Екатеринбург |
|
02 августа 2024 г. |
Дело N А71-19467/2023 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Абозновой О.В.,
рассмотрел материалы кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Энергосеть" (далее - общество "ЭС") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.01.2024 по делу N А71-19467/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "САХ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу "ЭС" о взыскании 33 577 руб. 24 коп. долга за услуги по обращению с ТКО за период с октября 2020 г. по август 2023 г. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Настоящее дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.01.2024 принятым в порядке упрощенного производства путем вынесения резолютивной части, с ответчика в пользу истца взыскано 33 577 руб. 24 коп. долга, а также 2000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. Мотивированное решение изготовлено 17.01.2024.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЭС" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суды необоснованно сочли доказанным факт оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО по адресу: г. Ижевск, ул. Архитектора П.П. Берша, д. 34, оф.3. Как указывает заявитель кассационной жалобы, он действительно является собственником нежилого помещения по указанному адресу, вместе с тем с момента регистрации права данное помещение не используется собственником, каких-либо отходов, в том числе ТКО в данном помещении не образовывалось, не образуется и не может образовываться, доказательства оказания услуг истцом ответчику названному по адресу в материалах дела отсутствуют.
Общество "ЭС" указывает, что арендовало помещение под офис по адресу: г. Ижевск, пр. имени Дерябина, д. 2/86 (корпус N 1, этаж 1) площадью 5 кв.м., где и находится по настоящее время юридический, почтовый и фактический адрес общества "ЭС", услуги по вывозу ТКО, образующихся в результате деятельности общества "ЭС" по месту его нахождения, оплачиваются в адрес субарендодателя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судами, с 01.01.2019 общество "САХ" наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между Региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
Ответчику на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 132,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. архитектора П.П. Берша, д. 34, офис 3.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами не заключен.
Общество "САХ" указало, что с октября 2020 г. по август 2023 г. оказывало обществу "ЭС" услуги по обращению с ТКО и предъявило последнему для оплаты УПД на общую сумму 35 436 руб. 44 коп., которая не оплачена.
По расчету истца задолженность ответчика с учетом проведенных корректировок в исковой период составила 33 577 руб. 24 коп.
Поскольку направленная адрес ответчика претензия с предложением оплатить сумму долга оставлена последним без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекс Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), и установив, что исковые требования подтверждены истцом надлежащими доказательствами, ответчиком в установленном порядке не оспорены.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении в обжалуемой части согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Суды установили, что в рассматриваемом случае правоотношения сторон сложились из фактического оказания возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащего регулированию положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заявлению заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Суды верно исходили из того, что ввиду того, что общество "САХ" осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником.
При этом общество "САХ" является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ), в том числе и ответчику.
Таким образом, как правильно сочли суды, ТКО общества "ЭС" в отсутствие доказательств его транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, в любом случае осуществляет общество "САХ".
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В пункте 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора предусмотрен Правилам N 1156.
В силу пункта 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктом 8 (5)-8 (7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктом 8 (8)-8 (16) Правил N 1156.
Как установлено судами, предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://регоператорудмуртии.рф/) и в газете "Известия Удмуртской Республики" от 27.12.2018 N 151 (4876).
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Установив, что заключенный между сторонами договор (подписанный в двустороннем порядке) в материалы дела не представлен, осуществление своей деятельности общество "ЭС" в исковой период не оспорило, суды пришли к правильному выводу о том, что правоотношения между сторонами подлежат регулированию условиями типового договора.
Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены в рассматриваемый период приказами Минстроя Удмуртской Республики от 20.12.2018 N 23/1, от 20.12.2019 N 29/94.
Суды, исследовав материалы дела, установили, что фактическое оказание услуг по вывозу ТКО в отношении спорного помещения ответчиком не опровергнуто. Услуги истцом оказаны в полном объеме, доказательств того, что услуги выполнены не в полном объеме или ненадлежащего качества, в материалах дела отсутствуют.
Доказательств, подтверждающих обращение ответчика с отходами другими, не нарушающими норм действующего законодательства способами, и свидетельствующих о том, что потребитель не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание услуг" отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
В силу пункта 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Представленный истцом расчет стоимости оказанных в исковой период времени услуг по вывозу ТКО судами проверен, признан правомерным, соответствующим действующему законодательству.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что исковые требования о взыскании 33 577 руб. 24 коп. долга подлежат удовлетворению.
Довод ответчика о том, что нежилое помещение по адресу: г. Ижевск, ул. Архитектора П.П. Берша, д. 34, оф. 3, с момента регистрации права не используется, каких-либо отходов, в том числе ТКО в данном помещении не образовывалось, подлежит отклонению с учетом того, что надлежащих доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, обществом "ЭС" не представлено.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.01.2024 по делу N А71-19467/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
...
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание услуг" отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
В силу пункта 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2024 г. N Ф09-4450/24 по делу N А71-19467/2023