Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению Правительства Москвы
от 10 июня 2008 г. N 503-ПП
Порядок
взаимодействия руководства объекта с представителями энергоаудиторской организации при проведении энергетических обследований
Введение
Настоящий "Порядок взаимодействия руководства объекта с представителями энергоаудиторской организации при проведении энергетических обследований" разработан в соответствии # законом города Москвы "Об энергосбережении" от 5 июля 2006 г. N 35 в целях практического осуществления Городской целевой программы по энергосбережению на 2004 - 2008 годы и на перспективу до 2010 года (постановление Правительства Москвы от 28.09.2004 г. N 672-ПП и реализации постановления Правительства Москвы от 19.12.2006 г. N 1030-ПП "О первоочередных задачах по энергосбережению в городе Москве".
1. Область применения
Настоящий Порядок устанавливает принципы взаимоотношений руководства подразделений Комплекса социальной сферы города Москвы, руководителей и технических лиц конкретных объектов - потребитлей ТЭР социальной сферы (школы, больницы, поликлиники, учреждения культуры и т.п.) с представителями энергоаудиторских организаций, а также органов, ответственных за решение вопросов энергосбережения в г. Москве, при проведении энергетических обследований (энергоаудита), тепловизионных обследований теплозащитных качеств наружных ограждающих конструкций зданий и сооружений г. Москвы.
Порядок обязателен для исполнения всеми юридическими лицами Комплекса социальной сферы города Москвы, а также энергоаудиторскими организациями, проводящими энергетические обследования объектов Комплекса социальной сферы города.
2. Нормативные ссылки
Федеральный закон "Об энергосбережении" N 28-ФЗ от 3.04.1996 г.
Кодекс Российской Федерации "Об административных правонарушениях"
Закон "Об энергосбережении в городе Москве" N 35 от 05.07.2006 г.
Приказ Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы от 25.08.2005 г. N 06-36/5 "Об организации проведения энергетических обследований энергоемких предприятий и организаций г. Москвы".
Приказ Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы от 26.08.2005 г. N 06-37/5 "Об обеспечении контроля за проведением обследований ограждающих конструкций зданий и сооружений тепловизионным методом".
Распоряжение заместителя Мэра г. Москвы N 92 от 03.10.2003 г.
3. Термины и определения
В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
топливно-энергетический ресурс (ТЭР) - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
энергетический паспорт бюджетной организации - документ, отражающий баланс потребления энергетических ресурсов, показатели эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности организации, потенциал энергосбережения, а также сведения об энергосберегающих мероприятиях;
энергетическая декларация - документ, содержащий прогноз величины и эффективности потребления организаций энергетических ресурсов в течение года с учетом принятых программных обязательств по повышению эффективности.
вкладыш к энергетическому паспорту вновь вводимых, после капитального ремонта и реконструированных зданий и сооружений с результатами обследований тепловым методом неразрушающего контроля (тепловизионных обследований) - документ, отражающий теплотехнические характеристики зданий и сооружений, полученные путем натурных обследований тепловым методом неразрушающего контроля;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - потребление энергетических ресурсов, обусловленное несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, иными нормативными актами, технологическими регламентами, паспортными данными для действующего оборудования;
бюджетный потребитель ТЭР - юридическое лицо (организация), независимо от форм собственности, входящее в комплекс социальной сферы, использующее топливно-энергетические ресурсы для оказания услуг, а также на собственные нужды;
энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности использования ТЭР, потенциала энергосбережения, а также выработки экономически обоснованных мер по повышению выявленных показателей;
энергетическое обследование тепловым методом неразрушающего контроля (тепловизионное обследование) - часть энергетического обследования (энергоаудита), служащая для оценки теплотехнических характеристик и выявления дефектов ограждающих конструкций строительных объектов тепловым методом неразрушающего контроля;
энергоаудиторская организация (энергоаудитор) - юридическое лицо, осуществляющее энергетические обследования потребителей ТЭР, имеющее соответствующую подготовку, подтвердившее свою квалификацию в указанной области деятельности и зарегистрированное в установленном порядке Комиссией по регистрации энергоаудиторов в г. Москве;
лимитирование (нормирование) энергопотребления - предусмотренная для бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы система мер регулирования условий поставки энергетических ресурсов и договоров энергоснабжения, направленная на уменьшение непроизводительного расхода энергетических ресурсов.
4. Общие положения
4.1. Настоящий порядок регламентирует организацию взаимоотношений между субъектами процесса энергетических обследований - энергоаудиторских организаций и бюджетными учреждениями Комплекса социальной сферы, государственными унитарными предприятиями.
4.2. Обязательные энергетические обследования бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий проводятся, если годовое потребление ими топливно-энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива.
Энергетические обследования бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, если годовое потребление ими топливно-энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению Уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области энергосбережения.
4.3. Энергетические обследования (энергоаудит) проводятся в целях оценки эффективности использования организациями топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, природного газа, твердого топлива, нефти и продуктов ее переработки, возобновляемых источников энергии), определения возможностей ее повышения и выработки экономически обоснованных мер по снижению затрат на топливо- и энергообеспечение. Энергетические обследования тепловым методом неразрушающего контроля проводятся в целях оценки соответствия зданий и сооружений проекту и нормативным показателям энергоэффективности и выявления дефектов ограждающих конструкций.
4.4. Обследования теплозащитных качеств наружных ограждающих конструкций зданий и сооружений тепловым методом неразрушающего контроля проводятся в соответствии с МГСН 2.01 - 99 и распоряжением заместителя Мэра г. Москвы N 92 от 03.10.2003 г.
4.5. Энергетические обследования бюджетных учреждений и организаций Комплекса социальной сферы г. Москвы проводятся по Программам, разработанным Казенным предприятием "Московская энергетическая дирекция" (КП "МЭД") согласованным с Комитетами и Департаментами социальной сферы города, Департаментом топливно-энергетического хозяйства, Департаментом экономической политики и развития и утвержденными распоряжением Правительства Москвы.
4.6. На основе результатов энергетического обследования составляется энергетический паспорт бюджетного учреждения, государственного унитарного предприятия города Москвы, который отражает показатели энергоэффективности в процессе хозяйственной деятельности.
4.7. Выбор организации-энергоаудитора проводится на конкурсной основе.
5. Взаимоотношения при проведении энергетических обследований
Полное энергетическое обследование - сложная и трудоемкая работа, поэтому проводится в несколько этапов.
Энергетическое обследование осуществляется с непосредственным участием представителей энергетических и экономических служб обследуемого бюджетного учреждения.
5.1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе при участии КП "МЭД" проводится знакомство и беседа руководителей организации-энергоаудитора (ОЭ) с руководителем бюджетного учреждения и представителями профильного Департамента (окружного управления) социальной сферы. В процессе беседы необходимо определить тех, кто принимает решения; получить первоначальные сведения об организации; получить сведения о величине энергозатрат; определить цели энергосберегающих мероприятий; распределить ответственность за проводимые работы по энергоаудиту и уточнить список лиц, с которыми предстоит работать в процессе проведения энергоаудита.
Организация - энергоаудитор осуществляет ознакомление с бюджетным учреждением, которое включает: осмотр оборудования, знакомство с состоянием энергохозяйства (ТП, ЦТП, организация освещения, вентиляции, теплоснабжения, и другими системами), осмотр состояния ограждающих конструкций зданий. На этой стадии необходимо определить информацию по энергоиспользованию, степень ее достоверности, выделить ее часть, которая будет использоваться при проведении энергоаудита.
По результатам ознакомления разрабатывается и согласовывается техническое задание (Приложение А) проведения энергоаудита, определяются сроки, порядок и приоритетность проведения работ.
5.2. Сбор и обработка информации.
На этом этапе проводится сбор исходной информации и основных сведений об объекте.
Источниками информации являются:
- отчетная документация по коммерческому и техническому учету энергоресурсов;
- счета от поставщиков энергоресурсов;
- техническая документация на используемое оборудование (насосы, калориферы и т.п.);
- отчетная документация по ремонтным и энергосберегающим мероприятиям.
В процессе проведения обследований энергоаудитором может проводиться инструментальное обследование.
Инструментальное обследование применяется для восполнения отсутствующей информации, которая необходима для оценки энергоиспользования, но не может быть получена из документов или вызывает сомнение имеющаяся информация.
5.3. Разработка энергетического паспорта учреждения и плана энергосберегающих мероприятий.
6. Требования к энергоаудиторским организациям
6.1. Энергетические обследования (энергоаудит) потребителей ТЭР, а также обследования теплозащитных качеств наружных ограждающих конструкций зданий и сооружений тепловым методом неразрушающего контроля проводятся организациями, имеющими соответствующую подготовку, подтвердившими свою квалификацию в указанной области деятельности и зарегистрированными в установленном порядке Комиссией по регистрации энергоаудиторов Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
6.2. В своей деятельности организации-энергоаудиторы руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и города Москвы, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Москвы, иными нормативными правовыми актами органов власти, собственным уставом, другими нормативно-правовыми документами, регулирующими их деятельность.
6.3. Энергоаудитор должен соответствовать следующим требованиям:
- обладать правами юридического лица;
- иметь необходимое инструментальное, приборное и методологическое оснащение;
- располагать квалифицированным и аттестованным персоналом;
- иметь опыт выполнения работ в соответствующей области деятельности;
6.4. Энергоаудитор при проведении энергетических обследований может привлекать других энергоаудиторов или субподрядные организации для выполнения обследований с привлечением их дополнительного приборного парка, теоретических расчетов и программных продуктов, способствующих получению более точных данных и информации, сокращению продолжительности обследований, расширению перечня энергосберегающих мероприятий.
7. Требования к обследуемым потребителям ТЭР
7.1. Обследуемый потребитель ТЭР обязан оказывать содействие проведению обследования (энергоаудита), а именно:
- обеспечить доступ персонала энергоаудитора к обследуемым объектам;
- предоставить собственный персонал для сопровождения и помощи в проведении обследования;
- оказывать содействие энергоаудитору в проведении требуемых измерений, если это не противоречит требованиям безопасной эксплуатации оборудования и правилам охраны труда обслуживающего персонала.
7.2. При проведении энергетического обследования (энергоаудита) потребитель ТЭР обязан назначить лицо, ответственное за его проведение и представить:
- необходимую техническую и технологическую документацию (исполнительные схемы энергетических коммуникаций, данные о топливо- и энергоиспользующем оборудовании, приборах учета ТЭР, режимные карты и т.д.);
- документы по хозяйственно-финансовой деятельности (отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, тарифы, лимиты потребления, договора на поставку ТЭР и т.д.);
- статистическую отчетность организации об использовании ТЭР в натуральном и стоимостном выражении;
- сведения об энергопотреблении арендаторов;
- при повторном и внеочередном обследованиях - энергетический паспорт, программу (рекомендации) по внедрению энергосберегающих мероприятий и отчеты о выполнении этой программы (рекомендаций).
8. Оформление результатов энергетических обследований
8.1. По результатам энергетических обследований (энергоаудита) энергоаудитор оформляет в трех экземплярах следующую документацию:
- энергетический паспорт потребителя ТЭР установленной формы;
- отчет (расчетно-пояснительную записку) о проведенном энергетическом обследовании с результатами инструментального обследования;
- рекомендации (по согласованию с руководством обследуемого потребителя ТЭР-программу) по повышению эффективности использования ТЭР, снижению затрат на энергообеспечение и внедрению энергосберегающих мероприятий.
8.2. По результатам энергетического обследования тепловым методом неразрушающего контроля зданий и сооружений оформляется и представляется следующая документация:
- отчет о проделанной работе с результатами инструментального обследования, расчетными материалами и выводами по результатам обследования;
- вкладыш к энергетическому паспорту здания с результатами обследования.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8.9. Отчеты о проведенных энергетических обследованиях подписываются руководителями организации, проводившей энергетическое обследование, потребителя ТЭР и соответствующего подразделения Департамента (окружного управления) Комплекса социальной сферы, ответственного за энергообеспечение.
Участники обследования, а также представители обследуемой организации и представители профильного Департамента (окружного управления), несогласные с указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение, которое прилагается к отчету.
8.10. В пятидневный срок после подписания отчетных документов энергоаудитор передает их в КП "МЭД" для анализа, согласования и дальнейшего утверждения.
8.11. Энергоаудитор передает утвержденный энергетический паспорт и полный отчет о проведенном энергетическом обследовании потребителю ТЭР. Один экземпляр энергетического паспорта и отчета остается в утверждающей организации.
8.12. При проведении энергетических обследований тепловым методом неразрушающего контроля энергоаудитор передает полный отчет о проведенном обследовании и вкладыш к энергетическому паспорту на согласование головной организации КП "МЭД". Согласованный материал передается заказчику работ. Один экземпляр отчета с вкладышем к энергетическому паспорту остается в утверждающей организации.
8.13. КП "МЭД" обобщает результаты проведенных энергетических обследований, формирует и ведет информационную базу, содержащую сведения об установленных в результате энергетических обследований показателях энергоэффективности и потенциала энергосбережения и направляет обобщенные материалы (вместе с предложениями по внедрению энергосберегающих мероприятий) в Департамент топливно-энергетического хозяйства и профильные Департаменты (окружные управления), Комплекса социальной сферы города.
9. Выбор энергоаудиторских организаций для проведения энергетических обследований
При финансировании энергетических обследований из средств бюджета города Москвы отбор энергоаудиторских организаций проводится на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Москвы от 13.12.2005 года N 1030-ПП "О совершенствовании порядка размещения государственного заказа".
10. Права и ответственность
10.1. Потребители ТЭР Комплекса социальной сферы города, в зависимости от сроков оказания обязательных услуг населению имеют право в пределах срока, установленного планом, выходить с предложением в КП "МЭД" об изменении сроков начала проведения энергетических обследований.
10.2. Потребители ТЭР имеют право получить от энергоаудитора определенные промежуточные результаты (по отдельной системе, отдельному теплоносителю и т.п.) энергетических обследований.
10.3. Потребители ТЭР имеют право при наличии претензий к организации-энергоаудитору в процессе проведения энергетического обследования обращаться в КП "МЭД" с предложениями улучшения работы энергоаудитора.
10.4. Потребители ТЭР несут ответственность за непроизводительное расходование ТЭР в порядке, установленным Кодексом Российской Федерации "Об административных правонарушениях".
10.5. Руководство потребителей ТЭР объектов несет ответственность за предоставление недостоверной или неполной информации по обследуемому объекту согласно заключенному договору.
10.6. Энергоаудиторы несут ответственность за качество проведенных ими энергетических обследований (энергоаудита).
10.7. Порядок обеспечения условий конфиденциальности в отношении потребителей ТЭР и энергоаудиторов при проведении энергетических обследований устанавливается отдельным протоколом (соглашением).
Приложение А
Образец
"УТВЕРЖДАЮ" "СОГЛАСОВАНО" "СОГЛАСОВАНО"
Зам. руководителя Зам. Руководителя Директор
КП "МЭД" ВОУО ДО г. Москвы школы N ____
------------------- ----------------- ---------------
"___" _________ 20__г. "___" ________ 20__ г. "___" ________ 20__ г.
Техническое задание
на проведение энергетического обследования школы N _____ ВОУО ДО г. Москвы с разработкой энергетического паспорта, рекомендаций и технических решений по рациональному использованию энергии
1. Основание для работы
Договор на проведение работы, Закон г. Москвы от 05.07.2006 г. N 35 "Об энергосбережении в городе Москве", Программа проведения энергетических обследований организаций Комплекса социальной сферы г. Москвы на 2007 год (поз. N ____), утвержденная Постановлением Правительства Москвы.
2. Цель работы
Оценка эффективности функционирования систем энергоснабжения школы N ____ ВОУО ДО г. Москвы.
Разработка энергетического паспорта на основе энергетического обследования энергохозяйства. Разработка рекомендаций и технических решений по рациональному использованию энергии с оценкой затрат, необходимых для реализации намечаемых мероприятий, и возможных сроков окупаемости.
3. Область применения
Результаты работы должны быть использованы при внедрении энергосберегающих мероприятий, которые позволят повысить эффективность использования энергетических ресурсов, а также установить экономически обоснованные лимиты потребления.
4. Содержание и порядок выполнения работ
Содержание и сроки выполнения работ определяются календарным планом. Изменения и дополнения к календарному плану оформляются дополнительным соглашением.
5. Технические требования
Для разработки основных направлений рационального использования энергетических ресурсов должно быть проведено энергетическое обследование систем энергоснабжения школы в соответствии с требованиями и правилами проведения энергетических обследований.
Энергетическое обследование включает в себя выполнение следующих видов работ:
Система электроснабжения.
- Анализ договорных условий на энергоснабжение.
- Анализ лимитов потребления электроэнергии за последние 3 года, и динамики их изменения.
- Анализ схемы электроснабжения организации, технического состояния электрооборудования и внутренних электрических сетей, освещения.
- Перечень и характеристика электроснабжающего оборудования.
- Анализ загрузки и режима работы оборудования электроснабжения.
- Расчет потерь электроэнергии в системе электроснабжения.
- Анализ суточных и месячных графиков нагрузки и потребления электроэнергии.
- Анализ состояния коммерческого и технического учета.
- Выборочные контрольные измерения, при необходимости - длительная регистрация параметров электрических сетей.
- Анализ фактических и нормативных удельных расходов электроэнергии (на 1 площади, объема).
- Расчетно-нормативный баланс электроэнергии.
- Разработка мероприятий по рациональному использованию электрической энергии, с оценкой их эффективности и объема затрат на их внедрение
Система теплоснабжения.
- Анализ договорных условий на теплоснабжение, тарифы, лимиты.
- Оценка состояния коммерческого учета и отчетности.
- Перечень и характеристика оборудования теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение, вентиляция).
- Оценка состояния теплопотребляющего оборудования, эффективности работы элементов системы теплоснабжения.
- Анализ распределения тепловых нагрузок в системах отопления, вентиляции и ГВС.
- Анализ режима работы системы теплоснабжения.
- Оценка фактических и нормируемых показателей, сравнительный анализ фактических режимов работы оборудования и нормативных показателей.
- Расчетно-нормативный баланс тепловой энергии.
- Проведение необходимых замеров для определения текущих фактических показателей теплопотребления.
- Анализ работы системы вентиляции.
- Выводы и рекомендации по рациональному использованию тепловой энергии и снижение затрат на ее использование.
Система водоснабжения и водоотведения.
- Анализ договорных условий на водоснабжение и водоотведение. Тарифы, лимиты, цены.
- Перечень и характеристика оборудования водоснабжения и водоотведения.
- Анализ системы учета и контроля водоснабжения и водоотведения.
- Анализ загрузки и режимы работы систем. Суточные и месячные графики нагрузки водоснабжения и водоотведения.
- Проведение необходимых замеров для определения текущих фактических показателей водоснабжения.
- Анализ фактических и нормативных удельных расходов воды (на площади, на объема зданий).
- Выводы и рекомендации по рациональному использованию водоснабжения и водоотведения.
Ограждающие конструкции.
- Фактическое состояние зданий и сооружений и соответствие их проекту.
- Тепловизионная съемка ограждающих конструкций.
- Выводы и рекомендации.
Составление энергетического паспорта.
Энергетический паспорт объекта является итоговым документом обследования. В энергетическом паспорте должны получить отражение:
- Общие сведения об организации.
- Сведения об общем потреблении энергоресурсов, о структуре потребления.
- Сведения о составе оборудования и технические данные потребителей энергоресурсов.
- Общее потребление энергоносителей по каждому виду.
- Расчетно-нормативное потребление энергоносителей.
- Технические данные применяемых приборов учета, сроки их поверки.
- Удельные расходы энергоресурсов.
- Балансы потребления энергоресурсов.
- Перечень энергосберегающих мероприятий. Составление вкладыша к энергетическому паспорту. По результатам проведения обследований должен быть
составлен вкладыш к энергетическому паспорту и отчет, содержащий:
- описание объекта, цель и условия проведения обследования;
- порядок выполнения измерений и результаты их обработки;
- погрешность результатов измерений;
- выводы и предложения.
Составление отчета и требования к его содержанию.
По результатам проведения энергетического обследования составляется отчет к энергетическому паспорту, где указываются: общие сведения об организации, разделы по направлениям обследования, результаты обследования, технико-экономическое обоснование рекомендаций по повышению эффективности использования ТЭР и воды.
Согласование и утверждение материалов.
Энергетический паспорт согласовывается с руководством организации, профильным Департаментом или Комитетом социальной сферы и передается на согласование и утверждение в КП "МЭД".
6. Дополнительные условия
Оценка эффективности энергосберегающих мероприятий производится с привлечением сотрудников КП "МЭД" и представителями ВОУО ДО г. Москвы.
7. Порядок проведения приемки работ
Приемка работ производится Заказчиком по окончании выполнения работ и оформляется актами, подписанными всеми сторонами.
8. Перечень и комплектность документации
После завершения работы Заказчику передается Энергетический паспорт потребителя энергоресурсов и отчет, содержащий перечень энергосберегающих мероприятий и технических решений по рациональному использованию энергии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.