Екатеринбург |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А07-37741/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Ивановой С. О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кондратьевой К.А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квант" (далее - общество "Квант", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.11.2023 по делу N А07-37741/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 по тому же делу.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел", приняли участие представители:
общества "Квант" - Файзитдинова А.Е. (паспорт, доверенность от 22.12.2023 N 15, диплом);
Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее - комитет, заинтересованное лицо) - Фахретдинова Р.Ш. (паспорт, доверенность от 09.01.2024, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "БашРТС", третье лицо) - Исмагилова Г.У. (паспорт, доверенность от 29.12.2023 N 19/1-777, диплом).
Общество "Квант" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Правления комитета от 30.09.2022 N 130 об отказе обществу в установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, об обязании комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "БашРТС".
Решением суда от 24.11.2023 (судья Чернышова С. Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восмнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 (судьи Плаксина Н. Г., Арямов А. А., Калашник С. Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Квант", ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права, несоответствие сделанных судами выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель выражает несогласие с выводом судов о своем несоответствии критерию теплосетевой организации, установленному подпунктом "а" пункта 56(1) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 808), утверждая о том, что протяженность его сетей в ГО г. Салават численностью 152,4 тыс. человек составляет 1 км 273 м, включая сети, арендованные им по договору у публичного акционерного общества "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" (далее - ПАО "АК ВНЗМ"). Полагает, что суды и комитет необоснованно отказались принимать указанные сети в расчет объемных показателей теплотрасс общества, не дав оценку дополнительному соглашению, заключенному между ПАО "АК ВНЗМ" и третьим лицом, а также иным документам, представленным заявителем в ходе судебного разбирательства.
Комитет и общество "БашРТС" представили отзывы на кассационную жалобу, в котором просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, 05.08.2022 общество "Квант" обратилось к комитету с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Правление комитета приняло оспариваемое решение, которым отказало обществу в утверждении названых тарифов в связи с его несоответствием критериям теплостевой организации.
Несогласие общества с решением комитета послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, поддержали решение комитета, признав его обоснованным и законным, поскольку на момент подачи заявления общество не подтвердило то, что соответствовало критериям теплосетевой организации и обладало правом на установление тарифа.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
Критерии отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям утверждены Правилами N 808, в частности пунктами 56(1) и 56(2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 N 2033 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" были внесены изменения в законодательство в сфере теплоснабжения в части отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
В соответствии с пунктом 56(1) Правил N 808, в новой редакции, действующей с 01.09.2022, отнесение собственников или иных законных владельцев тепловых сетей и (или) водопроводных сетей, используемых для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения, к теплосетевым организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 56(2) настоящих Правил, либо в совокупности следующим критериям на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов), указанным в этом пункте.
Согласно подпункту "а" пункта 56(1) Правил N 808 одним из критериев является протяженность находящихся в собственности или ином законном владении организации тепловых сетей, используемых для оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения и (или) водопроводных сетей, используемых для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения.
Для поселений, городских округов, в границах которых организация расположена, с суммарной численностью населения менее 250 тыс. человек неразрывная протяженность таких сетей должна составлять не менее 500 метров в 2-трубном исчислении.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21.11.2019 N 412 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Квант" потребителям Республики Башкортостан" установлены тарифы для потребителей городского округа Уфа и городского округа город Салават Республики Башкортостан (период действия с 01.01.2019 по 31.12.2022).
Основанием для установления (корректировки, пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в отношении собственника или иного законного владельца тепловых сетей является его соответствие критериям отнесения к теплосетевым организациям.
В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее также - Постановление N 1075) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя организациям, не соответствующим критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, не устанавливаются. Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленные организациям, не соответствующим критериям отнесения к теплосетевым организациям, не применяются такими организациями и подлежат отмене органами регулирования с 01.09.2022.
Из материалов дела следует и судами установлено, что поводом для обращения заявителя с целью установления тарифа на передачу тепловой энергии послужил факт отмены комитетом с 01.09.2022 ранее установленных тарифов организациям, которые не соответствуют критериям теплосетевых, в том числе обществу "Квант".
Обращаясь с заявлением, с целью подтверждения своего соответствия статусу теплосетевой организации общество представило комитету расчетные материалы, в том числе договоры аренды теплотрассы заключенные с ПАО "АК ВНЗМ" и ИП Гребенчуком П.В., дополнительные соглашения к договору заключенному с обществом "БашРТС", а также Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (далее - акты), подтверждающие, по мнению заявителя, что протяженность тепловых сетей, которыми оно владеет на праве аренды, составляет более 500 м.
Проанализировав вышеназванные документы, заинтересованное лицо установило, что ТК 117А указанная в актах как точка передачи по договору между обществом и ПАО "АК ВНЗМ" одновременно является точкой поставки по договору между обществом "БашРТС" и ПАО "АК ВНЗМ".
В соответствии с пунктом 2 Правил N 808:
"точка передачи" - место физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя (или тепловых сетей единой теплоснабжающей организации) с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплосетевой организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя;
"точка поставки" - место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети;
"точка приема" - место физического соединения источников тепловой энергии или тепловых сетей с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя.
Руководствуясь вышеприведенными нормами и учитывая то, что точка приёма ТК 117А является точкой поставки, в которой считаются исполненными обязательства теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, суды согласились с правомерностью оспариваемого решения комитета, который при рассмотрении документов общества не принял в расчет объемных показателей, установленных подпунктом "а" пункта 56(1) Правил N 808, теплосети, арендованные у ПАО "АК ВНЗМ", признал общество не соответствующим критериям отнесения к теплосетевым организациям и отказал в установлении тарифа.
По договору аренды, заключенному обществом "Квант" с ИП Гребенчуком П.В. во владение заявителя переданы только 36,35 м тепловых сетей, что не позволяет считать общество отвечающим статусу теплосетевой организации.
Таким образом, исходя из тех материалов, которыми располагал комитет, оснований для принятия иного решения у него имелось.
Ссылки заявителя дополнительное соглашение, заключенное между ПАО "АК ВНЗМ" и третьим лицом, а также на справки, подтверждающие наличие конечных потребителей и объем тепловой энергии, передаваемой им по тепловым сетям общества, суды признали несостоятельной, поскольку указанные документы не были представлены заинтересованному лицу с заявлением об установлении тарифа, отсутствовали в его распоряжении и объективно не могли быть учтены при вынесении оспариваемого решения. Поскольку общество не доказало наличие обстоятельств, препятствующих своевременному представлению этих документов заинтересованному лицу, суды обоснованно отказали в их приобщении к материалам дела.
Доводы, изложенные заявителем кассационной жалобы направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Выступавшие предметом рассмотрения нижестоящих судов и получившие надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, данные доводы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях материальных и (или) процессуальных норм.
Суд кассационной инстанции считает, что нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не имеется.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.11.2023 по делу N А07-37741/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квант"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность отказа в установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, поскольку заявитель не соответствовал критериям теплосетевой организации. Суд установил, что протяженность тепловых сетей, находящихся в собственности заявителя, не превышает установленных норм, и отклонил доводы о наличии дополнительных документов, не представленных в срок.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2024 г. N Ф09-1857/24 по делу N А07-37741/2022