г. Екатеринбург |
|
18 октября 2024 г. |
Дело N А07-25982/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Перемышлева И.В.,
судей Гайдука А.А., Васильченко Н.С.,
при ведении протокола помощником судьи Арсковой О.Д. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, ответчик, должник) на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2024 об индексации присужденных денежных сумм по делу N А07-25982/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения данной информации на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в суд округа явку своих представителей не обеспечили.
В судебном заседании посредством подключения к электронной системе "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) приняли участие представители:
Министерства - Харисов Д.М. (доверенность от 28.11.2023);
общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - общество "ЭСКБ", истец) - Аплаева К.Г. (доверенность от 16.04.2024).
Общество "ЭСКБ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству о взыскании в порядке субсидиарной ответственности денежных средств в сумме 8 976 014 руб. 07 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечены государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Научно-исследовательский технологический институт гербицидов и регуляторов роста растений с опытно-экспериментальным производством Академии наук Республики Башкортостан" (далее - учреждение "НИТИГ АН РБ"), Министерство финансов Республики Башкортостан, государственное бюджетное научное учреждение "Академия наук Республики Башкортостан".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.10.2021 исковые требования общества "ЭСКБ" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 решение суда первой инстанции от 05.10.2021 отменено, в удовлетворении исковых требований общества "ЭСКБ" отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2022 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2023 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2022 по делу N А07-25982/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменено. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.10.2021 по настоящему делу оставлено в силе.
Взыскателю 03.04.2023 выдан исполнительный лист серии ФС N 42310431.
От общества "ЭСКБ" через правовую систему "Мой Арбитр" поступило заявление об индексации присужденных денежных сумм по делу N А07-25982/2020.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2024 заявление общества "ЭСКБ" об индексации присужденных денежных сумм удовлетворено, произведена индексация присужденных решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.10.2021 по делу N А07-25982/2020 денежных средств, с Министерства в пользу общества "ЭСКБ" в порядке индексации ранее присужденной денежной суммы взыскано 67 020 руб. 99 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2024 определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2024 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новое решение по делу, в соответствии с которым в удовлетворении заявления общества "ЭСКБ" об индексации присужденных денежных сумм отказать в полном объеме.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций и сводятся к тому, что исполнительный лист предъявлен истцом 03.04.2023, решение суда исполнено 09.06.2023 (в сроки, установленные бюджетным законодательством - 3 месяца с момента поступления исполнительного листа), что, по мнению ответчика, исключает основание для присуждения индексации денежных средств.
Общество "ЭСКБ" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятых по делу законных судебных актов.
Законность судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии с нормами статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит по заявлению взыскателя индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 N 1-П указано, что неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, полноценное осуществление данного права невозможно при отсутствии правовых механизмов, с помощью которых выигравшая судебный спор сторона могла бы компенсировать неблагоприятные для нее последствия несвоевременного исполнения судебного акта стороной, спор проигравшей. Одним из таких негативных последствий для стороны, в чью пользу судом взысканы денежные суммы, является обесценивание этих сумм в результате инфляционных процессов, наличие которых в экономике учитывается федеральным законодателем, в частности, при установлении прогнозируемого уровня инфляции в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Компенсировать влияние инфляции на имущественные правоотношения, складывающиеся между взыскателем и должником, своевременно не исполнившим обязательства, возложенные на него судебным решением, призвана индексация взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда, имеющая целью восстановление покупательной способности причитающихся взыскателю по решению суда денежных средств, утраченной ввиду инфляции в период исполнения должником данного решения, без чего ставилось бы под сомнение само право взыскателя на судебную защиту, означающее возможность не только обратиться в суд, но и получить не формальную, а реальную защиту нарушенных прав и свобод.
Индексация присужденных денежных сумм как один из способов такой компенсации представляет собой предусмотренный процессуальным законодательством упрощенный порядок возмещения взыскателю финансовых потерь, вызванных несвоевременным исполнением должником решения суда, когда взысканные суммы обесцениваются в результате экономических явлений; при этом она не является мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а представляет собой правовой механизм, позволяющий полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов.
Механизм индексации взысканных судом денежных сумм направлен на поддержание их покупательной способности, не является мерой гражданской или иной ответственности и применяется вне зависимости от вины лица, обязанного выплатить денежные средства, в задержке их выплаты; единственным основанием для индексации взысканных сумм является их обесценивание на день фактического исполнения решения суда (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2014 N 81-КГ14-17, вошедшее в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.03.2015).
Таким образом, индексация взысканных денежных сумм призвана компенсировать влияние инфляции на имущественные правоотношения между взыскателем и должником, своевременно не исполнившим обязательство, возложенное на него судебным решением.
Соответствующие нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об индексации присужденных денежных сумм выступают процессуальной гарантией защиты имущественных интересов взыскателя и должника от инфляционных процессов в период с момента вынесения судебного решения до его реального исполнения.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2023 N 34-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сам по себе не влечет неблагоприятных последствий для выигравшей судебный спор стороны и даже дает некоторые преимущества взыскателю, чьим должником выступает публично-правовое образование, перед взыскателями денежных средств с иных должников: освобождает от необходимости поиска счетов должника, его имущества и от принятия иных мер, прописанных в Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), а также исключает риски, связанные с ликвидацией должника (юридического лица) или с его банкротством (далее - постановление N 34-П).
Совершение уполномоченными органами действий по исполнению судебных актов в установленном законом порядке, в соответствии с принципами бюджетного регулирования, в пределах предусмотренных сроков не может расцениваться как несвоевременное исполнение судебного акта, неправомерная задержка его исполнения. Риск же инфляционного обесценивания взысканных денежных сумм зависит от поведения самого взыскателя, и его можно минимизировать, незамедлительно предъявив исполнительный документ к исполнению. В то же время взыскатель, не предъявляя таковой к исполнению в установленном порядке, может способствовать длительному неисполнению судебного акта, а значит, увеличению размера выплат в результате индексации взысканных сумм. Применение индексации без учета особенностей порядка исполнения судебного акта публично-правовым образованием, связывающих начало данной процедуры с волеизъявлением взыскателя, способно привести к злоупотреблениям со стороны последнего и к использованию института индексации присужденных сумм в качестве способа обогащения.
Конституционный Суд Российской Федерации признал, что индексация присужденных сумм не может считаться санкцией, призванной побудить должника к скорейшему исполнению возложенных на него судом обязанностей. Данная процессуальная гарантия лишь выступает инструментом, который позволяет взыскателю получить присужденную ему сумму, но с учетом инфляционных издержек, а следовательно, ее применение не может обусловливаться поведением должника либо иными связанными с ним обстоятельствами, поскольку инфляционные процессы, обесценивающие взысканные судом суммы, никоим образом от должника не зависят. Вместе с тем из этого не следует, что должник обязан возмещать потери взыскателя и в тех случаях, когда он объективно лишен возможности каким-либо образом повлиять на исполнение судебного решения, в то время как взыскатель, напротив, не лишен возможности для злоупотребления правом на индексацию, имея в виду установленный частью 1 статьи 21 Закона N 229-ФЗ трехлетний срок для предъявления к исполнению исполнительных листов, выданных на основании судебных актов.
Организационно-правовой механизм исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям призван (на основе взаимного согласования интересов личности, общества и государства и с учетом того, что вероятность нехватки у публично-правового образования как должника средств для исполнения судебного акта меньше, чем во взаимоотношениях частных лиц) обеспечивать реальную возможность для взыскателя в разумный срок (без неоправданных задержек) получить все причитающееся ему по судебному акту, а для публично-правового образования - определить оптимальные источники бюджетного покрытия возникших расходов и минимизировать возможные негативные последствия от перераспределения бюджетных ресурсов.
Следовательно, процедура исполнения судебного акта в рамках как гражданского, так и арбитражного процесса, предусматривающая взыскание бюджетных средств с публично-правового образования, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные суммы, поскольку до момента поступления исполнительного документа на исполнение у должника - публично-правового образования отсутствуют основания для исполнения судебного акта в порядке, отличном от установленного бюджетным законодательством (в том числе в добровольном порядке).
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что с учетом того, что законодателем введен особый порядок индексации денежных сумм, взыскиваемых с должника - публично-правового образования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поэтому невозможна индексация взысканных сумм со дня вынесения судебного акта.
В связи с изложенным Конституционный Суд Российской Федерации признал положения статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и предписал федеральному законодателю незамедлительно принять меры по устранению неопределенности содержания указанных норм в их взаимосвязи.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из постановления N 34-П, исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должно осуществляться, начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в статье 242.1 Бюджетного кодекса, на исполнение.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2023 N 305-ЭС22-16399.
В рассматриваемом случае суды, учитывая, что судебный акт исполнен должником несвоевременно, установили, что истцом расчет суммы индексации выполнен с учетом статистической информации об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа государственной статистики, с момента поступления исполнительного документа на исполнение, то есть с 03.04.2023 и до момента его фактического исполнения 09.06.2023.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что решение суда исполнено 09.06.2023 (в сроки, установленные бюджетным законодательством - 3 месяца с момента поступления исполнительного листа), следовательно, основания для присуждения индексации денежных средств отсутствуют, судом округа отклоняются с учетом вышеприведенных норм права.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования части 1 статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за каждый период неисполнения судебного акта индексации подлежат исключительно присужденные судом денежные суммы. То есть суммы, полученные в результате индексации взысканных денежных средств за более ранние периоды неисполнения судебного акта, не подлежат суммированию с присужденной суммой при исчислении размера индексации за последующие периоды, в связи с чем капитализация сумм индексации при применении положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не осуществляется. Соответствующий подход закреплен в ответе на вопрос раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики N 2 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.07.2023.
В нарушение положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также данной правовой позиции, расчет истца указанный в заявлении, основан на принципе капитализации сумм индексации, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанции при проверке представленного взыскателем расчета в настоящем деле.
По расчету суда округа, размер индексации присужденных денежных сумм за период с 04.04.2023 по 09.06.2023 (сумма долга 8 976 014 руб. 07 коп.) с учетом статистической информации об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации без учета капитализации индексируемой сумму составляет 68 486 руб. 99 коп.
Таким образом, исчисленный судом размер суммы индексации превышает заявленную в расчете истца сумму требований в размере 67 020 руб. 99 коп., что в данном случае не нарушает права должника, в связи с чем обжалуемые судебные акты изменению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов на основании части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2024 по делу N А07-25982/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перемышлев |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность индексации присужденных денежных сумм, взысканных с публично-правового образования, учитывая инфляционные процессы. Кассационная жалоба ответчика отклонена, поскольку индексация должна производиться с момента поступления исполнительного документа на исполнение, а не с момента исполнения решения. Суд установил, что расчет индексации истца выполнен с учетом статистической информации об индексах потребительских цен.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 октября 2024 г. N Ф09-2321/22 по делу N А07-25982/2020
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2321/2022
16.08.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9623/2024
03.07.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8142/2024
15.05.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 109-ПЭК23
22.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2321/2022
27.01.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16511/2021
05.10.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-25982/20