Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июля 2008 г. N 591-ПП
Информация
о ходе реализации Московской городской целевой миграционной программы на 2008 - 2010 годы
В 2007 году суммарный размер квоты для привлечения и использования иностранных работников, прибывших в РФ в безвизовом и визовом порядке составил 810000.
Из стран с безвизовым порядком въезда работодатели могли привлечь 578390 работников, которые получили разрешения на работу. При этом в УФМС России по г. Москве поступило 207108 уведомлений от работодателей о приеме на работу иностранных работников, въехавших в РФ в безвизовом порядке. Сведения о трудоустройстве 371282 иностранных работников отсутствуют.
В то же время на конец года, по данным Управления государственной службы занятости населения города Москвы (далее - УГСЗН города Москвы), оставались вакантными более 140000 рабочих мест по 132 рабочим профессиям и должностям. Таким образом, при переизбытке трудовых ресурсов значительное количество вакантных рабочих мест оставались незаполненными. Причинами такого положения дел являются, в том числе:
1) заниженный уровень оплаты труда, который экономически невыгоден для москвичей и иногородних;
2) низкая квалификация иностранных работников, которая не устраивает работодателей;
3) значительное количество (до 50%) иностранных работников оказываются занятыми в частном секторе без оформления трудовых отношений.
В связи с этим в рамках выполнения Московской городской целевой миграционной программы на 2008-2010 годы предприняты следующие шаги.
1. Организованный набор иностранной рабочей силы
В настоящее время московский рынок труда заполняется иностранными работниками стихийно, без учета реальных потребностей работодателей в тех или иных специалистах. Оптимальной представляется такая схема действий, при которой работодатель имеет возможность набрать нужных ему работников непосредственно в стране их проживания.
Для отработки алгоритма действий по этой схеме всех заинтересованных сторон Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы проведены встречи с работодателями (ПО "Теплотехника", ЗАО "Мосстройинвест" и другими), агентствами по труду занятости Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В настоящее время согласованный заинтересованными сторонами порядок действий состоит из следующих этапов:
- работодатели подают заявки о потребности в тех, или иных работниках в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, указывая в них размер оплаты труда, условия работы, гарантируя работникам предоставление общежития и медицинского обслуживания;
- Комитет заявки работодателей согласует с УГСЗН города Москвы и направляет в агентства по труду и занятости соответствующих республик, где по ним в обговоренные с работодателем сроки подбираются нужные работники;
- эти работники проходят медицинское освидетельствование в республиканских учреждениях здравоохранения;
- загодя извещенный о готовности к отправке партии работников, представитель работодателя прибывает в республику для проверки соответствия отобранной партии работников требованиям поданной работодателем заявки;
- направленную в Москву партию работников сопровождают представитель работодателя и агентства по труду и занятости республики;
- партия по прибытии размещается в общежитии работодателя или в административно-бытовом городке Московского единого миграционного окна (МЕМО), работники которого оформляют их постановку на миграционный учет, а затем и разрешения на работу.
Для детальной проработки обозначенных позиций с 22 по 27 апреля 2008 года состоялись встречи представителей Правительства Москвы и органов исполнительной власти Киргизии и Таджикистана. В состав рабочей группы вошли сотрудники Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы, Комитета общественных связей города Москвы и УГСЗН города Москвы. В целях проработки вопросов оргнабора 22 мая состоялась аналогичная командировка в Республику Армения.
2. Временные административно-бытовые городки (ВАГ)
Московской городской целевой миграционной программой на 2008-2010 годы предусматривается строительство временных гостиниц упрощенного типа для иногородних и иностранных работников на основе модулей "Универсал" за счет инвесторов. В настоящее время такие сооружения определяются термином "Временные административно-бытовые городки (ВАГ)".
До 15 января 2007 года - вступления в силу нового миграционного законодательства - инвесторы заинтересованности в строительстве ВАГ не проявляли из-за неопределенности правового статуса этих сооружений, что ставило под сомнение рентабельность их эксплуатации. Новое законодательство позволяет владельцам ВАГ ставить проживающих в них иностранных работников на миграционный учет, однако действующие санитарные нормы и правила не допускают использование модулей для жилья. В целях разрешения этой проблемы в начале года в Комитете межрегиональных связей и национальной политики города Москвы проведено совещание с участием представителей компаний, производящих модули, Главного управления МЧС России по г. Москве, Управления Роспотребнадзора по городу Москве, УФМС России по г. Москве, строительных компаний. На этом совещании производителями модулей была достигнута договоренность о совместной с управлениями МЧС и Роспотребнадзора по г. Москве разработке типового проекта ВАГ, в котором возможно временное проживание. Выполнить эту работу взяла на себя обязательство компания ЗАО "Центр структурных расчетов" (ЦСР). Согласованный проект ВАГ представлен на заседание Правительства Москвы.
3. Московское единое миграционное окно (МЕМО)
В соответствии с поручениями Мэра Москвы Ю.М. Лужкова 2 октября 2007 г. N 4-19-17330/7 Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы была начата работа по созданию МЕМО для обеспечения отраслей экономики города Москвы иностранными работниками в порядке организованного набора.
28 февраля 2008 года в Комитете проведено совещание по вопросу создания пилотного проекта МЕМО с использованием конструкций модульного типа на заводе АМО "ЗИЛ", который располагает достаточной территорией для размещения МЕМО, имеет опыт работы по привлечению иностранной рабочей силы: привлекает в год до 4,5 тыс. иностранных работников. Кроме того, завод имеет собственную учебную базу и общежитие. При принятии решения о размещении пилотного проекта МЕМО на указанной территории также принято во внимание расположение завода: на удалении от центра города, но в то же время рядом с развязками 3-го транспортного кольца.
На совещании принято решение считать целесообразным включение в состав МЕМО подразделения ГУ "МЦТО", сотрудников УФМС России по г. Москве и УГСЗН города Москвы. При этом предложено разграничить сферы ответственности:
1) ГУ "МЦТО": прием и распределение иностранных граждан по подразделениям МЕМО модульного типа; оформление документов для постановки на миграционный учет по месту пребывания и получения разрешений на работу; организация медосвидетельствований; направление на работу иностранных граждан прибывших в рамках организованного набора;
2) УФМС России по г. Москве: проверка документов, необходимых для постановки иностранных граждан на учет по месту временного пребывания; организация выдачи разрешений на работу иностранным гражданам; прием и учет результатов медосвидетельствований;
3) УГСЗН города Москвы: организация трудоустройства иностранных граждан, прибывших вне рамок организованного набора, а также иностранных граждан, которые не были трудоустроены на АМО "ЗИЛ".
В третьем квартале текущего года пилотный проект МЕМО на заводе АМО "ЗИЛ" приступит к работе.
4. Единый межведомственный идентификационно-аналитический банк данных (ЕМИБД) и пластиковая "Карта иностранного гостя"
В целях обеспечения надежного контроля пребывания иностранных граждан на территории Москвы и обеспечения их прав Комитетом предложено создание единого межведомственного идентификационно-аналитического банка данных (ЕМИБД) и пластиковой "Карты иностранного гостя", которая является пропуском для входа в ЕМИБД. Въезжающему в страну мигранту еще на границе должен присваиваться идентификационный номер в межведомственной и межрегиональной электронной базе данных. И все его отношения с властями миграционной службой, службой занятости населения, учреждениями здравоохранения, работодателями, налоговой службой должны заноситься на электронный носитель - "Карту иностранного гостя". Естественно, и соответствующие структуры должны иметь возможность внести и получить необходимую информацию по любому иностранцу. Соответствующие предложения Правительством Москвы подготовлены и направлены на согласование в ФМС России.
5. В сфере совершенствования миграционного законодательства
Новое миграционное законодательство лишило субъекты Федерации возможности контролировать численность большей части прибывающих трудовых мигрантов, получать своевременную информацию о сфере их занятости, условиях проживания и состоянии здоровья.
В связи с этим Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма регулирования внешней трудовой миграции". Законопроект направлялся в Московскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с нашим законопроектом предусматривается внесение изменений в 11 федеральных законодательных актов. Предложения подготовлены с учетом правоприменительной практики, которая выявила ряд существенных проблем в сфере государственного регулирования внешней трудовой миграции, требующих скорейшего решения.
1. Изменение порядка определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Действующая в настоящее время система квотирования, когда на федеральном уровне утверждается объем квоты для каждого региона, является низкоэффективной по следующим основаниям:
1) процесс подачи и сбора заявок крайне забюрократизирован и трудоемок. Заявка подается более, чем за год до привлечения иностранных работников, что не позволяет работодателям объективно оценить потребность в привлечении иностранной рабочей силы, которая реально может возникнуть в следующем году;
2) квоты на 2008 год были утверждены Минздравсоцразвития России только в марте этого года. В то же время органами ФМС России с начала года осуществлялась выдача разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а также разрешений на осуществление трудовой деятельности.
С учетом перечисленных обстоятельств работодатели не заинтересованы в подаче заявок. При этом, серьезная работа, которую организуют в субъектах РФ соответствующие уполномоченные органы, является малоэффективной.
Прямым следствием существующей системы квотирования являются следующее:
а) разрешения на работу выдаются независимо от ситуации на рынке труда;
б) работодателями создаются рабочие места с заниженной оплатой труда, что приводит к демпингу оплаты труда отечественных работников и их вытеснению с рынка труда.
В связи с этим предлагается установить, что определение квоты на привлечение иностранной рабочей силы должно являться предметом социального партнерства и осуществляться региональными трехсторонними комиссиями, а на федеральном уровне - Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Данный подход позволит учесть интересы всех участников рынка труда. При этом профсоюзы будут контролировать соблюдение интересов российских работников, Российский союз промышленников и предпринимателей - интересы работодателей при привлечении иностранной рабочей силы, а органы исполнительной власти будут контролировать выполнение договоренностей и соблюдение интересов экономического развития регионов. А Правительство Российской Федерации будет утверждать ежегодную квоту на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу с распределением ее по субъектам РФ в соответствии с договоренностями, закрепленными в Генеральном соглашении с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.
2. Установление единого порядка привлечения и использования работодателями для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, как в визовом, так и в безвизовом порядке - только при условии получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
3. Уточнение порядка предоставления трудовыми мигрантами документов, необходимых для получения разрешения на работу:
1) предлагается предусмотреть подачу иностранным гражданином медицинских документов о состоянии здоровья одновременно с заявлением о выдаче разрешения на осуществление трудовой деятельности.
2) введение требования о профессиональном образовании.
4. Введение контроля за наймом частными лицами иностранных граждан в рамках трудового и гражданско-правового договоров.
5. Изменение порядка учета трудовых мигрантов.
Предлагается внести в действующее законодательство изменения о том, что смена фактического места пребывания является основанием для снятия с учета по прежнему адресу места пребывания и для постановки на учет - по новому.
6. Усиление ответственности
Предлагается, в том числе:
1) усилить ответственность квартиросдатчиков и собственников нежилых помещений за ненадлежащее их использование, связанное с проживанием в них иностранных граждан;
2) установить административную ответственность за:
а) нарушение законодательства о труде, охране труда и занятости населения при привлечении к трудовой деятельности на условиях нелегального найма;
б) незаконную деятельность по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации;
в) нарушение правил содержания и эксплуатации жилых помещений, не принятых в эксплуатацию, либо признанных непригодными для проживания, а также непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших их использованию для незаконного проживания, в том числе иностранных граждан.
7. Предупреждение совершения правонарушений иностранными гражданами в период пребывания в Российской Федерации
Законопроект был предварительно доработан с учетом замечаний Правового управления Аппарата Госдумы РФ, независимых экспертов и 21 апреля текущего года направлен депутатом И.Н. Габдрахмановым на заключение в Правительство РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.