Екатеринбург |
|
03 июля 2024 г. |
Дело N А60-66290/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" (далее - заявитель, общество, перевозчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2024 по делу N А60-66290/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 по тому же делу.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие:
- представитель общества - Крылова И.С. (доверенность от 14.09.2023 N 77 АД 4408358, диплом);
- представитель Кольцовской таможни имени Сорокина В.А. (далее - таможня) - Кондратцева И.В. (доверенность от 09.01.2024 N 03-30/2, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможни от 14.11.2023 по делу N 10508000-1057-2023 (далее - постановление) о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что при перевозке товаров воздушным транспортом обязанность перевозчика сообщать таможенному органу сведения о весе брутто перемещаемых товаров не установлена.
Заявитель отмечает, что нормы международных договоров в области авиации не представляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Указывает, что оспариваемые судебные акты противоречат сформированной судебной практике в Московском регионе.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения; указывает, что судами в полном объеме выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы судов соответствуют обстоятельствам дела; нарушение или неверное применение норм материального или процессуального права отсутствуют.
Проверка законности судебных актов осуществляется судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, таможня выявила в действиях (бездействии) общества административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а именно: 09.10.2023 в 11 час. 06 мин. обществом по месту нахождения товара (адрес места нахождения: Россия, 620025, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, д. 63) в таможенный орган сообщены недостоверные сведения о весе брутто товаров при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов: грузовая ведомость от 08.10.2023 с рейса SU631, авиационная накладная от 06.10.2023 N 555-3775 1626.
Обществом не представлена информация об изменении веса брутто товара, в том числе в следующих документах: грузовая ведомость от 08.10.2023 с рейса SU631, авиационная накладная от 06.10.2023 N 555-3775 1626.
Таможней 31.10.2023 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10508000-1057/2023 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Таможней 14.11.2023 в отношении общества вынесено постановление по факту выявления признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Общество полагая, что постановлением нарушены его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения заявителя от административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, проверив законность судебных актов, с учетом пункта 2 статьи 9, пункта 2 части 9 статьи 85, пунктов 1, 3 статьи 100, статей 82, 341 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) не нашел оснований для их отмены или изменения.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений, в том числе о весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов.
Согласно пункту 2 примечания к названной статье для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются: поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения; документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам; иные документы, не имеющие юридической силы.
Субъектами правонарушения являются лица, фактически сообщившие недостоверные сведения. Такими лицами могут быть перевозчики, экспедиторы либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 85 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на территорию Российской Федерации в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, в течение одного часа с момента постановки воздушного судна в место стоянки в аэропорту прибытия, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа в течение одного часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа.
В случае если сведения, подлежащие представлению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не содержатся в представленных перевозчиком документах либо если документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, не представляются в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС, перевозчик обязан представить иные документы, содержащие недостающие сведения, либо заявить недостающие сведения и (или) сведения о документах, которые не представляются, путем подачи заявления в произвольной форме.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом, в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, устанавливаемого законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
На основании пункта 1 статьи 341 ТК ЕАЭС товары, находящиеся под таможенным контролем, и документы на них, грузовые помещения (отсеки) транспортных средств, помещения, емкости и иные места, в которых находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами путем применения средств идентификации, а также путем отбора проб и (или) образцов товаров, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Монреальской Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28.05.1999 (далее - конвенция) авиагрузовая накладная или квитанция на груз, до доказательства противного, являются свидетельством заключения договора, принятия груза и условий перевозки, указанных в них.
Пунктом 2 статьи 11 конвенции предусмотрено, что любые сведения в авиагрузовой накладной или в квитанции на груз о весе, размерах и упаковке груза, а также о числе мест, до доказательства противного, являются свидетельством сообщенных данных; данные о количестве, объеме и состоянии груза не служат доказательством против перевозчика, за исключением тех случаев, когда им произведена их проверка в присутствии отправителя с указанием об этом в авиагрузовой накладной или квитанции на груз или когда они касаются очевидного состояния груза.
Положениями статей 4, 5 конвенции предусмотрено, что при перевозке груза выдается авиагрузовая накладная, которая содержит, в том числе указание веса отправки.
Приказом ФТС России от 27.05.2011 N 1070 утверждено Положение о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров (далее - положение).
Пункт 5 положения содержит перечень документов и сведений, предоставлением которых перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию ЕАЭС. В их числе документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость).
В статье 89 ТК ЕАЭС также указано, что при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС перевозчик представляет, в том числе документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость) и транспортные (перевозочные) документы.
Форма грузовой ведомости содержится в письме ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ "О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров", в пункте 9 которой указывается "Количество (вес, ед., объем)".
Судами верно указано, что понятие "сведения о товарах" раскрывается в пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в которой указано, что к сведениям о товарах относится, в том числе вес брутто.
Согласно статье 8, пункту 2 статьи 9 Конвенции 1956 года о договоре международной перевозки грузов по дорогам при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей и внешнее состояние груза, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком, и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.
Также судами верно определено, что второй таможенной операцией, которую обязано совершить общество после уведомления таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, является помещение товаров на временное хранение.
Приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444 утвержден Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядок выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 ТК ЕАЭС, определение Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Приказ N 444).
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Приказу N 444 при прибытии товаров перевозчик или иное лицо, указанное в статье 83 ТК ЕАЭС совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, в сроки, установленные частью 9 статьи 85 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 4 приложения N 1 к Приказу N 444 установлено, что для помещения товаров на временное хранение уполномоченное лицо представляет таможенному посту, в регионе деятельности которого планируется временное хранение указанных товаров (далее - таможенный пост), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, при условии, что такая предварительная информация содержит сведения, необходимые для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение.
Пунктом 2 приложения N 2 к Приказу N 444 установлено что, регистрацию документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдачу подтверждения о регистрации документов осуществляет таможенный пост, которому представлены транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации.
Пунктом 3 приложения N 2 к Приказу N 444 установлено, что регистрация документов, представленных в соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Приказу N 444, осуществляется не позднее 1 часа с момента их представления таможенному посту. После регистрации данных документов лицу, указанному в пункте 2 приложения N 1 к настоящему приказу, направляется подтверждение об их регистрации, содержащее, в том числе информацию об истечении срока временного хранения товаров.
На основании изложенного суды верно определили, что обязанность представлять документы при помещении товаров на склад временного хранения возложена таможенным законодательством ЕАЭС на перевозчика.
При этом пунктом 5 приложения N 5 к Приказу N 444 установлено, что заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем склада временного хранения (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, в том числе внесение сведений о количестве мест и (или) весе товаров, подлежащие указанию в отчете по форме ДО-1, формируются на основании информации, полученной при приеме товаров на хранение.
Довод заявителя о том, что нормы международных договоров в области авиации не представляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ правомерно отклонен судами со ссылкой на часть 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 2, 3, 163, 164 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".
В связи с указанным судами, исходя из системного анализа и толкования норм действующего законодательства, сделан обоснованный вывод о наличии обязанности перевозчика сообщать таможенному органу сведения о весе брутто перемещаемых товаров при помещении товаров на склад временного хранения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что в документах, а именно грузовой ведомости от 08.10.2023 с рейса SU631, авиационной накладной от 06.10.2023 N 555-3775 1626, представленных обществом таможне для помещения товаров на склад временного хранения, указаны недостоверные сведения о весе брутто товаров. Следовательно, представленные таможне перевозчиком документы являются недействительными, что свидетельствует о нарушении положений пункта 1 статьи 100 ТК ЕАЭС.
Указанные обстоятельства с учетом международных норм и правил организации перевозки грузов в международном сообщении не освобождают общество от соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и исполнения законных обязанностей, связанных с перевозкой грузов, перед таможенными органами Российской Федерации.
Учитывая, что общество, являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, связанной с организацией перевозок, имело право и реальную возможность до момента подачи в таможенный орган требуемых документов совершить действия, направленные на установление сведений о фактическом весе товара, в том числе осуществить взвешивание товара и определить вес брутто товара, однако не предприняло все зависящие от него меры для выполнения условий, предусмотренных законодательством.
В связи с этим вина в совершении вменяемого административного правонарушения достоверно установлена.
Указанное соотносится с правовой позицией, отраженной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2016 N 303-АД16-11971 по делу N А51-4508/2016 Арбитражного суда Приморского края.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Суды верно указали, что материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о существенности нарушения. Вес брутто товаров по авианакладной N 555-3775 1626 указан 77 кг, в то время как фактический вес прибывшего товара составил 98 кг. Следовательно, обществом сообщены недостоверные сведения о весе брутто товара с превышением заявленного веса на 21,5 кг, что составляет 27,92%.
Возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение отсутствует.
Назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. соразмерно совершенному административному правонарушению.
Ссылка на иную судебную практику судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств, а потому иные судебные акты, вынесенные по другим арбитражным делам с участием других юридических лиц, не могут свидетельствовать о наличии оснований для удовлетворения требования заявителя в рамках настоящего дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2024 по делу N А60-66290/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что общество, являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, связанной с организацией перевозок, имело право и реальную возможность до момента подачи в таможенный орган требуемых документов совершить действия, направленные на установление сведений о фактическом весе товара, в том числе осуществить взвешивание товара и определить вес брутто товара, однако не предприняло все зависящие от него меры для выполнения условий, предусмотренных законодательством.
В связи с этим вина в совершении вменяемого административного правонарушения достоверно установлена.
Указанное соотносится с правовой позицией, отраженной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2016 N 303-АД16-11971 по делу N А51-4508/2016 Арбитражного суда Приморского края.
...
Общество привлечено к административной ответственности в пределах сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
...
Возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение отсутствует."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 июля 2024 г. N Ф09-3500/24 по делу N А60-66290/2023