Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 января 2025 г. N Ф09-7376/24 по делу N А47-14003/2023

4 марта 2025
Екатеринбург   
15 января 2025 г. Дело N А47-14003/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2025 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2025 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.

при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л.. с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2024 по делу N А47-14003/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2024 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Оренбург" к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании недействительными решения и требования.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - Вяткина Е.М. (доверенности от 24.05.2024, от 24.12.2024);

общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Оренбург" - Кубдашена Д.Г. (доверенность от 28.05.2024).

Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Оренбург" (далее - заявитель, общество, общество "Газпромнефть-Оренбург" страхователь) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Оренбургской области к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ОСФР по Оренбургской области) о признании незаконным решения ОСФР по Оренбургской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 23.05.2023 N 066S19230003132 (вх. от 05.06.2023) и как следствие, недействительным требования от 27.06.2023 об уплате финансовой санкции N 066S1230004267.

Решением суда от 11.07.2024 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2024 решение суда оставлено в силе.

В кассационной жалобе Фонд просит отменить судебные акты, указывая на то, что обществом сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год представлены с ошибками, поскольку обществом неправомерно включены дни прохождения медицинских осмотров в период для исчисления льготного стажа. По мнению Фонда, периоды прохождения медицинских осмотров не относятся непосредственно к самой работе, а также к исключениям, предусмотренным пунктом 5 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следовательно, указанные дни не могут быть учтены при исчислении льготного стажа.

Подробно доводы Фонда приведены в кассационной жалобе.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, по итогам проведенных контрольных мероприятий Фондом составлен акт проверки сведений от 23.12.2022 N АК 0000002086, согласно которому выявлены ошибки в представленной за 2021 год форме СЗВ-СТАЖ в части необоснованного указания кода льготной работы лицам, работающим в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на работах с тяжелыми условиями труда (Список N 2), за дни прохождении медицинского осмотра.

На указанный акт проверки общество в ОСФР по Оренбургской области направило свои возражения от 29.12.2022 N 01/121/006647.

В ответ на возражения общества от 29.12.2022 N 01/121/006647 ОСФР по Оренбургской области представило свою письменную позицию от 30.03.2023 N 10-16-14/74162, согласно которой доводы страхователя не приняты указанным контрольным органом во внимание, поскольку:

- обязательные медицинские осмотры (предварительные и периодические), проводимые работодателем в рамках обязанностей, установленных трудовым законодательством в области охраны труда, в том числе в РКС (МКС), не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее -Постановление N 665) и Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516);

- рассматриваемые периоды не имеют специального кода для отражения в форме СЗВ-СТАЖ (как особые "условия труда").

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок ему направляется уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений (абзац 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ). При этом в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда РФ страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абз. 2 п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н).

По направленному страхователю уведомлению об устранении ошибок от 12.01.2023 N 56-24/2459 общество "Газпромнефть-Оренбург" корректирующие формы сведений представить отказалось в связи с наличием возражений по существу выявленного правонарушения.

В соответствии с процедурой привлечения к ответственности, регламентированной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, Фондом составлен Акт о выявлении правонарушения от 06.04.2023 N 066S18230002084, вынесено Решение от 23.05.2023 N 066S19230003132 о привлечении страхователя к ответственности по абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде финансовой санкции в размере 31 000 руб. (500 руб. x 62 застрахованного лица).

27.06.2023 в адрес заявителя выставлено требование N 066S01230004267 о добровольной уплате суммы санкции.

Не согласившись с вынесенным решением и требованием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к следующим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ обязано представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения подаются по формам, утвержденным постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п (далее - Постановление N 507п) "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п".

Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, статьей 17 закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Разделом II приложения 5 к Постановлению N 507п предусмотрен Порядок заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)".

Пунктом 6.6.5 Порядка установлено, что значения в графах 8 - 13 таблицы раздела 3 заполняются в соответствии с Классификатором параметров, используемых при заполнении сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (далее - Классификатор).

Согласно пунктам 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10 Порядка в графе 9 "Особые условия труда (код)" указывается код особых условий труда или условий для досрочного назначения пенсии по старости за периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Данная графа не заполняется, если особые условия труда не подтверждены документально либо занятость работника в этих условиях не соответствует требованиям действующих нормативных документов.

Материалами дела подтверждено, что в результате проведенной проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления заявителем сведений о застрахованных лицах, Фондом выявлены ошибки в представленной страхователем за 2021 год форме СЗВ-СТАЖ в части указания кода льготной работы лицам, работающим в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на работах с тяжелыми условиями труда (Список N 2), за дни прохождении медицинского осмотра.

По мнению Фонда, дни прохождения медицинских осмотров не могут относиться к работе с тяжелыми условиями труда и в последующем влиять на подсчет льготного стажа работника.

Из материалов дела следует, что на основании приказа общества от 23.09.2021 N 481-П, в соответствии со статьями 212 - 214 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказа Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 N 29-н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинский осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры", в рамках договора N ОРН-21/09000/01060/Р от 11.06.2021 с ЧУЗ "КБ "РЖДМедицина", спорным работникам - застрахованным лицам, заявителем организовано прохождение обязательного периодического медицинского осмотра.

Прохождение обязательного медицинского осмотра работниками осуществлялось в соответствии с графиками прохождения медицинских осмотров (приложение N N 2,3 и 5 к приказу от 23.09.2021 N 481-П), в рамках установленных дат каждому структурному подразделению общества "Газпромнефть-Оренбург"

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2023) медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Установление льготных условий приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предполагает право законодателя определять правила исчисления специального стажа.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Из приведенных положений следует, что основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности служит условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Пенсионное законодательство содержит ряд исключений из общих правил назначения трудовых пенсий по старости, позволяющих назначить пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (досрочно) лицам, длительное время трудившимся в неблагоприятных условиях. Досрочное назначение пенсии является специальным правом, возникновение которого определено рядом условий. Одним из основных условий для досрочного назначения пенсии является наличие определенной продолжительности стажа на соответствующих видах работ - в неблагоприятных условиях труда или климатических условиях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Правила).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Иные периоды, которые не связаны с выполнением непосредственно самой работы, включаются в стаж на соответствующих видах работ, если они прямо предусмотрены нормативными правовыми актами, например, периоды перевода работника с работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года (пункт 9 Правил N 516), периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников (периоды повышения квалификации) (пункт 3(1) Постановления N 665).

Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени, что также должно подтверждаться документально.

Статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рабочим временем является время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Исходя из содержания указанных выше норм, суды верно указали на то, что для включения периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с работой на соответствующих видах работ определяемый особыми условиями необходимо выполнение следующих двух условий: работа должна выполняться в течение полного рабочего дня; за названные периоды работы должны быть уплачены страховые взносы.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации).

Обязательным периодическим медицинским осмотрам в течение трудовой деятельности в соответствии с частями 1, 2 статьи 220 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 20 Порядка проведения медосмотров подлежат следующие работники: занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее - Перечень), утвержден Приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020; организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей; - выполняющие работы, которые предусмотрены Приложением к Порядку проведения медосмотров.

В соответствии со статьей 185 Трудового кодекса Российской Федерации на время прохождения медицинского осмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.

В данном случае факт уплаты обществом "Газпромнефть-Оренбург" страховых взносов в период прохождения спорными работниками обязательного медицинского осмотра подтверждается материалами дела и Фондом не оспаривается.

При этом, согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 25.03.2013) в период работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не включается время отстранения от работы (недопущения к работе) в случае если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда или обязательный предварительный либо периодический медицинский осмотр.

Таким образом, названной нормой прямо предусмотрено, что в период работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не включается время отстранение работника от работы в связи с непрохождением обязательного медицинского осмотра.

Вместе с тем, каких-либо норм, предусматривающих необходимость исключения из указанного периода времени прохождения работниками обязательного медицинского осмотра указанное Постановление не содержит.

С учетом изложенного, обществом "Газпромнефть-Оренбург" дни прохождения спорными застрахованными лицами обязательного медицинского осмотра правомерно включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, работающим в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на работах с тяжелыми условиями труда.

Отсутствие в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов прохождения обязательного медицинского осмотра, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов на основании части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2024 по делу N А47-14003/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков
Судьи Н.Н. Суханова
О.Л. Гавриленко

Отделение СФР считает, что страхователь при заполнении СЗВ-СТАЖ неправомерно включил дни прохождения медосмотров в период для исчисления льготного стажа, т. к. эти дни не относятся непосредственно к самой работе. Поэтому он законно привлечен к ответственности за непредставление исправленной отчетности.

Суд, исследовав материалы дела, с доводами фонда не согласился.

Суд указал, что для включения периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой на соответствующих видах работ, необходимо выполнение следующих двух условий: работа должна выполняться в течение полного рабочего дня; за эти периоды работы должны быть уплачены страховые взносы.

Отсутствие в Правилах исчисления периодов работы прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов прохождения обязательного медосмотра не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.