Приказ Московского комитета образования от 30 апреля 1998 г. N 198
"Об утверждении Московских региональных базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов"
Приказом Московского комитета образования от 30 июня 2000 г. N 377 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях дальнейшего совершенствования учебного процесса, сохранения единого образовательного пространства для детей с отклонениями в развитии на территории г. Москвы приказываю:
1. Утвердить Московские региональные базисные учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов (приложение 1-8).
2. Начальникам окружных управлений образования, руководителям городских специальных (коррекционных) образовательных учреждений с 1 сентября 1998 года использовать Московские региональные базисные учебные планы как основу для разработки учебных планов учреждений данного типа.
3. Начальникам окружных управлений образования, управлению психоло-педагогической# реабилитации и усыновления сирот (Сергеева О.О.), психолого-медико-социальному центру "Детство" (Васяев А.А.), окружным методическим службам обеспечить организационно-методическую помощь руководителям специальных (коррекционных) образовательных учреждений по разъяснению основных положений базисных учебных планов.
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя председателя Комитета образования Селявину Л.К.
Председатель Комитета |
Л.П. Кезина |
Московский региональный базисный учебный план
специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для неслышащих учащихся)
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
Контингент школы составляют дети, имеющие нарушение слуха (глухота). У этих детей без специального обучения формирование речи, полноценное развитие рече-мыслительной деятельности и усвоение содержания учебных предметов на словесной основе, что необходимо для получения цензового образования, оказывается невозможным.
Обучение в специальной школе на основе разработанных коррекционно-педагогических путей и методов, а также при реализации оригинального базисного плана, позволяет сгладить у этих детей последствия основного дефекта. Это дает возможность неслышащим детям получить равное со слышащими основное общее образование и при желании и соответствующей подготовке продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях общего типа.
В школе для неслышащих детей (специальное учреждение I типа) предусматривается продолжительность обучения 10 - 11 лет. Школа выступает в качестве основного звена в общей системе непрерывного специального образования для неслышащих детей.
Данный этап специального обучения подразделяется на 4 ступени, характеризующиеся последовательным развитием и усложнением объема и содержания образования.
1. Первоначальный период обучения (подготовительный класс) - 2 вариант.
2. Начальная школа (1 - 4 классы).
3. Первая основная школа (5 - 7 классы).
4. Вторая основная школа (8 - 10 - 11 классы).
Региональный базисный план (для школ неслышащих детей Москвы) разработан исходя из федерального базисного плана общего образования неслышащих детей, но с учетом особых условий организации образовательного процесса в специальных школах города Москвы и нормативов по учебной нагрузке учащихся в этой территории.
Ориентация на местные условия определяется историческими, географическими, социально-экономическими факторами.
Базисный план основного общего образования неслышащих детей разработан для организации коррекционно-образовательной работы в специальных школах первого вида. Базисный план является основным компонентом стандарта общего образования неслышащих школьников.
Он включает обязательный набор образовательных и коррекционных курсов, определяет соотношение нагрузки между ними по всем ступеням обучения.
Реализация основного базисного плана направлена на обеспечение целостной системы специального образования неслышащих учащихся и максимальную коррекцию отклонений в их психофизическом развитии.
Структура базисного плана включает 4 раздела образовательных областей:
1. Общеобразовательные курсы;
2. Трудовая подготовка;
3. Коррекционная подготовка;
4. Факультативные занятия и занятия по выбору учащихся.
Такая структура базисного плана позволяет обеспечить школьникам основное образование (в объеме 9-летней школы общего типа) за 10 - 11 лет обучения (1 - 2 варианты базисного плана), это осуществляется за счет оригинального содержания отдельных учебных предметов, переструктурирования некоторых традиционных учебных курсов, специфической коррекционной работы, проводимой при изучении всего программного материала, и особых форм организации учебной деятельности учащихся.
Базисный план (вариант I) рассчитан на работу с детьми, поступившими в первый класс школы после получения специальной дошкольной подготовки в полном объеме.
Базисный план (вариант II) предусматривается для организации специального обучения детей, не имеющих дошкольной подготовки и поступающих в подготовительный класс.
Базисный план основного общего образования неслышащих детей (региональный план для Москвы), вариант 1
NN |
Образовательные области |
Число часов в неделю по классам |
Всего |
||||||||||
|
|
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
|
I |
Общеобразовательные курсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Родной язык и литература |
9 |
9 |
9 |
14 |
12 |
12 |
11 |
9 |
9 |
9 |
9 |
112 |
|
Математика |
4 |
4 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
61 |
|
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
Природоведение |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
Биология |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
|
География и экология |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
|
Химия |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
3 |
3 |
11 |
|
Физика и астрономия |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
Москвоведение и история |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
|
Граждановедение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
2 |
|
Искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
6 |
|
Черчение |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
|
Физкультура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
22 |
II |
Трудовая подготовка |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
|
ИТОГО: |
18 |
18 |
19 |
25 |
27 |
29 |
30 |
30 |
30 |
31 |
31 |
288 |
III |
Коррекционная подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) |
Коррекционные курсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предметно-практическое обучение |
4 |
4 |
4 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
музыкально-ритмические занятия |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
12 |
б)* |
Обязательные индивидуальные к.з. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI |
Факультативные занятия (занятия по# |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
|
Всего фронтальных занятий |
25 |
25 |
25 |
30 |
31 |
31 |
32 |
32 |
32 |
33 |
33 |
329 |
|
Максимальная нагрузка учащихся |
28 |
28 |
28 |
33 |
34 |
36 |
37 |
37 |
37 |
38 |
36 |
|
Обязательные индивидуальные коррекционные занятия* | |||||||||||||
|
Развитие речевого слуха и произносимости |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
30 |
|
Речь и культура общения |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
13 |
* На обязательные индивидуальные коррекционные занятия количество часов указано в расчете на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников в классе.
Базисный план основного общего образования неслышащих детей
(региональный план для Москвы). II вариант
NN |
Образовательные области |
Число часов в неделю по классам |
Всего |
|||||||||||
|
|
п. класс |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
|
|
I |
Общеобразовательные курсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Родной язык и литература |
9 |
9 |
9 |
10 |
14 |
12 |
12 |
11 |
9 |
9 |
9 |
113 |
|
|
Математика |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
61 |
|
|
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
Природоведение |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
Биология |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
|
|
География и экология |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
|
Химия |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
3 |
8 |
|
|
Физика и астрономия |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
|
Москвоведение и история |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
|
|
Граждановедение |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
|
|
Искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
7 |
|
|
Черчение |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
2 |
|
|
Физкультура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
22 |
|
II |
Трудовая подготовка |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
|
|
Итого: |
18 |
19 |
19 |
20 |
25 |
27 |
29 |
30 |
31 |
31 |
31 |
280 |
|
III |
Коррекционная подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) |
Коррекционные курсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предметно-практическое обучение |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
музыкально-ритмические занятия |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
б)* |
Обязательные индивидуальные к.з. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI |
Факультативные занятия (занятия по выбору учащихся) |
|
|
|
|
|
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
|
|
Всего фронтальных занятий |
25 |
26 |
26 |
26 |
30 |
30 |
31 |
32 |
33 |
33 |
33 |
325 |
|
|
Максимальная нагрузка учащихся |
28 |
29 |
29 |
29 |
33 |
33 |
36 |
37 |
38 |
38 |
38 |
|
|
Обязательные индивидуальные коррекционные занятия* | ||||||||||||||
|
Развитие речевого слуха и произносимости |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
33 |
|
|
Речь и культура общения |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
* На обязательные индивидуальные коррекционные занятия количество часов указано в расчете на одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников в классе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Московского комитета образования от 30 апреля 1998 г. N 198 "Об утверждении Московских региональных базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов"
Текст приказа приводится по изданию Центра инноваций в педагогике, Москва, 1998 г.
Приказом Московского комитета образования от 30 июня 2000 г. N 377 настоящий приказ признан утратившим силу