Екатеринбург |
|
09 июля 2024 г. |
Дело N А76-9748/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2023 по делу N А76-9748/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 06.05.2024 производство по кассационной жалобе управления приостановлено до получения результатов рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А60-51851/2022 Арбитражного суда Свердловской области.
Поскольку по истребованному письмом от 15.12.2023 N 309-ЭС23-25340 делу N А60-51851/2022 Арбитражного суда Свердловской области определением Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2024 Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Серовский" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, суд округа счел необходимым назначить судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу.
Определением суда от 09.07.2024 производство по кассационной жалобе управления возобновлено.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домоуправ-Стандарт" (далее - ООО "УК "Домоуправ-Стандарт", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к управлению о признании недействительным решения управления, выраженного в ответе исх. N 3/226609197419 от 08.12.2022, об обязании управления устранить допущенные нарушения права и законных интересов общества путем предоставления информации на основании запроса исх. N 304 от 16.11.2022 о гражданах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в квартирах следующих многоквартирных домов: г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 38; г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 38А; г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 40; г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 132А;
г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева, д. 23; г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева, д. 29; г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 42; г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 44;
г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 37А; г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 38;
г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 38Б; г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 134; г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 21; г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 21 А; г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 33;
г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 40А; г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 110: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 116.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение управления признано недействительным. Суд обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления информации на основании запроса исх. N 304 от 16.11.2022 о гражданах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в квартирах следующих многоквартирных домов: г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 38; г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 38А; г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 40; г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных д. 132 А;
г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева, д. 23, г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева д. 29, г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 42, г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 44, г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 37А, г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 38;
г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 38 Б; г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 134; г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 21; г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 21 А; г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 33;
г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 40 А; г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 110, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 116.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению заявителя жалобы, суды неправомерно возложили на управление обязанность предоставить обществу сведения о зарегистрированных по месту жительства и месту пребывая гражданах. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "УК "Домоуправ-Стандарт" в соответствии с выданной Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N Л045-0148-74/00139936 от 31.03.2022, на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах осуществляет управление следующими многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 38; д. 38А; д. 40; ул. Братьев Кашириных, д. 132А; ул. Салавата Юлаева, д. 23; д. 29; ул. Чичерина, д. 42; д. 44; д. 37А; ул. 40-летия Победы, д. 38; д. 38Б; ул. Братьев Кашириных, д. 134; ул. 250-летия Челябинска, д. 21; ул. 250-летия Челябинска, д. 21А; ул. Чичерина, д. 33; ул. 40-летия Победы, д. 40А; ул. Братьев Кашириных, д. 110; д. 116.
В целях получения необходимой информации о собственниках и пользователях жилых помещений в многоквартирных домах общество обратилось в управление с заявлением исх. N 304 от 16.11.2022.
Управление 08.12.2022 направило обществу ответ исх.N 3/226609197419, указав, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами адресно-справочные учеты МВД России формируются по установочным данным граждан (фамилия, имя, отчество), а не по месту регистрации, кроме того, в настоящее время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере миграции ведение и хранение адресных учетов жилых помещений, сведений о собственниках и лицах, зарегистрированных в жилых помещениях и предоставление указанных сведений на органы внутренних дел не возложено.
Полагая, что со стороны управления имеет место незаконный отказ в предоставлении информации, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 N 1810-О, положения указанного пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ направлены на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивают защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.
Судами установлено, что Управление является территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории.
Таким образом, обязанность по внесению запрашиваемых сведений в ГИС ЖКХ, равно как и по предоставлению указанных сведений возложена на органы миграционного учета (в состав Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску входит отделение по вопросам миграции).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что у общества, как у управляющей организации многоквартирными домами, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления ООО "УК "Домоуправ-Стандарт" своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий договора управления, а также предоставления информации ресурсоснабжающим организациям в целях реализации защиты прав по получению платы за оказанные услуги, соответственно, заявитель имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными физических лиц.
С учетом изложенного является правильным вывод судов о том, что общество вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
Информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях (в том числе жилых домах) по месту пребывания и по месту жительства граждан в силу пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
Состав информации, передаваемой федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции, и его территориальными органами, установлен приказом Минкомсвязи России N 18, приказом Минстроя России от 28.01.2016 N 34/пр.
Передаваемая в ГИС ЖКХ информация формируется на основе обработки сведений, содержащихся в базовом государственном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственной системе миграционного учета.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее - Закон N 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 7 статьи 17 Закона N 3-ФЗ обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6 и пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан. Обязанность по размещению информации в указанной системе возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Управление, являясь территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории, обладает запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан.
Таким образом, обязанность по внесению запрашиваемых сведений в ГИС ЖКХ, равно как и по предоставлению указанных сведений возложена на органы миграционного учета (в состав Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску входит отделение по вопросам миграции).
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемый отказ управления в предоставлении запрошенных сведений незаконным, нарушающим права и законные интересы общества.
К аналогичным выводам пришли судебные инстанции при рассмотрении дел N N А60-51851/2022, А60-25440/2023 (Определениями Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2024, от 24.05.2024 в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано).
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2023 по делу N А76-9748/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Жаворонков Д.В. |
Судьи |
Кравцова Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6 и пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан. Обязанность по размещению информации в указанной системе возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 2024 г. N Ф09-1639/24 по делу N А76-9748/2023