Екатеринбург |
|
08 июля 2024 г. |
Дело N А60-26734/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Новолялинский" (далее - МО МВД России "Новолялинский", отдел) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2023 по делу N А60-26734/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 26.03.2024 производство по кассационной жалобе отдела приостановлено до получения результатов рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А60-51851/2022 Арбитражного суда Свердловской области.
Поскольку по истребованному письмом от 15.12.2023 N 309-ЭС23-25340 делу N А60-51851/2022 Арбитражного суда Свердловской области определением Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2024 Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Серовский" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, суд округа счел необходимым назначить судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу.
Определением суда от 08.07.2024 производство по кассационной жалобе отдела возобновлено.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - общество "Компания "Рифей", заявитель) обратилось в суд с заявлением к отделу о признании недействительным отказа N 3/23660138752, об обязании отдел предоставить обществу сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных, в отношении жилых помещений, указанных в приложении N 1 к заявлению.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2023, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе отдел просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судами законодательства об обработке персональных данных, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению МО МВД России "Новолялинский", передача сведений о зарегистрированных по спорным адресам лицах по запросу регионального оператора общества "Компании Рифей" повлечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере обработки персональных данных. Отдел, ссылаясь на ведомственные акты, указывает, что в настоящее время не предусмотрено предоставление государственной услуги посредством комплексного запроса: в случае получения адресно-справочной информации в отношении гражданина РФ, такому лицу направляется запрос с просьбой представления уведомления о согласии (несогласии) предоставления адресно-справочной информации о субъекте персональных данных.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, общество "Компания "Рифей", являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными (далее - ТКО), обратилось в отдел по вопросам миграции МО МВД России "Новолялинский" с запросом от 16.02.2023 N И-РИЦ-2023-6744 о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных по указанным в заявлении адресам.
В ответ на запрос получен отказ в предоставлении запрашиваемых сведений N 3/23660138752.
Полагая, что со стороны отдела имеет место незаконный отказ в предоставлении информации, общество "Компания "Рифей" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 N 1810-О, положения указанного пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ направлены на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивают защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.
Судами установлено, что общество "Компания "Рифей" является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Серовское административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области.
Кроме того, общество "Компания "Рифей" включено в реестр операторов персональных данных (что подтверждается общедоступными сведениями Роскомнадзора на интернет-сайте https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/operators-list/), то есть является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, являющихся стороной публичного договора по оказанию услуги по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что у общества "Компания "Рифей", как у регионального оператора по обращению с ТКО, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления обществом своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО, в целях реализации защиты прав и интересов как потребителей в целях комфортного проживания, так и самого общества по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество "Компания "Рифей" имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.
С учетом изложенного правильным является вывод судов о том, что общество "Компания "Рифей" вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
Информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях (в том числе жилых домах) по месту пребывания и по месту жительства граждан в силу пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
Состав информации, передаваемой федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции, и его территориальными органами, установлен приказом Минкомсвязи России N 18, приказом Минстроя России от 28.01.2016 N 34/пр.
Передаваемая в ГИС ЖКХ информация формируется на основе обработки сведений, содержащихся в базовом государственном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственной системе миграционного учета.
В соответствии с подпунктом 32 пункта 13 Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, утв. Приказом МВД России от 28.07.2017 N 546, ГУ МВД России по Свердловской области осуществляет, в соответствии с законодательством Российской Федерации: оформление и выдачу паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; учет выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; адресно-справочную работу; регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания.
Таким образом, ГУ МВД России по Свердловской области, и, соответственно, МО МВД России "Новолялинский" обладает запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что содержащаяся в ГИС ЖКХ информация относительно спорных жилых домов, указанная в запросе общества, не содержит в себе сведений о ФИО плательщика (собственника, нанимателя) коммунальной услуги по обращению с ТКО, адресе и площади помещения, количестве зарегистрированных и проживающих в жилых помещениях человек.
В условиях отсутствия запрашиваемой информации в названном ресурсе, в отсутствие сведений о собственниках в Едином государственном реестре недвижимости и невозможности получения информации о проживающих у управляющих организаций (ввиду их отсутствия в данном случае) общество "Компания "Рифей", являясь оператором персональных данных, не может получить сведения о потребителях коммунальных услуг, кроме как через обращение к МО МВД России "Новолялинский", поскольку отдел является единственным органом, ведущим регистрацию и учет граждан по месту их пребывания по указанным в запросе адресам.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемый отказ отдела в предоставлении запрошенных сведений незаконным, нарушающим права и законные интересы "Компания "Рифей".
К аналогичным выводам пришли судебные инстанции при рассмотрении дел N N А60-51851/2022, А60-25440/2023 (Определениями Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2024, от 24.05.2024 в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано).
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2023 по делу N А60-26734/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Новолялинский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Состав информации, передаваемой федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции, и его территориальными органами, установлен приказом Минкомсвязи России N 18, приказом Минстроя России от 28.01.2016 N 34/пр.
...
В соответствии с подпунктом 32 пункта 13 Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, утв. Приказом МВД России от 28.07.2017 N 546, ГУ МВД России по Свердловской области осуществляет, в соответствии с законодательством Российской Федерации: оформление и выдачу паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; учет выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; адресно-справочную работу; регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июля 2024 г. N Ф09-954/24 по делу N А60-26734/2023