Екатеринбург |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А71-12726/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.09.2023 по делу N А71-12726/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Иютиной Ксении Вячеславовны (далее - заявитель, Иютина К.В.) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Иютина К.В. обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к управлению о признании незаконными и отмене определений от 30.06.2023 N 78-00-03/78- 343-2023, N 78-00-03/78-344-2023, N 78-00-03/78-345-2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.7, части 1, части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Рольф Эстейт Санкт-Петербург" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.09.2023 указанные определения признаны незаконными и отменены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что основания для проведения проверки ограничены пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), исключающим возможность Управления возбуждать административные дела вне рамок государственного контроля (надзора), а также частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Иютина К.В. просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.10.2022 между Иютиной К.В. и обществом "Рольф Эстейт Санкт-Петербург", филиал "Автопрайм" заключен договор купли-продажи бывшего в эксплуатации автомобиля N ФАП/П-0015672 стоимостью 1 849 000 руб., с целью оплаты которого Иютина К.В. заключила с публичным акционерным обществом Банк "ФК Открытие" (далее - банк) кредитный договор от 10.10.2022 N 00002669-АК-МСК-22 сроком до 10.10.2029 на сумму 1 687 610 руб. 82 коп.
Одновременно с заключением договора купли-продажи транспортного средства N ФАП/П-0015672 Иютиной К.В. заключено дополнительное соглашение N 1 о предоставлении продавцом скидки от общей цены автомобиля в размере 50 000 руб. Скидка предоставляется продавцом при соблюдении покупателем следующего условия: до передачи автомобиля покупателю покупателем в салоне продавца с партнерами продавца - банками (по выбору покупателя) заключается кредитный договор с целью использования денежных средств, предоставляемых банком покупателю, на приобретение у продавца автомобиля. В ином случае скидка покупателю не предоставляется и он обязан произвести доплату за автомобиль в размере суммы скидки, при этом общая цена договора составляет 1 899 000 руб.
Также, одновременно с заключением договора купли-продажи N ФАП/П0015672 Иютиной К.В. заключено дополнительное соглашение N 2 о предоставлении продавцом скидки от общей цены автомобиля в размере 160 000 руб.
Скидка предоставляется продавцом при соблюдении покупателем следующих условий до передачи автомобиля покупателю:
- покупателем в салоне продавца с партнерами продавца - страховыми компаниями (по выбору покупателя) заключается договор страхования GAP (страхование финансовых рисков, связанных с утратой транспортного средства в результате гибели или угона) на сумму страховой премии не менее 29 583 руб. 82 коп.;
- покупателем в салоне продавца у партнеров продавца заключается договор оказания услуг экспертизы и финансовых гарантий Autosafe-s на сумму страховой премии не менее 245 000 рублей;
- покупателем в салоне продавца с партнерами продавца - страховыми компаниями (по выбору покупателя) заключается договор страхования КАСКО на сумму страховой премии не менее 91 493 рублей;
- покупателем в салоне продавца с партнерами продавца - страховыми компаниями (по выбору покупателя) заключается договор добровольного медицинского страхования на сумму страховой премии не менее 65000 руб.;
- покупателем в салоне продавца у партнеров продавца заключается договор-оферта на оказание услуг помощи на дорогах (с выдачей карты) на сумму не менее 3000 рублей;
- покупателем в салоне продавца с партнерами продавца - банками (по выбору покупателя) заключается кредитный договор с целью использования денежных средств, предоставляемых банком покупателю, на приобретение у продавца автомобиля;
- покупателем в салоне продавца осуществляется приобретение дополнительного оборудования (с установкой) на сумму не менее 10 000 руб.
Согласно пункту 5 дополнительного соглашения N 2 в случае невыполнения покупателем любого из условий пункта 4 настоящего соглашения скидка покупателю не предоставляется, и покупатель обязан произвести доплату за автомобиль в размере суммы скидки до получения автомобиля, при этом общая цена договора устанавливается в размере 2 009 000 руб.
Из материалов дела также следует, что 10.10.2022 между Иютиной К.В. и обществом заключен договор N ФАП/П-0015677 купли-продажи бывшего в эксплуатации автомобиля стоимостью 1 300 000 руб., с целью оплаты которого 10.10.2022 Иютина К.В. заключила с КБ "Локо-Банк" договор потребительского кредита N 70/АК/22/1706 сроком до 10.10.2029 на сумму 1 023 569 руб. 70 коп.
Одновременно с заключением договора N ФАП/П-0015677 Иютиной К.В. заключены дополнительные соглашения N N 3,4 о предоставлении скидок (в размере 180 000 руб. и 50 000 руб.) на условиях, аналогичных тем, что предусмотрены договором NФАП/П-0015672 (о приобретении страховых и иных дополнительных услуг на общую сумму 473 544 руб. 70 коп., а также о заключении кредитного договора с целью использования денежных средств банка на приобретение автомобиля).
Полагая, что банк нарушил права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге кредитования, включил в договоры условия, вводящие потребителя в заблуждение, Иютина К.В. обратилась в Управление с соответствующей жалобой.
По результатам рассмотрения обращения Управлением 30.06.2023 вынесены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества N 78-00- 03/78-343-2023, N 78-00-03/78-344-2023, N 78-00-03/78-345-2023 в связи с ограничениями, введенными Постановлением N 336.
Изложенный в определении Управления отказ мотивирован отсутствием в обращении Иютиной К.В. сведений об угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.
Несогласие заявителя с указанными определениями управления послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил основания для признания незаконными и отмене оспариваемых определений.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа в возбуждении дела об административном правонарушении по мотиву принятия Постановления N 336.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
На основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Из приведенных выше норм права в их системном толковании следует, что при разрешении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении на основании поступившего сообщения (заявления) физического или юридического лица административный орган в пределах своих полномочий обязан проверить и оценить, содержатся ли в таком сообщении (заявлении) данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, дело об административном правонарушении возбуждается при наличии повода к его возбуждению и достаточных данных, указывающих на наличие признаков события административного правонарушения, в случае же отказа в возбуждении данного дела, должностными лицами выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что в качестве основания для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении Управление указало на мораторий в отношении проведения проверок, установленный Постановлением N 336.
Действительно, указанным Постановлением введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления, которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
На основании пункта 9 Постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Указанное нормативное положение распространяется только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Федерального закона N 294-ФЗ и Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе касающиеся рассмотрения соответствующих обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в этой сфере.
Частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.03.2021 N 9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий.
Вместе с тем, как верно указали суды, проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2022 N АКПИ22-494 об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 9 Постановления N 336 указано, что введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона N 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ.
Для целей Федерального закона N 248-ФЗ к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (пункт 3 части 3 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ).
На основании изложенного, принимая во внимание, что в обращении Иютиной К.В. содержались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.7, частями 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ, суды пришли к правильному выводу, что у административного органа имелись правовые основания для возбуждения в отношении банка дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Оснований для переоценки указанных выводов судом округа не установлено.
Доводы, вновь приведенные заявителем в кассационной жалобе, признаются судом округа несостоятельными, поскольку не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (части 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.09.2023 по делу N А71-12726/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2022 N АКПИ22-494 об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 9 Постановления N 336 указано, что введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
...
Для целей Федерального закона N 248-ФЗ к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (пункт 3 части 3 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ).
На основании изложенного, принимая во внимание, что в обращении Иютиной К.В. содержались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.7, частями 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ, суды пришли к правильному выводу, что у административного органа имелись правовые основания для возбуждения в отношении банка дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 апреля 2024 г. N Ф09-371/24 по делу N А71-12726/2023