Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 24 июня 2008 г. N 530-ПП
Схема
размещения объектов технического сервиса автомототранспортных средств в городе Москве
Введение
"Схема размещения объектов технического сервиса автомототранспортных средств в Москве" выполняется в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17.08.2004 г. N 572-ПП "О дальнейшем развитии и повышении качества технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве".
Основной целью разработки схемы является дальнейшее совершенствование рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспорта с применением современных средств технического диагностирования. Не менее важно решение проблемы защиты прав потребителей, соблюдения экологических, санитарных и технических норм, действующих в настоящее время.
Схема выполняется с целью разработки предложений по созданию в Москве сети предприятий, развитой в соответствии с нормативной потребностью в объектах технического автосервиса: центров техобслуживания и ремонта самоходной техники, предприятий автосервиса легкового, грузового, пассажирского и специализированного автотранспорта, автомоек, пунктов сбора и замены отработанных автомобильных масел; технического обслуживания транспортных средств, используемых инвалидами.
Современная система технического обслуживания и ремонта автомобилей в Москве при относительной насыщенности рынка услуг автосервиса несовершенна, ей присущи некоторые недостатки:
- некачественное выполнение работ приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий, вызванных неисправностью автомобилей, ухудшению экологической обстановки в городе и т.д.;
- размещение объектов технического обслуживания и ремонта автомобилей близко к жилым домам ухудшает условия проживания населения;
- отсутствие в должной степени очистных и противопожарных систем ухудшает экологическое состояние города;
- отсутствие квалифицированного персонала, методических и нормативных материалов по оказываемым услугам, диагностического оборудования и входного качества поставляемых запчастей - основные причины низкого уровня технического обслуживания автомобилей;
- оформление и внешний вид некоторых объектов автосервиса (чаще всего малых предприятий) не соответствует облику столицы, и другие недостатки.
Настоящая работа выполнена в соответствии с письмом с ООО "ИНТЭК ГРУПП" по договору N 5-05/856 в объеме, предусмотренном техническим заданием на разработку Схемы.
1. Обработка и анализ исходных данных по современному состоянию центров технического обслуживания легковых, грузовых, специальных автомобилей, пассажирского транспорта, самоходных машин и транспортных средств, используемых инвалидами
1.1. Анализ структуры парка автомобилей
За последние пять лет парк автомобилей и мототранспорта в городе возрос почти в 1,2 раза, в основном за счет легковых машин; численность грузовых, специальных автомобилей, автобусов - в 1,02 раза. Общая численность автомототранспортных средств в Москве в настоящее время превысила уровень 3 млн. единиц.
Произошло изменение структуры парка по принадлежности: возросло количество автомобилей в личной и частной собственности, предприятий малого бизнеса; сократилась численность автомобилей муниципальной и федеральной собственности. Кроме этого, возросла численность автомобилей иностранного производства. Это привело к потребности в совершенствовании системы технического обслуживания автомобилей.
По данным УГИБДД ГУВД по г. Москве по состоянию на 1 января 2007 года количество зарегистрированных автомототранспортных средств в Москве составило 3149,79 тыс. единиц, в том числе автомобильный парк насчитывал 3096,1 тыс. единиц.
Парк легковых автомобилей насчитывал на начало 2007 года 2792,45 тыс. единиц, что на 280,41 тысяч автомобилей или на 11% больше, чем в аналогичный период 2005 года.
Темпы роста численности автомобильного парка легковых автомобилей в городе имеют тенденцию к стабилизации, но еще достаточно высоки (в среднем 5-6% в год). Так, за период с начала 2000 года до начала 2001 г. парк легковых автомобилей вырос на 101,2 тыс. единиц, к началу 2002 года - на 105,5 тыс. единиц, к началу 2003 года - на 173 тысячи, к началу 2004 года - на 100 тысяч, к началу 2005 года - увеличение составило 74 тысячи легковых автомобилей, к 2006 году - 120,26 тысяч, к 2007 году - 184,7 тысяч автомобилей.
Динамика численности парка легковых, грузовых автомобилей, автобусов и мототранспорта представлена в таблице 1.
Численность парка грузовых автомобилей составила в 2007 году 264,2 тысяч единиц, что по сравнению с прошлогодним значением больше на 18,5 тыс. единиц (на 7,5%).
Рост парка грузовых автомобилей по годам последней семилетки представлен следующими цифрами: с 2000 по 2001 год - на 3,3 тысячи, с 2001 по 2002 год - на 4,9 тысячи, с 2002 по 2003 год - уменьшение численности на 800 единиц, с 2003 по 2004 год - увеличение на 5,9 тысяч, с 2004 по 2005 год - увеличение на 11,1 тысяч автомобилей, с 2005 по 2006 гг. - на 4,93 тысячи, с 2006 по 2007 гг. - на 18,5 тысяч единиц.
Количество автобусов в Москве изменяется неравномерно: к 2003 году произошло падение численности на 5 тысяч автобусов, а к 2005 году она выросла на 3 тысячи единиц по сравнению с 2004 годом. За 2006 год численность автобусов выросла на 2,1 тысячу единиц и составила почти 40 тысяч.
Показатель количества единиц мототранспорта (мотоциклов, мотороллеров и др.) в городе имеет наметившуюся тенденцию роста за последние 3 года (таблица 1). За период с 2003 года численность мототранспортных средств в Москве выросла на 8 тысяч единиц и составляет 53,3 тысячи, но уровня начала 2000 года не достигла.
Таблица 1
Динамика численности парка автомобилей и мототранспорта в Москве
Количество автомобилей, тысяч единиц |
По состоянию на 01.01.2000 г. |
По состоянию на 01.01.2001 г. |
По состоянию на 01.01.2002 г. |
По состоянию на 01.01.2003 г. |
По состоянию на 01.01.2004 г. |
По состоянию на 01.01.2005 г. |
По состоянию на 01.01.2006 г. |
По состоянию на 01.01.2007 г. |
Легковые |
1957,66 |
2058,89 |
2164,4 |
2337,03 |
2438,02 |
2512,04 |
2632,3 |
2792,5 |
Грузовые |
216,34 |
219,57 |
224,6 |
223,75 |
229,66 |
240,77 |
245,7 |
264,2 |
Автобусы |
39,67 |
39,68 |
39,96 |
34,78 |
34,29 |
37,21 |
37,8 |
39,9 |
Мотоциклы и мотороллеры |
62,57 |
54,13 |
51,11 |
45,33 |
46,05 |
48,28 |
48,9 |
53,3 |
Итого |
2276,24 |
2373,27 |
2480,07 |
2640,89 |
2748,02 |
2838,3 |
2964,7 |
3149,4 |
По данным УГИБДЦ ГУВД по г. Москве по форме собственности в настоящее время легковой автомобильный парк имеет следующую структуру: в собственности физических лиц - 92,1%; юридических лиц в государственной и муниципальной собственности - 1,8%, частных -2,3%, иностранных - 2,0%, прочие - 1,8%.
Структура грузового парка по форме собственности в настоящее время такова: автомобили, находящиеся в собственности физических лиц - 48,5%; юридических лиц в государственной и муниципальной собственности - 12,7%, частной - 22,6%, иностранной - 2,0%, прочие -14,2%.
32,2% автобусов Москвы находятся в собственности физических лиц, 28,2% - у юридических лиц государственной и муниципальной форм собственности, 21,8% - у юридических лиц частной формы собственности, 2,2% - иностранной формы собственности и 15,6%-прочие.
Практически весь мототранспорт (98,8% общей численности) Москвы сосредоточен в собственности физических лиц, около 1% - у государственных и муниципальных юридических лиц.
В структуре парка автомобилей по маркам за последние годы отмечается увеличение доли иномарок: в настоящее время доля легковых автомобилей иностранных марок составляет 45,6% (против 27% в 2000 году), доля грузовых иномарок - 23,9% (против 16% в 2000 году). Среди автобусов доля иномарок составляет около 41% общей численности.
В настоящее время по территории города парк автомобилей размещается достаточно равномерно. В таблице 2 представлено распределение общей численности автомобилей по административным округам (по данным УГИБДД ГУВД по г. Москве).
Таблица 2
Распределение автомобильного парка и мототранспорта Москвы по административным округам
по состоянию на 01.01.2007 г.
Наименование административного округа, организаций |
Численность автомобилей, тыс. ед. |
||||
Легковые |
Грузовые |
Автобусы |
Мототранспорт |
Всего |
|
Центральный |
248,43 |
46,33 |
6,07 |
7,65 |
308,48 |
Северо-Восточный |
333,79 |
35,14 |
3,36 |
3,12 |
375,41 |
Восточный |
335,78 |
32,92 |
6,82 |
8,09 |
383,61 |
Юго-Восточный |
281,41 |
20,94 |
2,44 |
5,15 |
309,94 |
Южный |
403,4 |
30,8 |
4,35 |
8,91 |
447,46 |
Юго-Западный |
330,49 |
22,85 |
2,58 |
8,05 |
363,97 |
Западный |
332,25 |
25,17 |
4,71 |
5,43 |
367,56 |
Северо-Западный |
163,02 |
14,85 |
3,4 |
1,29 |
182,56 |
Северный |
219,11 |
22,94 |
3,05 |
3,9 |
249,0 |
Зеленоградский |
60,35 |
4,69 |
1,02 |
1,37 |
67,43 |
Могтор* |
16,02 |
1,88 |
1,05 |
0,22 |
19,17 |
ООИГ** |
68,4 |
5,7 |
1,0 |
0,1 |
75,2 |
Итого |
2792,45 |
264,21 |
39,85 |
53,28 |
3149,79 |
* Межрайонный отдел гостехосмотра и регистрации
** Отдел обслуживания иностранных граждан
Общий рост количества автомототранспортных средств в Москве и изменение структуры парка подвижного состава по маркам требуют соответствующего развития сети объектов технического обслуживания с учетом особенности территориального размещения автотранспорта.
1.2. Анализ размещения существующих объектов технического сервиса автомототранспортных средств на территории Москвы
Действующие в Москве станции технического обслуживания автомобилей являются акционерными предприятиями, обществами с ограниченной ответственностью (ООО) или предприятиями без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В настоящее время имеются несколько предприятий автосервиса, организованных совместно с зарубежными автомобильными фирмами. Действующие в городе нормы позволяют физическим лицам приобретать лицензии на право заниматься техническим обслуживанием автомобильной и мототехники в городе.
В связи с этим в Москве в 2006 году было зарегистрировано более 2400 объектов, занимающихся автосервисом.
Сфера деятельности этих предприятий разнообразна: диагностика, регулировочные работы, замена агрегатов, ремонт электрооборудования, жестяницкие, сварочные и другие операции, мойка, шиномонтаж, установка сигнализации и радиоаппаратуры, "тюнинг" и др. В зависимости от объема предоставляемых услуг и количества рабочих постов определяется мощность предприятия.
Общая мощность всех объектов технического автосервиса в Москве составляет на рассматриваемый период около 11,6 тысяч рабочих постов. Численность работающих на этих предприятиях насчитывает более 30 тысяч человек.
В процессе разработки Схемы получены данные по 2318 объектам технического обслуживания автомототранспортных средств. Перечень этих объектов с указанием адресов и мощности приведен в приложении 1 по состоянию на 01.01.2006 г.
Наибольшее количество организаций, оказывающих услуги автосервиса в Москве, размещается в Северо - Восточном административном округе (343 объекта) и в Северном административном округе (350 объектов), наименьшее - в Северо-Западном административном округе (209 объектов) и в Зеленоградском административном округе (58 объектов).
Распределение общего количества предприятий автосервиса по административным округам города и их суммарная мощность представлено в таблице 3 и на диаграмме 1.
Таблица 3
Распределение количества объектов техобслуживания автотранспортных средств по административным округам
NN п/п |
Наименование административного округа |
Количество объектов |
Количество рабочих постов |
Средняя мощность объекта |
1. |
Центральный |
210 |
1223 |
5,8 |
2. |
Северный |
350 |
1284 |
3,7 |
3. |
Северо-Восточный |
343 |
1546 |
4,5 |
4. |
Восточный |
268 |
1500 |
5,6 |
5. |
Юго-Восточный |
184 |
1000 |
5,4 |
6. |
Южный |
399 |
1903 |
5,4 |
7. |
Юго-Западный |
206 |
973 |
4,7 |
8. |
Западный |
216 |
752 |
3,5 |
9. |
Северо-Западный |
209 |
1150 |
5,5 |
10. |
Зеленоградский |
58 |
280 |
4,8 |
|
Итого |
2443 |
11611 |
4,8 |
Диаграмма N 1.2.2. Существующее распределение СТОА по административным округам Москвы, ед. Всего 2443 СТОА в границах Москвы
Средняя мощность проанализированных предприятий технического автосервиса составляет 4,8 рабочих постов.
Значительная часть предприятий автосервиса (около 300 объектов) имеют собственную территорию на правах долгосрочной или краткосрочной аренды, часть объектов - арендуют производственные площади у автохозяйств, промышленных предприятий и других организаций.
Общая территория, занимаемая объектами технического обслуживания и ремонта автомобилей, составляет порядка 200 га.
Эти территории заняты непосредственно станциями техобслуживания, моечными комплексами и другими объектами автосервиса на правах долгосрочной или краткосрочной аренды.
Остальные объекты автотехобслуживания арендуют производственные площади у городских предприятий:
- на территории транспортных объектов (автохозяйств, таксопарков, СТОА, и т.п.) функционирует около 24% предприятий автосервиса;
- промьппленных# предприятий (заводов, фабрик, опытных производств) - около 11% предприятий;
- при гаражно - строительных кооперативах и АЗС - около 7% от общего количества объектов;
- на территории прочих организаций (НИИ, торговые комплексы и др.) - около 48%.
По типам обслуживаемых автомобилей современные объекты автосервиса подразделяются на смешанные (универсальные) и специализированные, обслуживающие автомобилей определенных марок.
Специализация станций может быть различной:
- предприятия, осуществляющие техобслуживание и ремонт отечественных автомобилей;
- предприятия, осуществляющие техобслуживание и ремонт автомобилей американских производителей;
- предприятия, осуществляющие обслуживание европейских автомобильных фирм;
- предприятия, обслуживающие автомобили японских и корейских производителей автомобильной техники.
Это позволяет достигнуть достаточно высокого уровня качества и оперативности в выполнении ремонтных операций.
Некоторые предприятия автосервиса являются официальными дилерами фирм-производителей: отечественных - ГАЗ, ВАЗ; иностранных - FORD, VW, AUDI, BMV, VOLVO, TOYOTA, HYUNDAI, MITSUBISHI, NISSAN, PEUGET, CITROEN, FIAT, DAEWOO, SCODA и других.
Около 20% всех мощностей автосервисных предприятий Москвы осуществляют техобслуживание и ремонт иномарок, 20% - автомобилей отечественного производства, 60% являются универсальными предприятиями.
При современной доли иностранных автомобилей в общем легковом автопарке Москвы на уровне 45,6% (у грузовых - 23,9%) просматривается недостаточная обеспеченность специализированными постами для иномарок, которая покрывается техническими мощностями "универсальных" станций, что сказывается на уровне качества предоставляемых услуг.
В Москве в настоящее время около 30 предприятий технического обслуживания осуществляют ремонт грузовых автомобилей и специальных на базе грузовых автомобилей. Мощность этих предприятий по предоставленным данным составляет порядка 230 рабочих постов. Перечень предприятий, осуществляющих обслуживание грузовых автомобилей, приводится в приложении 2.
Техническое обслуживание, коммерческое хранение и ремонт грузового парка физических и юридических собственников выполняют также грузовые автотранспортные предприятия города.
Специальные автомобили принадлежат, как правило, организациям и проходят техобслуживание и ремонт в собственных автопредприятиях: управлениях механизации, строительных управлениях, строительно-монтажных управлениях, спецавтохозяйствах и т.д.
Основная часть автобусного парка столицы числится на балансе в автобусных парках и смешанных автохозяйствах, где проходит техническое обслуживание и ремонт.
Самоходная техника имеется, как правило, в арсенале строительных управлений, осуществляющих инженерную подготовку территорий, прокладку коммуникаций и другие подобные работы. Ремонт такой техники осуществляется силами специалистов управлений механизации и других специальных автотранспортных предприятий.
В Москве сервисные инфраструктуры для обслуживания строительно-дорожных, коммунальных, подъемно-транспортных и других самоходных машин развиты крайне слабо: в советские времена они практически не создавались в связи с тем, что обязанность по поддержанию машин в технически исправном состоянии и грамотной эксплуатации возлагалась на потребителей, а в настоящее время на создание таких сервисных центров не находятся инвестиции.
Предприятия, эксплуатирующие самоходную технику, распределены по территории города неравномерно. Наибольшее количество таких предприятий расположено в Западном, Северном, Юго-Восточном и Южном административных округах. Наименьшее их количество - на территории Центрального округа.
Кроме территориальной неравномерности, уровень развития ремонтно-обслуживающей базы предприятий-владельцев самоходной техники существенно различается в зависимости от отраслей городского хозяйства.
Структура московского парка самоходной техники (по данным государственной инспекции города Москвы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники - Мосгостехнадзора) представлена в таблице 4.
Таблица 4
Номенклатура и количество самоходной техники, зарегистрированной в Мосгостехнадзоре, по состоянию на 01.02.2006 г.
NN п.п. |
Наименование (вид) машины |
Количество, единиц |
1. |
Автобетоносмеситель |
3 |
2. |
Автобус перронный |
7 |
3. |
Автогрейдер |
619 |
4. |
Автолифт |
12 |
5. |
Автомобиль внедорожный |
1 |
6. |
Автомобиль-самосвал |
266 |
7. |
Автопогрузчик |
3194 |
8. |
Автотрап |
6 |
9. |
Агрегат дорожной очистки |
2 |
10. |
Асфальтобетонная мобильная установка |
14 |
11. |
Асфальтоукладчик |
350 |
12. |
Бетонолом |
4 |
13. |
Бетононасос |
6 |
14. |
Бетоноукладчик |
17 |
15. |
Бульдозер |
2033 |
16. |
Бульдозер с рыхлителем |
52 |
17. |
Бульдозер - погрузчик |
114 |
18. |
Бурильная установка |
157 |
19. |
Бурильно-крановая установка |
28 |
20. |
Буровая установка |
101 |
21. |
Вездеход |
165 |
22. |
Вибратор самоходный |
5 |
23. |
Водоотливная установка |
19 |
24. |
Газонокосилка |
1 |
25. |
Грохот мобильный |
7 |
26. |
Гудранатор |
3 |
27. |
Дробильная установка |
18 |
28. |
Дробильно-сортировочная установка |
7 |
29. |
Заливщик швов и трещин |
3 |
30. |
Кабелеукладчик |
3 |
31. |
Каток |
3098 |
32. |
Контейнеропогрузчик |
10 |
33. |
Копер |
55 |
34. |
Кран гусеничный |
423 |
35. |
Кран пневмоколесный |
407 |
36. |
Маслозаправщик |
2 |
37. |
Машина ассенизационная |
9 |
38. |
Машина аэродромная |
4 |
39. |
Машина аэродромная уборочная |
8 |
40. |
Машина баровая |
37 |
41. |
Машина бурильная и проходческая |
27 |
42. |
Машина вакуумно-уборочная |
49 |
43. |
Машино валочно-пакетирующая |
12 |
44. |
Машина ветровая |
1 |
45. |
Машина для нанесения клея |
1 |
46. |
Машина дорожная |
10 |
47. |
Машина ком.-строит. многоцелевая |
585 |
48. |
Машина коммунальная |
787 |
49. |
Машина разметочная |
137 |
50. |
Машина с подъемным кузовом |
3 |
51. |
Машина специальная |
14 |
52. |
Машина сучкорезная |
5 |
53. |
Машина тоннельная |
1 |
54. |
Машина трелевочная |
39 |
55. |
Машина тротуароуборочная |
330 |
56. |
Машина уборочно-погрузочная |
348 |
57. |
Машина укладочная |
2 |
58. |
Минипогрузчик |
1136 |
59. |
Минитрактор |
284 |
60. |
Миниэкскаватор |
102 |
61. |
Мотовездеход |
1629 |
62. |
Нарезчик швов |
1 |
63. |
Перегружатель асфальтовой смеси |
9 |
64. |
Перегружатель контейнерный |
2 |
65. |
Погрузчик |
3149 |
66. |
Погрузчик телескопический |
190 |
67. |
Подъемник |
4 |
68. |
Полуприцеп |
506 |
69. |
Прицеп |
10682 |
70. |
Профилировщик оснований |
2 |
71. |
Путепрокладчик |
1 |
72. |
Рециклер |
8 |
73. |
Самоходная установка |
2 |
74. |
Самоходное шасси |
250 |
75. |
Самоходный ленточный конвейер |
7 |
76. |
Скрепер |
7 |
77. |
Снегоболотоход |
30 |
78. |
Снегоочиститель |
93 |
79. |
Снегопогрузчик |
695 |
80. |
Снегоуборочная машина |
21 |
81. |
Снегоуплотняющая машина |
7 |
82. |
Снегоход |
4452 |
83. |
Топливозаправщик |
23 |
84. |
Трактор гусенечный |
1098 |
85. |
Трактор колесный |
2947 |
86. |
Транспортер |
54 |
87. |
Транспортер ленточный |
2 |
88. |
Транспортная установка |
2 |
89. |
Траншеекопатель |
32 |
90. |
Трубоукладчик |
412 |
91. |
Тягач гусенечный |
64 |
92. |
Тягач колесный |
141 |
93. |
Универсальная грузовая машина |
4 |
94. |
Универсальная Транспортная Плавающая машина |
8 |
95. |
Универсально-уборочная машина |
1487 |
96. |
Фреза |
215 |
97. |
Экскаватор |
5925 |
98. |
Экскаватор-Погрузчик |
2515 |
99. |
Энергетическое средство универсальное |
7 |
|
Итого |
51826 |
В "доперестроечные" времена большая часть самоходной техники Москвы размещалась в специализированных автопредприятиях, имеющих в своем составе 100 и более машин различного типа и обеспеченных эксплуатационной и ремонтной базой согласно типовым проектам.
В настоящее время большинство предприятий, эксплуатирующих самоходную технику, имеют на балансе не более 10 самоходных машин, что негативно сказывается на качестве ее технического обслуживания и ремонта. Отсутствие квалифицированных специалистов, оборудованных помещений для ремонта, диагностического оборудования и нормативно-технической документации значительно повышает трудоемкость ремонта при невысоком уровне его качества на современных мелких предприятиях.
Для современного состояния характерен также процесс увеличения сроков службы техники, что приводит к предельному износу машин и механизмов.
Мелкие владельцы самоходной техники, в основном, из числа недавно созданных организаций жилищно-коммунального хозяйства Москвы, не имеют производственно-технической базы и располагают только местами хранения машин.
Техническое обслуживание мелкие собственники техники проводят, как правило, самостоятельно, но по проблемам, требующим специализированного оборудования, вынуждены обращаться на крупные предприятия, располагающие собственными ремонтно-обслуживающими базами, оборудованием для ТО, диагностики и ремонта.
Таким образом, в настоящее время в Москве образованы некие неформальные объединения по техническому обслуживанию самоходной техники - достаточно крупные строительные или коммунальные организации, традиционно эксплуатирующие эту технику и присоединившиеся к ним мелкие предприятия или индивидуальные владельцы.
По состоянию на начало 2006 года по данным Общероссийской общественной благотворительной организации инвалидов "ИНАВТО" в Москве 980 тысяч человек инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата имеют автомобили, которые служат им средством передвижения. Кроме этого, 420 тысяч людей с различными заболеваниями используют инвалидные коляски.
В настоящее время в городе отсутствуют специализированные центры технического обслуживания и ремонта инвалидных автомобилей и ремонта колясочной техники. Ремонт инвалидных автомобилей осуществляется на городских станциях техобслуживания на общих основаниях, инвалидные коляски ремонтируются силами "народных умельцев".
Станции технического обслуживания автомобилей и другие объекты технического автосервиса имеют санитарно-защитную зону отчуждения от 25 до 100 метров в зависимости от мощности объекта и функциональной характеристики прилегающей территории. Поэтому эти объекты размещаются, в основном, в промышленных и коммунальных зонах города, вдоль автомагистралей, в районах дислокации автопаркингов и гаражных комплексов.
2. Разработка и согласование с заказчиком технологического задания на подбор территорий под размещение объектов автосервиса технического автосервиса; градостроительные условия и требования
2.1. Разработка технологического задания на подбор территорий под размещение объектов технического автосервиса
В современных условиях дефицита свободных городских территорий и новых земельно-правовых отношений, а также высокой стоимости арендной платы за землю возникает потребность экономии земли и сокращения расчетных площадей проектируемых объектов технического сервиса автомототранспортных средств.
Кроме этого, определение потребности в постах техобслуживания и разработка современного обоснованного технологического задания на проектирование объектов автосервиса необходимы для решения задачи формирования нормативной развитой сети этих объектов в городе. Без решения этой проблемы невозможно обеспечение безопасной эксплуатации большого автомобильного парка Москвы.
В соответствии Нормами и правилами проектирования планировки и застройки г. Москвы (МГСН 1.01-99) при проектировании станций технического обслуживания автомобилей территорию земельного участка нужно определять в соответствии с показателями таблицы 5.
Таблица 5
Количество постов |
10 |
15 |
25 |
40 |
Размеры земельных участков для СТО, га |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
3,5 |
В среднем по данным таблицы 5 на 1 рабочий пост СТОА по нормам проектирования приходится 0,09 - 0,1 га общей территории объекта.
В практике проектирования объектов технического сервиса в Москве, как отечественной, так и зарубежной, имеются многочисленные проекты, характеризующиеся более экономичными показателями использования территории в расчете на единицу мощности. Помимо прямой экономии занимаемой территории рациональное планировочное решение СТОА на 15 - 20% сокращает производственные потери времени.
В настоящей работе представлены некоторые наиболее удачные проектные предложения по объектам технического автосервиса за последние годы.
Предпроектными предложениями по строительству комплекса технического автосервиса, размещаемого по адресу: ул. Верхние Поля (около МНПЗ), на участке площадью чуть более 0,2 га предусматривается трехуровневое здание автосервиса, включающее в себя 11 рабочих постов автотехобслуживания, 4 поста ручной мойки, подземную стоянку на 31 машино-место. Согласно показателям данного проектного решения удельное значение площади участка, приходящейся на 1 рабочий пост, составляет в среднем 0,013 - 0,015 га. Фрагменты из буклета данных предпроектных предложений приведены в приложении 3.
Пример проекта размещения пятипостовой СТОА с автомойкой на земельном участке площадью 0,15 га по адресу: Ферганская ул., вл. 4-6 приводится в приложении 4.
Анализ некоторых имеющихся в настоящее время проектов станций технического обслуживания, моечных пунктов и других предприятий автосервиса позволяет сделать вывод, что при формировании технологического задания на производство работ по подбору территории для размещения новых объектов технического автосервиса в Москве удельный показатель может быть сокращен до 0,015 - 0,025 га на 1 рабочий пост (с учетом применения двухэтажных проектных решений и использования подземного пространства). Подобные проектные решения потребуют дополнительных капитальных затрат, однако в некоторых случаях в условиях ограниченности свободных площадок для размещения автосервисных объектов это является единственно возможным вариантом.
Станции технического обслуживания легковых автомобилей преимущественно должны быть специализированы по маркам автомобилей, что позволит использовать высокопроизводительный инструмент и специальную оснастку, обеспечить комплектацию необходимыми специалистами и запасными частями.
Таким образом, площадь земельного участка для строительства СТОА может определяться, исходя из расчета среднего значения 0,02 га на 1 рабочий пост плюс территории для организации приобъектных автостоянок и инфраструктуры других видов деятельности (автосалон, магазин запчастей, кафе и т.д.). В среднем площадь земельного участка для строительства объектов автосервиса составляет 0,15 - 0,5 га, но в ряде случаев для создания крупных центров ведущих фирм - автопроизводителей необходима площадка до 2 га.
Техническое обслуживание грузового, специального автотранспорта и автобусов требует неукоснительного соблюдения технологических норм и правил проектирования и строительства объектов технического сервиса этих видов транспорта. При проектировании автотранспортных предприятий учитывается не только количество подвижного состава, но и модельный ряд автомобилей, их параметры, интенсивность использования, способ хранения в климатических условиях Москвы и другие факторы.
Техническое обслуживание грузовых автомобилей может быть организовано на универсальных постах или поточным методом. В первом случае все обязательные работы каждого вида технического обслуживания на одном общем посту, за исключением уборочно-моечных работ, которые осуществляются на отдельных постах. Разделение постов при этом методе целесообразно лишь по видам обслуживания. Во втором случае все обязательные работы каждого вида технического обслуживания выполняются на нескольких последовательно расположенных постах. Этот метод применяется при значительном объеме работ, когда пропускная способность одного поста недостаточна. При поточном методе улучшается организация работ, более полно используются производственные площадки и оборудование, повышается производительность и качество труда.
Проектирование технических зон для обслуживания и ремонта грузовых и специальных автомобилей осуществляется, исходя из проектируемых объемов работ в составе проекта автотранспортного предприятия.
В настоящее время в Москве, в связи с уменьшением численности парка грузовых автомобилей общего пользования, для организации технического автосервиса грузовых и специальных автомобилей используется имеющаяся в городе ремонтная база предприятий грузового автотранспорта, поэтому дальнейшее развитие этой сферы услуг должно происходит в направлении освоения имеющихся подобных резервных мощностей.
2.2. Градостроительные условия и требования к размещению объектов технического автосервиса
Станции технического обслуживания легковых автомобилей мощностью до 10 постов, моечные пункты и другие объекты технического автосервиса по санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01, в основном, относятся к предприятиям пятого класса.
Для предприятий пятого класса установлены размеры санитарно-защитной зоны - 50 м.
Предприятия по обслуживанию грузовых автомобилей, станции техобслуживания мощностью более 10 постов отнесены по санитарной классификации СанПиН к предприятиям четвертого класса с санитарно-защитной зоной 100 м.
Следует отметить, что в некоторых случаях санитарно-защитные зоны могут быть уменьшены при надлежащем обосновании и соответствующих согласованиях.
По материалам Норм и правил проектирования планировки и застройки г. Москвы МГСН 1.01-99 норма отступа от размещаемого предприятия автосервиса до ближайшей застройки не превышает 50 м, от моечного пункта - 25 метра.
При развитии сети объектов технического автосервиса должны действовать следующие основные принципы:
- обеспечение максимального удовлетворения потребностей владельцев автомобилей по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
- максимальное приближение сети СТОА к потребителю и обеспечение квалифицированного обслуживания. Наличие предприятий не только разной мощности, но и оказывающих различные виды услуг;
- создание гибких планировочных решений объектов автосервиса, создающих возможность поступательного развития предприятий.
Основными критериями при подборе территорий для размещения новых объектов технического автосервиса следует считать:
- фактическое наличие в районе потребности в объектах технического автосервиса;
- отсутствие или недостаточное количество в районе необходимых мощностей объектов технического автосервиса в сопоставлении с потребностями автомобильного парка в них;
- размещение новых объектов технического автосервиса необходимо предусматривать вблизи автомагистралей в районах концентрации автомобильного транспорта.
Основными градостроительными требованиями при размещении новых объектов технического автосервиса являются соблюдение градостроительных регламентов на подбираемые площадки, наличие возможности соблюдения требуемых санитарно-защитных зон, наличие комфортной транспортной доступности к объекту для автомобилей-клиентов, наличие достаточной потребности в районе размещения объекта.
Предпочтение для размещения объектов технического автосервиса должно отдаваться площадкам на окраинах промышленных зон; зонам транспортных развязок и участкам, примыкающим к улично-дорожной сети; местам дислокации гаражных и стояночных комплексов.
При проектировании новых предприятий технического автосервиса необходимо помимо технологических стоянок для автомобилей в обязательном порядке предусматривать наличие на территории приобъектных стоянок в соответствии с расчетной (СНиП МГСН, таблица 9.3.2) потребностью в машино-местах.
3. Разработка принципиальной "Схемы размещения объектов технического сервиса автотранспортных средств в Москве"
3.1. Определение потребности в постах технического автосервиса
По результатам укрупненных расчетов общая нормативная потребность автотранспорта в постах технического обслуживания (включая моечные) в Москве в настоящее время составляет порядка 13,5 тысячи единиц. Фактическая мощность существующей сети объектов автосервиса (менее 12 тысяч рабочих постов) недостаточно для полного удовлетворения этой потребности города.
Укрупненный расчет потребности в постах технического сервиса легковых автомобилей на разные периоды представлен в таблице 6.
В настоящее время имеется территориальная неравномерность в размещении постов техобслуживания автомобилей по административным округам: около 835 рабочих постов (включая моечные) недостает до нормативного количества в Западном административном округе, около 605 постов - в Юго-Западном административном округе, более 340 постов - в Юго-Восточном. В то же время некоторый "избыток" рабочих постов наблюдается в Северном и Северо-Западном административных округах.
Помимо общей количественной необеспеченности городского легкового автомобильного парка в постах технического обслуживания и ремонта, в целом, система автосервиса города Москвы нуждается также в технической модернизации и дальнейшем развитии.
Основные цели дальнейшего развития сети объектов технического автосервиса в Москве могут быть определены следующим образом:
- повышение уровня безопасности движения, экологической безопасности и экономичности автомототранспортных средств путем улучшения качества их техобслуживания и ремонта;
- создание дополнительных рабочих мест на предприятиях технического сервиса;
- повышение уровня экологической безопасности деятельности предприятий технического автосервиса;
- научное обеспечение и разработка современных технологий технического сервиса;
- создание механизма стимулирования и привлечение внебюджетных средств на развитие системы;
- увеличение денежных потоков в бюджет от развития предприятий технического сервиса;
- обеспечение защиты прав потребителей услуг технического сервиса автомототранспортных средств;
- и другие.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение основных задач:
- развитие инфраструктуры предприятий автосервиса, адекватной потребностям города на основе прогноза динамики численности парка автомобилей, анализа существующих предприятий технического сервиса и зарубежного опыта, определения потребности в предприятиях технического сервиса, их оборудовании и специализации;
- разработка Схемы размещения предприятий автосервиса в городе Москве на основе анализа территориальных возможностей города и с учетом перспективной потребности в услугах автосервиса;
- совершенствование государственного регулирования деятельности предприятий технического сервиса в городе Москве, проведение единой государственной политики по повышению качества услуг в автотранспортном комплексе города Москвы;
- разработка системы законодательного обеспечения и совершенствования нормативно - правовой базы, регламентирующей сертификацию технического автосервиса, отношения с Правительством города Москвы, налоговыми органами, страховыми, кредитными и другими организациями;
- разработка комплекса мероприятий по обеспечению экономической, санитарной и пожарной безопасности предприятий автосервиса;
- модернизация и расширение производственно-технической базы, внедрения новых технологий технического обслуживания, автоматизации диагностирования и контроля;
- развитие механизма ресурсного обеспечения для расширения и совершенствования системы технического автосервиса;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий технического сервиса и обеспечивающей их инфраструктуры;
- и других.
При расчете потребности в постах станций технического обслуживания города Москвы учтены автомобили частной и личной собственности и предприятий малого бизнеса, которые составляют по легковым автомобилям - 98,9% от общего парка легковых автомобилей в городе и 76% от парка грузовых, специальных автомобилей и автобусов.
Расчет потребности автопарка города в постах технического обслуживания проведен в соответствии с Нормами и правилами проектирования планировки и застройки г. Москвы (МГСН 1.01.99 г.) - 1 пост на 250 автомобилей.
По данным о прогнозах численности легкового автомобильного парка в административных округах и нормативам рассчитана нормативная потребность в постах технического обслуживания по каждому округу на 2020 год и на перспективу.
Результаты расчетов потребности в постах технического автосервиса и показатели обеспеченности ими по административным округам города на расчетные периоды приведены в таблице N 6.
В настоящее время ряд объектов нового строительства предприятий технического автосервиса находятся на разных стадиях разработки градостроительной документации. Некоторые объекты автосервиса (особенно предприятия "Народного сервиса") - на стадии первоначального подбора и согласования площадок для их размещения.
В приложении 5 приведен ориентировочный список адресов нового строительства объектов технического автосервиса, намечаемых к разработке, по состоянию на середину 2007 году. В связи с продолжительностью процесса проектирования, многочисленностью обязательных согласований возможно исключение из списков или замена некоторых адресов на последующих этапах.
В таблице 7 представлены данные о количестве адресов проектирования новых объектов автосервиса по административным округам по состоянию на середину 2007 года.
Таблица 6
Укрупненный расчет потребности легкового автомобильного парка Москвы в постах технического автосервиса
Наименование административных округов |
Парк легковых автомобилей, всего тыс. автомобилей |
Потребность в постах ТО и мойках административного округа, постов ТО + мойки = всего постов |
Наличие постов на начало 2007 г. |
Избыток (+), недостаток (-) на начало 2007 г. |
||||
начало 2007 г. |
начало 2020 г. |
Перспектива |
начало 2007 г. |
начало 2020 г. |
Перспектива |
|||
ЦАО |
248,43 |
259,0 |
265,0 |
994+193=1187 |
1036+201=1237 |
1060+206=1266 |
1223 |
+36 |
САО |
219,11 |
273,0 |
304,0 |
876+170=1046 |
1092+212=1304 |
1216+236=1452 |
1284 |
+238 |
СВАО |
333,79 |
413,0 |
460,0 |
1335+259=1594 |
1652+320=1972 |
1840+357=2197 |
1546 |
-48 |
ВАО |
335,78 |
415,0 |
463,0 |
1343+322=1603 |
1660+322=1982 |
1852+359=2211 |
1500 |
-103 |
ЮВАО |
281,41 |
349,0 |
388,0 |
1126+218=1344 |
1396+271=1667 |
1552+301=1853 |
1000 |
- 344 |
ЮАО |
403,4 |
500,0 |
556,0 |
1614+313=1927 |
2000+388=2388 |
2224+431=2655 |
1903 |
-24 |
ЮЗАО |
330,40 |
414,0 |
461,0 |
1322+256=1578 |
1656+321=1976 |
1844+378=2222 |
973 |
-605 |
ЗАО |
332,25 |
412,0 |
458,0 |
1329+258=1587 |
1648+320=1968 |
1832+355=2187 |
752 |
-835 |
СЗАО |
163,02 |
202,0 |
225,0 |
652+126=778 |
808+175=965 |
900+175=1075 |
1150 |
+372 |
Зеленоградский |
60,35 |
75,0 |
83,0 |
241+47=288 |
300+58=358 |
332+64=396 |
280 |
-8 |
Могтор и ООИГ |
84,42 |
144,0 |
187,0 |
338+66=404 |
576+112=688 |
748+145=893 |
|
-404 |
Итого |
2792,45 |
3456,0 |
3850,0 |
11170+2166= 13336 |
13824+2682= 16505 |
15400+3007= 18407 |
11611 |
-1725 |
Таблица 7
Перечень адресов нового строительства
Наименование административного округа |
Количество адресов нового строительства |
Ориентировочное количество постов при существующем уровне средней мощности объекта |
Центральный |
7 |
44 |
Северный |
32 |
208 |
Северо-Восточный |
47 |
296 |
Восточный |
55 |
340 |
Юго-Восточный |
97 |
200* |
Южный |
33 |
207 |
Юго-Западный |
26 |
164 |
Западный |
47 |
296 |
Северо-Западный |
26 |
164 |
Зеленоградский |
2 |
13 |
Итого |
372 |
1932 |
* учтено большое количество модульных объектов "Народного сервиса"
3.2. Принципиальная "Схема размещения объектов технического сервиса автотранспортных средств в Москве"
Концепция развития инфраструктуры технического сервиса авто-мототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве до 2010 года основана на представлении технического автосервиса единым городским комплексом предприятий, обеспечивающих решение основных технических, социально-экономических и экологических задач.
Она базируется на детальном анализе состояния и тенденциях развития парка автомобилей в городе, сервисных предприятий легковых автомобилей, производственно-технической базы грузового и пассажирского автотранспорта, необходимости выполнения современных требований эффективного использования занимаемых земельных участков, существующих ограничениях по подбору новых участков.
Основным направлением улучшения сети объектов автосервиса следует считать совершенствование и реконструкцию производственно-технической базы существующих предприятий автосервиса с использованием современного технологического оборудования и учетом экологических требований.
Однако, наряду с этим необходимо также строительство новых предприятий технического автосервиса с учетом компенсации недостающих видов услуг и оптимального удобства размещения для потребителя.
Анализ специализации предприятий технического сервиса по видам услуг показывает, что часть предлагаемых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств имеется в избытке, в частности: услуги по замене агрегатов, узлов и деталей, по шиномонтажным, жестяницким-сварочным работам.
В то же время отмечается явная нехватка услуг по приемке шин на восстановление; по ремонту и регулировке топливной аппаратуры, ремонту электрооборудования, коробки передач; ремонту, зарядке и приемке непригодных к эксплуатации аккумуляторных батарей и др.
Кроме этого, некоторые объекты автосервиса, расположенные в жилых районах, как правило, не соответствуют санитарно - защитным, экологическим, техническим и другим градостроительным требованиям и должны быть перебазированы постепенно на более подходящие для этих целей территории.
В таблице 8 приведен ориентировочный расчет потребности легкового автомобильного парка Москвы в подборе дополнительных площадок под строительство объектов технического автосервиса на расчетные периоды.
Как показывают приведенные укрупненные расчеты, к 2020 году необходимо реализовать находящиеся в настоящее время в проработке проектные предложения, представленные в приложении N 4.8. Если указанная программа будет выполнена в полном объеме, то к 2020 году понадобится подобрать дополнительно несколько площадок под строительство станций технического обслуживания общей мощностью 12 рабочих постов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение N 4
В случае невозможности размещения намеченных к новому строительству объектов автосервиса по какому-нибудь из представленных адресов, необходимо произвести подбор площадки взамен утраченному.
На перспективу потребность в новом размещении объектов технического автосервиса относительно уровня, ожидаемого на 2020 год, составляет 1902 рабочих поста или около 270-300 объектов (из расчета средней мощности - 6,5 - 7 постов).
Размещение нового строительства на перспективу по административным округам предполагается достаточно равномерное, за исключением Центрального административного округа, где строительство новых объектов технического автосервиса весьма проблематично.
Наибольшее количество дополнительных площадок для размещения автосервисных предприятий необходимо подобрать в Южном административном округе (42 участка) и в Юго-Западном административном округе (39 участков). По 36 площадок надо подобрать в Восточном и Западном округах (таблица 8).
Указанное количество площадок определено приблизительно, исходя из среднего значения мощности предприятий. На самом деле их может оказаться больше или меньше, в зависимости от площадей участков, предлагаемых под строительство новых объектов, и соответствующих их проектных мощностей.
Станции технического обслуживания автомобилей имеют санитарно-защитную зону 25, 50 и 100 метров в зависимости от мощности объекта. В связи с этим размещение новых СТОА должно происходить, в основном, в промышленных и коммунальных зонах, вдоль автомагистралей, в зонах скопления гаражных комплексов и автомобильных паркингов для индивидуальных владельцев. Наибольшая потребность в новых станциях технического обслуживания автомобилей возникает в новых районах массовой жилой застройки: Кожухово, Некрасовка, Бутово, Куркино, Новоподрезково и т.д.
На схеме размещения объектов технического сервиса автотранспортных средств в Москве представлены зоны предпочтительного размещения новых объектов технического автосервиса на перспективу.
Данные зоны могут определять основные районы подбора площадок для строительства новых станций технического автосервиса на последующих этапах реализации программы развития сферы технического сервиса для автомототранспортных средств в Москве: все производственные зоны города и территории, прилегающие к автомагистралям. В Северном административном округе это промзоны Коровино, Вагоноремонт-Лианозово, Автомоторная улица, Коптево, Боткинский проезд и другие. В Северо-Восточном - Алтуфьевское шоссе, Медведково, Осташковское шоссе, Северянин, Бутырский хутор и другие. В Восточном округе - коммунальная зона поселка Восточной водопроводной станции, промзоны Калошино, Соколиная гора, Прожектор. В Юго-Восточном административном округе - Грайвороново, Серп и Молот, Курьяново, Люблино, Капотня и другие. В Южном административном округе - Волгоградский проспект, ЗИЛ, Нагатино, Коломенское, Котляково, Бйрюлево-Ленино, Бирюлево - 28а и другие. В Юго-Западном административном округе - Донские улицы, Ясенево, Бутово и другие. В Западном административном округе - Фили, Кунцево, Очаково, Рублево, Солнцево, Внуково, Толстопальцево и другие. В Северо-Западном административном округе - Строгино, Трикотажная, Октябрьское поле, в Митине, Куркине и других.
По-прежнему актуальным является обустройство объектами придорожного автосервиса основных автомагистралей Москвы, существующих и строящихся, однако территориальных возможностей для этого становится с каждым годом все меньше.
Одним из новых и перспективных направлений развития отрасли является создание сети модульных объектов технического автосервиса "Народный сервис". Это направление развития предполагает создание ряда модульных предприятий автосервиса, доступных основной массе автолюбителей, обладающих оптимальным соотношением "цена - качество" для своих услуг, обеспечивающих нормативный уровень профессионализма в выполнении технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств.
Первым положительным опытом создания сети предприятий "Народного сервиса" явилась работа по размещению этих объектов в Юго-Восточном административном округе. Эти адреса вошли в список нового строительства в приложение 6.
Дальнейшая работа по созданию развитой сети объектов "Народного автосервиса" в городе будет продолжена на последующих стадиях реализации Программы развития и совершенствования сети предприятий автосервиса в направлении обслуживания автостоянок ООО"МГСА".
Перечень автостоянок ООО "МГСА", подлежащих изучению с точки зрения возможности возведения на их территории модульных пунктов технического автосервиса, по административным округам города на последующих этапах разработки Схемы развития сети объектов автосервиса представлен в приложении 6.
Главной целью создания сети модульных объектов технического сервиса автомототранспортных средств "Народный сервис" на территориях открытых стоянок МГСА является развитие инфраструктуры технического сервиса, направленного на обеспечение владельца транспортного средства необходимым комплексом качественных безопасных сервисных услуг непосредственно на открытых стоянках МГСА.
Развитие сети модульных объектов технического сервиса автомототранспортных средств "Народный сервис" на территории открытых автостоянок осуществляется для решения следующих задач:
- повышения качества сервисных услуг;
- повышения уровня и культуры производственных процессов технического сервиса АМТС;
- улучшения экологической обстановки в городе при ТО и ремонте АМТС;
- формирования и поддержания в рабочем состоянии конкурентного рынка услуг по ТО и ремонту АМТС с созданием новых рабочих мест;
- создания действенных стимулов для развития малого предпринимательства в сфере технического сервиса АМТС;
- Привлечение дополнительных внебюджетных денежных средств на модернизацию открытых автостоянок, обеспечения эффективного использования открытой автостоянки с учетом дальнейшей реорганизации в механические парковки, либо гаражные комплексы.
Характеристики модульного объекта
Внешние размеры: 8,20 х 4,80 метров;
Модульный объект предназначен для размещения в нем поста технического обслуживания автотранспортных средств малого и среднего классов с бензиновыми и дизельными двигателями;
Объект размещается на открытых автостоянках, что улучшит экологическую ситуацию и обеспечит население доступным сервисом.
Услуги, предоставляемые модульным объектом
Техническое обслуживание легковых автомобилей:
- контрольно-диагностические работы;
- регулировка фар;
- электротехнические работы на автомобиле;
- регулировка сцепления;
- регулировка рулевого управления.
Ремонт легковых автомобилей:
- ремонт передней подвески и рулевого управления;
- ремонт электрооборудования;
- шиномонтажные работы, балансировка колес.
Техническое обслуживание и ремонт грузовых и специальных автомобилей и самоходной техники на расчетный срок будет осуществляться на производственно-технических зонах предприятий грузового и специального автотранспорта: автокомбинатов, автобаз, спецавтохозяйств, управлений механизации и других автотранспортных предприятий города.
Основным направлением улучшения сети объектов технического сервиса по техобслуживанию и ремонту самоходных машин следует считать совершенствование и реконструкцию производственно-технической базы существующих предприятий с использованием технологического оборудования и учетом экологических требований.
Однако, наряду с этим необходимо также строительство новых предприятий технического сервиса с учетом специализации, компенсации недостающих видов услуг и оптимального удобства размещения для потребителя, создание оперативных передвижных пунктов диагностики, технического обслуживания и агрегатного ремонта самоходных машин.
Автобусный парк города подлежит техническому обслуживанию на производственных базах городских автобусных парков.
Для выполнения моечных операций для грузовых автомобилей и автобусов на въездах в город намечено создать сеть автомоечных комплексов с развитой сферой услуг ОАО "Чистая Москва".
Техническое обслуживание и ремонт мототехники должны присутствовать в производственной программе необходимого числа предприятий автосервиса в соответствии с их специализацией по заводам-изготовителям.
Обслуживание автомобилей владельцев-инвалидов должно быть организовано на станциях технического обслуживания общего пользования, но необходимо разработка условий льготного пользования этими услугами для данной клиентуры. Для инвестиционной привлекательности обслуживания автотранспорта клиентов-инвалидов владельцам объектов технического автосервиса необходимо разработать систему поощрений в виде льготного налогообложения, первоочередного предоставления условий расширения производства и ряда других привилегий и преимуществ.
Таблица 8
Потребность в размещении новых объектов автосервиса
Наименование административных районов |
Количество рабочих постов на начало 2007 г. |
Намечаемое новое строительство, ориентир. пост. |
Расчетная потребность*, постов |
Необходимо разместить дополнительно, постов |
Ориентировочное количество дополнительных объектов |
|||
2020 г. |
Перспектива |
к 2020 г. |
На перспективу |
к 2020 г. |
На перспективу |
|||
Центральный |
1223 |
44 |
1291 |
1331 |
24 |
40 |
3 |
6 |
Северный |
1284 |
208 |
1361 |
1526 |
изб.131 |
165 |
изб.25 |
24 |
Северо-Восточный |
1546 |
296 |
2058 |
2309 |
изб.216 |
251 |
изб.43 |
34 |
Восточный |
1500 |
340 |
2068 |
2324 |
228 |
256 |
45 |
36 |
Юго-В осточный |
1000 |
200 |
1740 |
1947 |
540 |
207 |
108 |
29 |
Южный |
1903 |
207 |
2492 |
2790 |
382 |
298 |
75 |
42 |
Юго-Западный |
973 |
164 |
2062 |
2335 |
925 |
273 |
185 |
39 |
Западный |
752 |
296 |
2053 |
2299 |
1005 |
246 |
200 |
36 |
Северо-Западный |
1150 |
164 |
1007 |
1130 |
307 |
123 |
60 |
17 |
Зеленоградский |
280 |
13 |
373 |
416 |
80 |
43 |
15 |
6 |
Итого |
11611 |
1932 |
16505 |
18407 |
2962 |
1902 |
590 |
269 |
* с учетом автомобилей Могтор и ООИГ
Выводы
1. По данным УГИБДД ГУВД по г. Москве по состоянию на 1 января 2007 года количество зарегистрированных автомототранспортных средств в городе составило 3149,79 тыс. единиц, в том числе автомобильный парк - 3096,1 тыс. единиц. Парк легковых автомобилей насчитывал 2792,45 тыс. единиц, что на 160,2 тысяч или на 6% больше, чем в начале 2006 года. Численность парка грузовых автомобилей и автобусов возросла по сравнению с началом 2006 г. на 20,6 тыс. единиц и составила 304,1 тысяч.
Доля легковых автомобилей иностранных марок - 45,6% от их общей численности, по грузовым автомобилям доля иномарок - 23,9%, удельный вес иномарок среди автобусов - 41%.
2. В настоящее время в городе действуют порядка 2440 различных предприятий технического обслуживания и ремонта автомобилей с общей мощностью около 11,6 тыс. рабочих постов.
3. Наибольшее количество (около 90%) объектов автосервиса являются малыми и средними предприятиями (до 10 рабочих постов) и суммарно составляют 60% мощности всей сети в постах. Крупные объекты техобслуживания автомототранспортных средств, составляющие 10% общего количества, имеют 40% общегородской мощности.
4. Около 13% станций технического обслуживания и ремонта автомобилей размещены на самостоятельных участках (300 объектов, около 200 га), 24% - арендуют площади у автотранспортных объектов, 11% - у промышленных предприятий, 7% - при гаражно-строительных кооперативах и АЗС, 45% - у прочих организаций.
5. Более половины всех СТОА (60%) являются универсальными и ремонтируют как отечественные, так и иностранные марки автомобилей; 20% - специализируются на ремонте иномарок, 20% - только на обслуживании отечественных автомобилей.
6. Самоходная техника ремонтируется на производственных мощностях управлений механизации и других специальных автотранспортных предприятий города.
7. Ремонт инвалидных автомобилей осуществляется на городских станциях техобслуживания на общих основаниях, инвалидные коляски ремонтируются силами "народных умельцев".
8. Дальнейшее развитие сети объектов технического обслуживания и ремонта автомобилей должно происходить по следующим направлениям:
- упорядочение и модернизация отрасли, повышение соответствия ее предприятий экологическим требованиям;
- сохранение и техническое переоснащение существующих малых и средних предприятий автотехобслуживания, составляющих основу сети массового обслуживания;
- строительство новых крупных станций в коммунальных зонах районов массового жилищного строительства;
- строительство станций автотехобслуживания средней мощности - в производственных и коммунальных зонах вдоль основных автомобильных магистралей;
- сокращение числа мелких экологически вредных ремонтных мастерских;
- организация центров по повышению квалификации специалистов различных специальностей;
- обеспечение обязательного наличия диагностического оборудования, очистных сооружений и других необходимых технических условий для нормального функционирования объекта и др.
9. Укрупненный расчет потребности города в постах технического обслуживания для легковых автомобилей показал, что в настоящее время эта потребность составляет около 133 тысяч постов, к 2020 году потребуется не менее 16,5 тысяч постов, а на перспективу - необходимо около 18,5 тысяч рабочих постов техобслуживания.
10. Мощность существующей сети объектов автосервиса (менее 12 тысяч постов) в количественном отношении недостаточна для покрытия расчетной потребности автомобильного транспорта города в различных объектах техобслуживания. Кроме этого значительная часть существующих предприятий технического сервиса Москвы нуждается в реконструкции и модернизации.
11. В настоящее время на разных стадиях разработки градостроительной документации имеются предложения по размещению объектов автосервиса общей мощностью более 1900 рабочих постов. Реализация этих планов по строительству новых предприятий автотехсервиса позволит довести общую мощность объектов автосервиса в городе только до 13,5 тысяч постов. Для доведения мощности сети объектов автосервиса до расчетной городской потребности на 2020 год (16,5 тыс.) необходимо построить дополнительно порядка 590 предприятий суммарной мощностью около 3000 рабочих постов. Кроме нового строительства необходимо провести большой объем работ по реконструкции, техническому перевооружению предприятий автосервиса, их модернизации.
12. На перспективу потребность легкового автомобильного транспорта Москвы в постах технического обслуживания и ремонта составит около 18,5 тысяч единиц. Для достижения данной мощности к существующим и проектируемым в настоящее время объектам автосервиса потребуется построить ряд новых предприятий общей мощностью около 2000 постов (около 285 - 300 объектов в зависимости от мощности).
13. Размещение новых предприятий автосервиса преимущественно должно осуществляться в районах концентрации автомобильного транспорта, вблизи автомагистралей, на территории промышленных зон города и т.д. Площадки для строительства станций технического сервиса должны быть удобны для пользователей, обеспечены площадками для стоянки машин, иметь хорошую транспортную доступность.
14. Техническое обслуживание и ремонт грузовых и специальных автомобилей и самоходной техники на расчетный срок будет осуществляться на производственно-технических зонах предприятий грузового и специального автотранспорта: автокомбинатов, автобаз, спецавтохозяйств, управлений механизации и других автотранспортных предприятий города.
15. Автобусный парк города подлежит техническому обслуживанию на производственных базах городских автобусных парков и других автотранспортных предприятий города.
16. Для выполнения моечных операций для грузовых автомобилей и автобусов на въездах в город намечено создать сеть автомоечных комплексов с развитой сферой услуг ОАО "Чистая Москва".
17. Техническое обслуживание и ремонт мототехники должны присутствовать в производственной программе необходимого числа предприятий автосервиса в соответствии с их специализацией по заводам- изготовителям.
18. Обслуживание автомобилей владельцев-инвалидов должно быть организовано на станциях технического обслуживания общего пользования при условии льготного пользования этими услугами для данной клиентуры. Для инвестиционной привлекательности обслуживания автотранспорта клиентов-инвалидов для владельцев объектов технического автосервиса необходимо разработать систему поощрений в виде льготного налогообложения, первоочередного предоставления условий расширения производства и ряда других привилегий и преимуществ.
19. Предусматривается дальнейшее развитие сети модульных объектов технического сервиса автомототранспортных средств "Народный сервис", направленное на обеспечение владельцев автомобилей необходимым комплексом сервисных услуг на открытых стоянках МГСА. Количество объектов "Народного сервиса" уточнится после проведения работы по установлению возможности строительства таких объектов по каждому адресу, представленному в Схеме.
20. В составе данной Схемы разработана принципиальная схема размещения районов поиска новых площадок для строительства предприятий технического сервиса автомототранспортных средств на последующих этапах разработки и реализации Программы совершенствования системы технического автосервиса в Москве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.