Екатеринбург |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А60-42815/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Ивановой С.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Миассводоканал" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2023 по делу N А60-42815/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Григорьев А.М. (доверенность от 21.07.2023 N 25, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление), выразившееся в непринятии деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы, а также в непринятии решения о зачете и возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель в жалобе приводит довод о том, что федеральным законодательством предусмотрено право общества на применение коэффициента 1 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ, что также подтверждается, по мнению заявителя, позицией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, изложенной в разъяснениях от 27.02.2023 N РН-03-03-34/5494, содержащихся в материалах дела. Отмечает, что общество имеет утвержденный управлением план снижения сбросов, соответственно, в поданных декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы обоснованно применило коэффициент 1 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ. В связи с этим считает, что у управления отсутствовали законные основания для отклонения поданных обществом деклараций. Полагает, что суд апелляционной инстанции неправомерно сослался на недоказанность несения обществом затрат и выполнения мероприятий по плану снижения сбросов, в отсутствие в материалах дела сведений о неподтверждении заявителем затрат на реализацию плана снижения сбросов.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество имеет объект негативного воздействия на окружающую среду (HBOC) I категории - площадка N 3 Фекальные очистные сооружения (код объекта НВОС N 75-0174-001228-П), имеет разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, в том числе с установленными лимитами (от 13.03.2019 N 391, от 29.01.2020 N 418-4, от 29.01.2021 N 431-4 - указаны разрешения применительно к 2020-2021 годам), является организацией эксплуатирующей централизованную систему водоотведения городского округа (постановление Администрации Миасского городского округа от 04.12.2019 N 6226), имеет План снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, согласованный заместителем руководителя управления от 27.12.2019.
В рамках хозяйственной деятельности в период с 2020 по 2021 года обществом осуществлен сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения, о чем в соответствии с нормами действующего законодательства заявитель направлял в управление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Обществом 18.01.2022 в управление подано заявление от 08.12.2021 о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной по платежным поручениям от 20.04.2020 N 2199, от 20.04.2020 N 2200, от 20.07.2020 N 4021, от 20.07.2020 N 4022, от 20.10.2020 N 6379, от 20.10.2020 N 6380, исчисленную в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в связи с корректировкой платы за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водный объект на сумму средств, затраченных обществом на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, с приложением актов сверки взаимных расчетов N 473 за период с 01.01.2015 по 27.07.2021 и N 474 за период с 31.03.2020 по 27.07.2021.
По результатам рассмотрения указанного заявления, управление решением от 17.02.2022 отказано в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с необходимостью представления акта сверки, подписанного без разногласий, также указано на необходимость подачи заявления после представления декларации о плате за негативное воздействие за 2021 год.
Обществом через "личный кабинет природопользователя" на сайте Росприроднадзора в сети Интернет 10.03.2022 с использованием электронной цифровой подписи подана декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, которой 22.06.2022 присвоен статус "Принято". В дальнейшем декларациям за 2020 год и за 2021 год управлением присвоен статус "Отклонено", что указано в "личном кабинет природопользователя" на сайте Росприроднадзора в сети Интернет.
Обществом 24.08.2022 направлено в управление заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду для возврата излишне уплаченной платы за 2020-2021 годы, в ответ на которое управлением в письме от 31.08.2022 сообщено, что при проведении сверки сверяются суммы начисленной платы за отчетный период, названная декларация за 2021 год отклонена в связи с необходимостью представить уточненную декларацию за 2021 год, заявление о проведении акта сверки необходимо подать после предоставления уточненной декларации за 2021 год.
Общество 27.09.2022 сообщено управлению, что имеет согласованный план снижения сбросов загрязняющих веществ, по которому устанавливается лимит на сбросы, расчет платы за сбросы загрязняющих веществ осуществлялся с применением положений пункта 6.1 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пункта 7.15 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 (далее - Порядок N 1043), пунктов 19, 21.1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), в которых предусмомтрено, что на период мероприятий по охране окружающей среды при отсутствии комплексного экологического разрешения при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициента Квр=25 применяется коэффициент 1, в связи с чем, просило принять декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год N 5975834 (первоначально принятую 22.06.2022) и за 2020 год N 4155056 (первоначально принятую 18.01.2022). В соответствии с заявлением от 24.08.2022 изложена просьба о направлении в его адрес акты сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанный в заявлении период.
Письмом от 27.10.2022 N 02-05-16/23381 управление сообщено о том, что общество не имеет комплексного экологического разрешения, соответственно, использование коэффициента 1 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду неправомерно.
Обществом 23.11.2022 вновь направлено в управление письмо с нормативным обоснованием применения коэффициента 1 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду с заявлением о принятии деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы, в ответ на которое письмом от 22.12.2022 управлением повторно сообщено о невозможности применения заявителем коэффициента 1 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку план снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов, разработанный обществом, в рассматриваемом случае не может быть признан программой повышения экологической эффективности в отсутствии которой оснований для применения коэффициента Кво, равного 1, не имеется.
Обществом 29.12.2022 повторно направлено письмо с просьбой принять декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы и направлении в общество актов сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, в ответ на которое в письме от 16.01.2023 N 02-05-16/969 управлением вновь сообщено о том, что план снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов, разработанный обществом, не может быть признан программой повышения экологической эффективности в отсутствии которой оснований для применения коэффициента Кво, равного 1, у предприятия не имеется. В указанном письме управлением сообщено также о необходимости внести исправления в раздел 2 "Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" деклараций о плате за 2020 и 2021 годы и учесть указанное замечание при оформлении декларации о плате за 2022 год.
Ссылаясь на бездействие управления, выразившееся в непринятии деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы и в непринятии решения о зачете и возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона N 7-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин
На основании статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 N 334 утвержден Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Порядок N 334).
В силу пункта 5 Порядка N 334 зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы (рекомендуемый образец заявления приведен в приложении 2 к данному Порядку) в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 334 заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату. В случае подписания заявления представителем лица, обязанного вносить плату, к заявлению прилагается копия доверенности, подтверждающей полномочия представителя на осуществление действий от имени лица, обязанного вносить плату.
На основании пунктов 9, 10, 12, 13 Порядка N 334 результатом рассмотрения обращения заявителя являются решение о зачете, решение о возврате, решение об отказе в зачете или в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Порядок осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения установлен Правилами N 255.
Согласно пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу пунктов 1, 10 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, в составе которого содержатся нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 255 информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация о плате), порядок представления и форма которой установлен Порядком N 1043.
В пункте 12(1) Правил N 255 предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых сбросов, используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) данных Правил. Такие лица при осуществлении сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 указанных Правил.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ). Соответствующие коэффициенты, направленные на стимулирование проведения хозяйствующими субъектами мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий (пункт 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ). При этом коэффициент 1 устанавливается за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; коэффициент 25 установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов (абзац шестой).
Согласно абзаца второго пункта 6.1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абзацах шестом и восьмом пункта 5 данной статьи, применяется коэффициент 1.
Таким образом, основанием для применения коэффициента 1 является реализация соответствующими организациями программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ планы мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности разрабатываются и утверждаются в случаях невозможности соблюдения установленных для объектов I, II, III категорий нормативов выбросов или сбросов загрязняющих веществ, на период их поэтапного достижения.
Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 N 666.
Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 N 667.
Судами из материалов дела установлено и заявителем доказательств обратного не представлено, что общество не имеет программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды, при этом общество имеет план снижения сбросов загрязняющих веществ и полагает, что он приравнивается к плану мероприятий по охране окружающей среды или программе повышения экологической эффективности.
Согласно пункту 8.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ. Аналогичная норма закреплена в пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ, из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в целях данной статьи признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
В пункте 4 статьи 17 ФЗ N 7 предусмотрены следующие мероприятия: 1) внедрение наилучших доступных технологий; 2) проектирование, строительство, реконструкция: систем оборотного и бессточного водоснабжения; централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод; сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух; 3) установка: оборудования по улучшению режимов сжигания топлива; оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления; автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды; 4) обеспечение полезного использования попутного нефтяного газа.
С учетом правильного применения изложенных выше норм, суды верно заключили, что планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности только для целей указанных в пункте 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ, а именно позволяют исключать затраты на реализацию соответствующих мероприятий из суммы платы за негативное воздействие, основанием для уменьшения размера предъявленных ко взысканию обязательных платежей для общества в данном случае является выполнение им мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду из предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в план снижения сбросов загрязняющих веществ и размер понесенных заявителем затрат на данные мероприятия.
Судами из материалов дела установлено, что при обращении в управление за корректировкой платы за негативное воздействие на окружающую среду посредством корректировки применения коэффициента 1 вместо 25 и возврата сумм излишне уплаченной платы обществом не подтверждено выполнение им в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в план снижения сбросов загрязняющих веществ, а также несение и размер затрат на реализацию указанных мероприятий.
Доказательств, опровергающих данный вывод судов, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
Суды обоснованно указали, что план снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, разработанный обществом, в рассматриваемом случае не может быть признан программой повышения экологической эффективности, в отсутствие которой оснований для применения коэффициента, равного 1, у заявителя не имеется.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что в декларациях общества о плате за 2020-2021 годы содержатся ошибки в части неправомерного применения коэффициента 1, учитывая, что общество не имеет программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды, суды сделали правильный вывод о правомерности отказа управлением в оформлении акта сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, принятии за спорный период деклараций с применением заявителем коэффициента 1 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду и возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом установленного, оцененного в совокупности, суд апелляционной инстанции верно заключил, что со стороны управления отсутствует бездействие не соответствующее закону выразившееся в непринятии решения о зачете и возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы, поскольку на обращение общества о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду управлением вынесено решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду от 17.02.2022, которое в установленном законом порядке обществом не обжаловано.
Оснований для переоценки данного вывода судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылки общества на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.02.2023 N РН-03-03-34/5494 в обоснование применения коэффициента 1 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, обоснованно не приняты судами, поскольку данное письмо не является нормативным актом и не может устанавливать нормы, обязательные для применения.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом исследовании судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, сводятся к несогласию с выводами судов и не свидетельствуют о нарушении судами норм права. Между тем их оценка - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках рассматриваемого дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2023 по делу N А60-42815/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Миассводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом правильного применения изложенных выше норм, суды верно заключили, что планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности только для целей указанных в пункте 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ, а именно позволяют исключать затраты на реализацию соответствующих мероприятий из суммы платы за негативное воздействие, основанием для уменьшения размера предъявленных ко взысканию обязательных платежей для общества в данном случае является выполнение им мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду из предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в план снижения сбросов загрязняющих веществ и размер понесенных заявителем затрат на данные мероприятия.
Судами из материалов дела установлено, что при обращении в управление за корректировкой платы за негативное воздействие на окружающую среду посредством корректировки применения коэффициента 1 вместо 25 и возврата сумм излишне уплаченной платы обществом не подтверждено выполнение им в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в план снижения сбросов загрязняющих веществ, а также несение и размер затрат на реализацию указанных мероприятий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2024 г. N Ф09-1405/24 по делу N А60-42815/2023