71, 134, 137, 142 Закона о банкротстве, а также согласно абзацу 2 пункта 27 и абзацу 5 пункта 29.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы 3.1 Закона о банкротстве", абзацем 4 пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве", пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случаях, когда кредитор не имел возможности по объективным причинам предъявить свои требования в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о введении процедуры конкурсного производства, срок закрытия реестра для такого кредитора исчисляется с иной даты - с момента появления такой возможности.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 51 от 23.03.2019, соответственно, реестр кредиторов закрыт по истечении 2-х месяцев с даты опубликования сообщения, а Министерство обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями 25.08.2023, то есть после закрытия реестра, признал, что в такой ситуации требования Министерства в сумме 5 128 193 руб. 62 коп. признанные обоснованными, подлежат удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
При этом судами обеих инстанций отказано Министерству в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на предъявление требования.
Законодательство о банкротстве не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок для предъявления требования после закрытия реестра требований кредиторов должника, установленный абзацем 3 части 1 статьи 142 Закона о банкротстве, следовательно, право оценки этих причин принадлежит суду, рассматривающему соответствующее ходатайство.
Уважительными причинами пропуска срока признаются такие причины, которые объективно препятствовали заинтересованному лицу своевременно обратиться в суд с соответствующим заявлением, указанные причины должны быть документально обоснованы и подтверждены.
Законодательное регулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.
В рассматриваемом случае, оценив доводы Министерства, заявленные в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока предъявления требования, принимая во внимание, что с даты закрытия реестра требований кредиторов должника прошло более четырех лет, суды пришли к выводу о недоказанности кредитором наличия объективных причин, препятствующих своевременному предъявлению требований к должнику, в связи с чем и отказали в восстановлении пропущенного срока.
Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы об уважительности причин пропуска срока на предъявление требования судом кассационной инстанции отклонены, поскольку Верховный Суд Российской Федерации в тематических и периодических обзорах судебной практики неоднократно указывал, что не могут рассматриваться в качестве уважительных причин внутренние организационные проблемы юридического лица, в том числе отсутствие в штате организации необходимого числа специалистов.
Ссылка подателя кассационной жалобы на несвоевременное уведомление судебным приставом-исполнителем об окончании исполнительного производства судом кассационной инстанции отклонена как противоречащая материалам дела. Судами установлено, что исполнительный лист изготовлен арбитражным судом 18.02.2018, однако сведения о возбуждении исполнительного производства по данному исполнительному листу в суда первой и апелляционной инстанций не представлено.
В данном случае таких объективных обстоятельств, находящихся вне воли Министерства, не позволивших ему обратиться в установленный срок, судами обеих инстанций не установлено.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые определение Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 по делу N А60-75480/2018 подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2023 по делу N А60-75480/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерство строительного комплекса Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Соловцов |
Судьи |
О.Н. Пирская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 4, 16, 34, 71, 134, 137, 142 Закона о банкротстве, а также согласно абзацу 2 пункта 27 и абзацу 5 пункта 29.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы 3.1 Закона о банкротстве", абзацем 4 пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве", пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случаях, когда кредитор не имел возможности по объективным причинам предъявить свои требования в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о введении процедуры конкурсного производства, срок закрытия реестра для такого кредитора исчисляется с иной даты - с момента появления такой возможности.
...
Законодательство о банкротстве не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок для предъявления требования после закрытия реестра требований кредиторов должника, установленный абзацем 3 части 1 статьи 142 Закона о банкротстве, следовательно, право оценки этих причин принадлежит суду, рассматривающему соответствующее ходатайство.
...
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые определение Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 по делу N А60-75480/2018 подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 марта 2024 г. N Ф09-5014/19 по делу N А60-75480/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5014/19
18.12.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
21.02.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5014/19
15.12.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
24.03.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5014/19
10.03.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
08.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5014/19
21.12.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
08.10.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
20.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5014/19
22.07.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
08.07.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
17.06.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
17.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5014/19
19.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
25.02.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5014/19
10.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
13.01.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
30.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
29.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
23.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
19.11.2020 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18
03.11.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5014/19
24.09.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
22.09.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
30.07.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
05.06.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
28.05.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
19.02.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
24.01.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18
12.11.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18
07.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18
25.09.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18
13.09.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18
28.08.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5014/19
15.08.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18
22.07.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
22.07.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
28.05.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4870/19
13.03.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-75480/18