Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 января 2025 г. N Ф09-7160/24 по делу N А60-15196/2024

 

Екатеринбург

 

09 января 2025 г.

Дело N А60-15196/2024

 

Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2025 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2025 г.

 

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Жаворонкова Д.В. рассмотрел кассационные жалобы Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная детская клиническая больница" (далее - ГАУЗ СО "ОДКБ", учреждение, медицинская организация) на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2024, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-15196/2024 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2024 по тому же делу и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - фонд) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2024 по делу А60-15196/2024 Арбитражного суда Свердловской области.

Жалобы рассмотрены в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.

Фонд обратился Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к учреждению о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению в размере 532 668 руб.

Решением суда от 05.06.2024, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2024 решение суда отменено в части, резолютивная часть решения изложена в новой редакции, согласно которой исковые требования удовлетворены в части. Суд взыскал с учреждения в пользу фонда денежные средства, использованные учреждением не по целевому назначению в 2022 году и восстановленные им на своем счете ОМС в 2023 году в размере 266 334 руб. В удовлетворении требования в остальной части отказано.

В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на неправильное применение (толкование) апелляционным судом части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).

Доводы фонда сводятся к тому, что законом не предусмотрено восстановление использованных нецелевым образом средств ОМС на собственном счете медицинской организации вне зависимости от периода использования этих средств.

Учреждение в своей кассационной жалобе просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворенных требований отменить.

Медицинская организация считает необоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Учреждение полагает, что основания для признания расходов нецелевыми отсутствуют.

По мнению медицинской организации, повторное перечисление денежных средств, ранее восстановленных на счете, приведет к получению фондом денежных средств в двойном размере.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенной фондом выездной плановой комплексной проверки учреждения, установлено нецелевое использование медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования (далее также ОМС), а именно, в нарушение пункта 5 части 3 статьи 20 и части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), средства ОМС использованы на оплату расходов, не включенных в структуру тарифа (п. 10.2 раздела 3 Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2022 год и на 2023 год) на выплаты материальной помощи к отпуску главному врачу в размере 532 668 руб.

(в 2022 году - 266 334,00 руб., в 2023 году - 266 334,00 руб.). Указанные нарушения отражены фондом в акте от 26.09.2023.

02.02.2024 фонд направил ответчику досудебную претензию с требованием исполнить установленную законом обязанность возвратить в бюджет фонда средства ОМС, использованные нецелевым образом.

28.02.2024 ответчик проинформировал фонд об отказе в возврате спорных средств в бюджет фонда на том основании, что они восстановлены на счет ответчика по учету средств ОМС в полном объеме.

Истец, указывая на то, что средства ОМС в сумме 532 668 руб., использованные ответчиком на выплату материальной помощи главному врачу, не возвращены в бюджет ТФОМС Свердловской области, обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему спору.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нецелевого использования учреждением средств ОМС, а также отсутствии оснований вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС.

Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, исходил из следующего.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с положениями статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.

Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).

На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В соответствии с положениями пункта 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Пунктами 192 - 195 Приказа Министерства здравоохранения России от 28.02.2019 N 108н (в ред. от 13.12.2022) "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" установлено, что в расчет тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в том числе затраты на заработную плату работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) и работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).

Судом апелляционной инстанции установлено, что в проверяемом периоде система оплаты труда в ГАУЗ СО "ОДКБ" регламентирована:

- Коллективным договором на 2020-2023 гг., которым утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, устанавливающие права и обязанности, ответственность сторон трудового договора, режим рабочего времени, приема пищи и отдыха, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в учреждении;

- Положением об оплате труда работников ГАУЗ СО "ОДКБ". Положение утверждено приказом главного врача от 24.03.2020 N 156-п (с изменениями) и включает следующие разделы: порядок и условия оплаты труда работников, который определяет размеры должностных окладов по профессионально - квалификационным группам; порядок и условия установления выплат компенсационного характера; порядок и условия установления выплат стимулирующего характера; порядок оплаты труда руководителя учреждения и его заместителей, главного бухгалтера и другие вопросы оплаты труда;

- Положением о премировании работников, разработанным в соответствии с Положением об оплате труда работников ГАУЗ СО "ОДКБ", Отраслевым соглашением по государственным учреждениям Свердловской области, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Свердловской области на 2015-2017 годы (с учетом Соглашений N 1 и N 2 о продлении, действующих на дату принятия Коллективного договора), Трудовым кодексом Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок и условия установления выплат стимулирующего характера - премиальных выплат, по итогам работы. Положение о премировании работников включает следующие разделы: виды премий и источники выплаты премий, размеры премий и порядок утверждения, начисления и выплаты премий;

- Положением о материальной помощи работника ГАУЗ СО "ОДКБ", определяющим виды и порядок выплат материальной помощи.

При выборочной проверке (1 квартал 2023 г.) правильности начисления заработной платы главному врачу ГАУЗ СО "ОДКБ" фондом установлено, что все начисления выполнены на основании трудового договора и приказов Министерства здравоохранения Свердловской области.

При этом фондом в ходе проверки установлены расходы, не включенные в тариф на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС (п. 10.2 раздела 3 Тарифного соглашения по ОМС на территории Свердловской области на 2022 год и на 2023 год), а именно выплаты материальной помощи к отпуску главному врачу ГАУЗ СО "ОДКБ" на основании приказов Минздрава Свердловской области "Об отпуске" от 08.06.2022 N 32-рко и от 08.06.2023 N 93-рко в 2022-2023 гг. общей суммой за проверяемый период 532 668,00 руб. (266 334,00 руб. в 2022 г. и 266 334,00 руб. в 2023 г.), которые не относятся ни к оказанию медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС, ни к обеспечению деятельности медицинской организации в целом.

В акте проверки фондом зафиксировано, что в соответствии со справкой о доходах и суммах налога главного врача (форма по КНД 1175018) за 2022 и 6 месяцев 2023 гг. вышеуказанная материальная помощь отнесена на код дохода 2760 "Материальная помощь сотруднику или бывшему работнику, который вышел на пенсию по инвалидности или возрасту", утвержденный Приказом ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ (в ред. от 16.12.2022) "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов".

Материальная помощь к отпуску главному врачу за 2022-2023 гг. перечислена платежными поручениями от 14.06.2022 N 6185 - 232 231 руб. от 14.06.2022 N 6188 - 34 103 руб. (НДФЛ), от 20.06.2023 N 7207 - 232 231 руб. от 22.06.2023 N 7266 - 34 103 руб. (НДФЛ) действительно была выплачена за счет средств ОМС.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами фонда о том, что учреждением в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20 и части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ средства ОМС в спорной сумме использованы не в соответствии с Территориальными программами ОМС, утвержденными постановлениями Правительства Свердловской области: произведена оплата расходов, не включенных в структуру тарифа (п. 10.2 раздела 3 Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2022 год и на 2023 год) на выплаты материальной помощи к отпуску главному врачу ГАУЗ СО "ОДКБ" на основании приказов Минздрава Свердловской области "Об отпуске" от 08.06.2022 N 32-рко и от 08.06.2023 N 93-рко в размере 532 668,00 руб.

(в 2022 г. - 266 334,00 руб. и в 2023 г. - 266 334,00 руб.).

Обратного медицинской организацией не доказано.

При этом апелляционный суд отметил, что возражений в отношении выводов фонда о нецелевом использовании спорной суммы учреждение в суде первой инстанции не приводило.

Материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не оспорено, что сумма начисленной и выплаченной материальной помощи к отпуску главному врачу за 2022-2023 гг. (266 334 руб. - 2022 год, 226 334 руб. - 2023 год) восстановлена в октябре 2023 года по источнику финансирования ОМС в полном объеме.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2024 N 309-ЭС23-19711, при решении вопроса об освобождении медицинского учреждения от обязанности по возврату в бюджет фонда средств ОМС, использованных не по целевому назначению, существенное значение имеют обстоятельства, связанные с тем, в каком именно периоде учреждением фактически произведено восстановление спорных денежных средств, а именно: в том же периоде, на который эти средства были выделены из фонда ОМС и подлежали расходованию учреждением в рамках программы ОМС, или в другом периоде, в том числе после начала проведения фондом проверки целевого использования средств ОМС, полученных учреждением.

Как следует из материалов дела и установлено судами, использованные обществом в 2022-2023 гг. средства ОМС не по целевому назначению поступили на лицевой счет ОМС медицинской организации в 2023 году.

Учитывая, что положения Федерального закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС, суды первой и апелляционной инстанции признали обоснованным требование фонда о наличии оснований для возложения на учреждение обязанности по возврату в бюджет фонда средств ОМС, использованных медицинской организацией не по целевому назначению в 2022 году, а восстановленных в другом финансовом периоде (2023 году).

При этом является обоснованным вывод апелляционного суда о том, что восстановление учреждением на счете ОМС в 2023 году, использованных им не по целевому назначению средств ОМС в этом же финансовом периоде 2023 года, исключает необходимость их перечисления в бюджет фонда, поскольку фактически приведет к изъятию выделенных медицинской организации средств ОМС в текущем периоде и может повлечь недостаточное финансирование медицинской организации в 2023 году.

Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что пока не доказано обратное, презюмируется, что медицинская организация, действуя добросовестно, использует данные денежные средства в дальнейшем в текущем периоде по целевому назначению на статьи расходов в соответствии с территориальной программой ОМС.

Таким образом, суд округа полагает, что суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что основания для взыскания с учреждения в бюджет фонда средств ОМС в сумме в сумме 266 334 руб., использованных учреждением не по целевому назначению в 2023 году и восстановленных в том же финансовом периоде (2023 год).

Довод учреждения о его несогласии с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства подлежит отклонению на основании следующего.

Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (например, необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств), могут быть выявлены как при принятии искового заявления (заявления) к производству, так и в ходе рассмотрения этого дела.

В случае выявления таких обстоятельств суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий.

Указанное процессуальное действие совершается судом в случае, если он приходит к выводу об объективной необходимости рассмотрения дела в порядке искового производства, в частности, в рассматриваемом случае - если сочтет выяснение дополнительных обстоятельств или исследование дополнительных доказательств объективно необходимым.

При этом выявление или невыявление обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, относится к компетенции суда, рассматривающего спор по существу, и осуществляется им на основании анализа совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и оценки принципиальной возможности правильного разрешения спора без выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств.

Поскольку в настоящем деле судом первой инстанции не была установлена объективная необходимость исследования дополнительных обстоятельств и дополнительных доказательств исходя из предмета иска, предмета доказывания по делу и представленных в дело доказательств, суд первой инстанции правомерно в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, рассмотрел настоящий спор в порядке упрощенного производства.

Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассмотрел дело единоличным составом, не установив оснований для перехода к рассмотрению дела в общем порядке искового производства.

Несогласие с выводами судов в части отсутствия оснований для перехода к рассмотрению дела в общем порядке искового производства, само по себе не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов и наличии безусловных оснований для их отмены судом кассационной инстанции.

Иные доводы заявителей кассационных жалоб выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, в связи с чем также подлежат отклонению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы фонда и учреждения - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2024 по делу А60-15196/2024 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная детская клиническая больница" и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

 

Судья

Д.В. Жаворонков

 

Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение апелляционного суда, который частично удовлетворил иск фонда о взыскании с медицинской организации средств, использованных не по целевому назначению. Суд установил, что средства ОМС были направлены на выплаты, не включенные в тариф, и не подлежали восстановлению на счете учреждения. Кассационные жалобы сторон отклонены.