Екатеринбург |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А07-8067/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н. Н., Черкезова Е. О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2024 по делу N А07-8067/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "БФА" (далее - общество "УК "БФА", заявитель, взыскатель) заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство судом округа рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "УК "БФА" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, к судебному приставу-исполнителю Ленинского районного отдела судебных приставов города Уфы Главного управления Федеральной службы судебных приставов Республики Башкортостан Шафиеву Рустэму Хамитовичу (далее - судебный пристав-исполнитель), Ленинскому районному отделу судебных приставов Уфы Республики Башкортостан, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан и Управлению Росимущества, в котором просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя и Управления Росимущества, выразившееся в нарушении сроков реализации арестованного имущества по исполнительному производству N 8494/20/02004-ИП от 07.02.2020.
Решением суда первой инстанции от 22.01.2024 (судья Хайдаров И.М.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое бездействие судебного пристава-исполнителя и Управления Росимущества признано незаконным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 (судьи Скобелкин А. П., Корсакова М. В., Плаксина Н. Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований общества, заявленных к нему.
Управление Росимущества отрицает факт допущенного им бездействия, утверждая о том, что впервые получив от судебного пристава-исполнителя уведомление о готовности к реализации арестованного имущества от 06.07.2023, и зарегистрировав его в системе электронного документооборота 11.08.2023, в тот же день передало поручение о реализации этого имущества уполномоченной организации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, на исполнении судебного пристава-исполнителя находится исполнительное производство N 8494/20/02004-ИП, возбужденное 07.02.2020 на основании исполнительного листа ФС N 011055472 о взыскании с ООО "Смарт Боксинг Клаб" в пользу общества "УК "БФА" задолженности в размере 4 558 773 руб. 16 коп., неустойки за нарушение сроков внесения арендных платежей в сумме 228 483 руб. 78 коп., и расходов по уплате госпошлины в сумме 46 936 руб.
В рамках данного исполнительного производства 11.03.2020 судебным приставом-исполнителем наложен арест на имущество должника в количестве 172 наименований на общую сумму 2 683 830 руб.
Из них 165 позиций судебный пристав-исполнитель 21.10.2020 и 22.12.2020 передал взыскателю в счет погашения части долга, а оставшиеся 7 позиций: беговая дорожка Aerofit (2 шт.), ринг разборный (размер 5 м *5 м, высота 0,50 м, канаты 1,2 м, трекер Hykso, замеритель ударов (13 шт.), кофе машина Jura impressa, сауна в разобранном состоянии, тренажер гребной IN fiN iti, тренажер для ног, должен был в установленном порядке реализовать.
В отношении названных 7 позиций судебным приставом-исполнителем неоднократно выносились постановления об оценке и привлекались специалисты для её проведения (отчеты об оценке от 15.09.2020, от 27.04.2022, 05.04.2023), подавались заявки на реализацию арестованного имущества на торгах (05.02.2021, 02.03.2021, 18.10.2022, 10.03.2023, 28.04.2023), при этом фактически имущество на торги не передавалось.
Ссылаясь на длительное бездействие со стороны судебного пристава-исполнителя и Управления Росимущества, выразившееся в нарушении срока реализации арестованного имущества и повлекшее несение дополнительных расходов на оплату его ответственного хранения, общество "УК "БФА", обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В ходе рассмотрения дела судебный пристав-исполнитель представил акты о передаче арестованного имущества на реализацию от 19.05.2023, 14.06.2023, 05.07.2023 и 14.08.2023, постановление от 15.09.0023 о снижении цены имущества, переданного на реализацию, в соответствии с которым цена арестованного имущества, не реализованного в месячный срок специализированной организацией, снижена на 15 %, а также заявил, что 23.11.2023 передал нереализованные 7 позиций взыскателю.
Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суды удовлетворили заявление, признав доказанным факт незаконного бездействия со стороны заинтересованных лиц.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для и отмены.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
По смыслу статей 1, 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав-исполнитель, реализуя возложенную на него задачу по принудительному исполнению судебных актов, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего совершает исполнительные действия, в том числе принимает меры принудительного исполнения. При этом судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Статьями 64, 68 Закона N 229-ФЗ установлен перечень исполнительных действий, мер принудительного исполнения, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов, в их числе наложение ареста на имущество должника, в том числе денежные средства и ценные бумаги, и обращение на него взыскания.
Предусмотренные Законом N 229-ФЗ исполнительные действия и меры принудительного характера в соответствии с требованиями статей 64, 68 названного Закона применяются судебным приставом-исполнителем исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства. Полнота и достаточность совершаемых действий также определяется судебным приставом.
В силу части 1 статьи 69 Закона N 229-ФЗ обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Согласно части 1 статьи 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 85 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.
Порядок реализации имущества должника установлен статьей 87 Закона об исполнительном производстве.
Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации (часть 1).
Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона (часть 3).
Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию (часть 6 статьи 87 Закона об исполнительном производстве).
Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (часть 7).
Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 8).
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения ФССП России N 0001/13, Росимущества N 01-12/65 от 30.04.2015 "О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество" (далее - Соглашение) территориальный орган ФССП России не позднее следующего рабочего дня после вынесения судебным приставомисполнителем постановления о передаче имущества должника на реализацию, в котором в качестве организатора реализации арестованного имущества указывается Росимущество (его территориальный орган), передает в Росимущество (его территориальный орган) уведомление о готовности к реализации арестованного имущества и его местонахождении с приложением копии такого постановления и копий правоустанавливающих и подтверждающих право документов.
Росимущество (его территориальный орган) не позднее семи рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о привлечении специализированных организаций, о чем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России. Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества (пункт 2.2 Соглашения).
Передача Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации) арестованного имущества (в случае невозможности передачи арестованного имущества в натуре, когда такое имущество передано судебным приставом-исполнителем под охрану или на хранение должнику либо иному лицу согласно акту о наложении ареста - правоустанавливающих и подтверждающих право документов) для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи с приложением оригиналов (а в случае их отсутствия - дубликатов, заверенных копий) правоустанавливающих и подтверждающих право документов и заверенных копий процессуальных документов.
Судебный пристав-исполнитель обязан передать Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации), а Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) обязано принять от судебного пристава-исполнителя для реализации арестованное имущество (правоустанавливающие и подтверждающие право документы) в течение десяти рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Имущество считается переданным на реализацию со дня подписания Акта передачи (пункт 2.3 Соглашения).
Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов (часть 10 статьи 87 Закона N 229-ФЗ).
Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой (часть 11 статьи 87 Закона N 229-ФЗ).
В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику (часть 13 статьи 87 Закона об исполнительном производстве).
О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи (часть 14 статьи 87 Закона об исполнительном производстве).
Из материалов дела следует, что за период с даты возбуждения исполнительного производства (07.02.2020) по дату обращения взыскателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, судебным приставом - исполнителем предпринимались меры, направленные на реализацию спорного арестованного имущества, вместе с тем, имущество после вынесения постановлений о передаче на реализацию фактически на реализацию не передавалось, акты приема-передачи имущества для реализации не составлялись, торги, заявки на проведение которых подавались судебным приставом-исполнителем, проведены не были. О причинах, по которым имущество не было передано специализированной организации в надлежащий срок и не направлялось на реализацию, либо направлялось, но не было реализовано, ни судебный пристав-исполнитель, ни Управление Росимущества не пояснили.
Постановлением от 27.12.2022, вынесенным вышестоящим должностным лицом подразделения судебных приставов, было установлено, что судебный пристав-исполнитель выносил заявки на реализацию арестованного имущества и постановление о передаче на реализацию арестованного имущества, тем не менее информация о реализации имущества должника ему не поступала.
Таким образом, в результате длительного совместного бездействия со стороны указанных заинтересованных лиц, имущество, принадлежащее должнику, арестованное судебным приставом-исполнителем и переданное на ответственное хранение с отнесением соответствующих расходов на взыскателя, оставалось нереализованным в течение более двух лет и к принятию взыскателю также не предлагалось.
Согласно уточненному заявлению общества "УК "БФА" спорное имущество было предано ему судебным приставом-исполнителем как нереализованное только 23.11.2023, то есть после обращения в арбитражный суд.
При указанных обстоятельствах, учитывая непредставление Управлением Росимуществом доказательств, которые бы подтверждали принятие им исчерпывающих мер, направленных на своевременное исполнение обязанности по реализации спорного имущества, суды правомерно удовлетворили заявление.
Доводы о том, что прежде 06.07.2023 документы от судебного пристава-исполнителя, касающиеся проведения торгов в отношении спорного имущества, Управлению Росимущества не поступали, впервые заявлены в кассационной жалобе и ранее не выступали предметом оценки со стороны судов. Являясь заинтересованным лицом по делу, Управление Росимущества заняло пассивную процессуальную позицию, устранившись от участия в разбирательстве и не представляя доказательств и возражений против доводов заявителя по существу. Вместе с тем, установление обстоятельств, связанных с квалификацией поведения сторон в рамках конкретного правоотношения в качестве недобросовестного является вопросом факта, а не права и, следовательно, не относится к компетенции кассационного суда.
Суд считает, что нормы материального права применены нижестоящими судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2024 по делу N А07-8067/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального Управления Росимущества в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал бездействие судебного пристава и Управления Росимущества незаконным из-за нарушения сроков реализации арестованного имущества. Решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба не удовлетворена. Суд установил, что имущество не было реализовано в течение более двух лет, что повлекло дополнительные расходы для взыскателя.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 августа 2024 г. N Ф09-4440/24 по делу N А07-8067/2023