Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Оценка внешних условий и сценарии хода реализации Программы
Основными условиями и факторами, влияющими на ход реализации Программы, являются:
- условия развития экономики Российской Федерации;
- условия социально-экономического развития города Москвы;
- внутренние условия развития рынка рекламы в Российской Федерации и городе Москве.
Одним из факторов, влияющих на условия развития экономики Российской Федерации, является действующее федеральное законодательство, определяющее правила функционирования и направления развития рекламной отрасли.
Существующие пробелы и недостатки в федеральном законодательстве, регулирующем сферу рекламы, ограничивают степень влияния уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, призванных осуществлять координацию деятельности и контроль за распространением рекламы на территории города.
Реализация положений Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ повлечет упразднение с 1 января 2008 года целевых бюджетных фондов, средства которых будут консолидированы в "традиционный" бюджет.
В связи с тем, что Программа содержит проекты, предусматривающие их реализацию путем привлечения внебюджетных источников финансирования, важным фактором, влияющим на вектор экономического развития, является инвестиционная привлекательность рекламной отрасли.
В случае ужесточения инвестиционного климата путем внесения изменений в федеральное законодательство и возникновения негативных тенденций в его правоприменительной практике возможно уменьшение объемов планируемых к привлечению внебюджетных средств.
При таком сценарии развития Программа будет скорректирована по количественным показателям инвестиционных проектов в сторону уменьшения.
В свою очередь, фактором, влияющим на условия социально-экономического развития города Москвы, является московское законодательство и система нормативных правовых актов города Москвы. В условиях отмены с 1 января 2008 г. положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части функционирования целевых бюджетных фондов необходимо определить порядок расходования средств целевых бюджетных фондов, исходя из обеспечения финансовыми ресурсами закрепленных за соответствующими органами исполнительной власти города Москвы полномочий.
Положения, закрепленные в порядке расходования средств целевых бюджетных фондов, могут повлиять на объемы бюджетных средств, привлекаемых для реализации программных мероприятий.
В случае снижения объемов выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств она будет скорректирована по количественным показателям составляющих ее проектов в сторону уменьшения.
Необходимы формирование и постоянная актуализация нормативной правовой базы, регламентирующей весь спектр правоотношений органов государственной власти города Москвы и участников рекламного рынка.
Несвоевременная и некачественная разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих рекламную отрасль в Москве, пробелы и недостатки в правовой базе могут ограничить область возможных мер, предусматриваемых Программой, а также снизить темпы реализации содержащихся в Программе проектов (мероприятий).
Строгое соблюдение законодательства и нормативных правовых актов будет способствовать ускорению сроков выполнения мероприятий Программы, а также повышению степени эффективности реализуемых мероприятий.
Мероприятия, представленные в настоящей Программе, соответствуют наиболее вероятному (умеренно оптимистическому) сценарию развития рекламной отрасли города Москвы. Предусматриваемые программные мероприятия обеспечивают возможность достижения целевых социально-экономических показателей Программы в рамках входящих в нее 10 сбалансированных проектов.
При существенных изменениях факторов развития отрасли предусматривается соответствующая корректировка Программы в рамках создаваемого механизма ее управления.
Прогнозирование рынка наружной рекламы Москвы может быть выполнено двумя способами - исходя из общеотраслевых показателей и методом экстраполяции. Оба способа дополняют друг друга.
Таблица 1
Оборот рекламного рынка России в 1996-2006 гг.
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Рынок рекламы (млн. долл.) |
1010 |
1365 |
1320 |
570 |
815 |
1280 |
2010 |
2890 |
3855 |
5030 |
6490 |
Доля наружной рекламы (%) |
11,9 |
12,8 |
12,1 |
15,8 |
20,2 |
21,5 |
19,9 |
18,3 |
18,4 |
18,1 |
18,2 |
Рынок наружной рекламы (млн. долл.)* |
120 |
175 |
160 |
90 |
165 |
275 |
400 |
530 |
710 |
910 |
1180 |
Темпы роста (%) |
|
46 |
-9 |
-44 |
83 |
67 |
45 |
33 |
34 |
28 |
30 |
Доля Москвы (%) |
62,5 |
60,0 |
62,5 |
63,3 |
60,6 |
58,9 |
57,5 |
55,1 |
53,5 |
52,2 |
50,8 |
Рынок наружной рекламы в Москве (млн. долл.)* |
75 |
105 |
100 |
57 |
100 |
162 |
230 |
292 |
396 |
475 |
600 |
Темпы роста (%) |
|
40 |
-5 |
-43 |
75 |
62 |
42 |
27 |
36 |
20 |
26 |
*Включая все виды наружной рекламы, в том числе в метрополитене, наземном транспорте и нестандартных стационарных конструкциях.
При прогнозировании развития рынка наружной рекламы в Москве исходя из общеотраслевых тенденций необходимо оперировать несколькими основными прогнозными показателями:
- оборот отечественного рынка рекламы;
- доля "наружки" на рынке рекламы;
- доля Москвы на рынке наружной рекламы.
Закономерности развития в 1996-2006 гг. - при росте оборота рынка доля Москвы снижается за счет более динамичного развития регионов.
Увеличение доли столицы наблюдалось только как следствие кризиса 1998 года.
Второе основание для прогноза - постепенное затухание темпов роста наружной рекламы, как в Москве, так и в целом по стране. Стабилизация темпов роста в 2003-2006 гг. рассматривается как временное явление, обусловленное запретами на телевизионную рекламу ряда товаров и общим оживлением в экономике страны.
Таблица 2
Прогноз развития рынка наружной рекламы в 2007-2009 гг. (ZenithOptimedia)
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рынок рекламы (млн.долл.) |
6490 |
8200 |
10200 |
12230 |
Темпы роста |
29% |
26% |
24% |
20% |
Доля наружной рекламы |
18,2% |
18,0% |
17,6% |
17,7% |
Рынок наружной рекламы (млн.долл.) |
1180 |
1475 |
1800 |
2160 |
Темпы роста |
30% |
25% |
22% |
20% |
Подавляющее большинство прогнозов предусматривают постепенное снижение темпов роста рекламного рынка России в целом и рынка наружной рекламы в частности. По прогнозу ZenithOptimedia средний рост в 2007-2009 гг. предусматривается на уровне 23%, при постепенном сокращении темпов.
Таблица 3
Оптимистический прогноз развития рынка наружной рекламы в 2007-2010 гг. ("ЭСПАР-Аналитик")
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рынок рекламы (млн.долл.) |
6490 |
8200 |
10200 |
12230 |
14200 |
Темпы роста |
29% |
26% |
24% |
20% |
16% |
Доля наружной рекламы |
18,2% |
18,0% |
17,6% |
17,6% |
17,5% |
Рынок наружной рекламы (млн.долл.)* |
1180 |
1475 |
1800 |
2150 |
2480 |
Темпы роста |
30% |
25% |
22% |
19% |
15% |
Доля Москвы |
50,8% |
50% |
49% |
47% |
46% |
Рынок наружной рекламы в Москве (млн.долл.)* |
600 |
738 |
873 |
1011 |
1128 |
Темпы роста в Москве |
26% |
23% |
18% |
16% |
12% |
*Включая все виды наружной рекламы, в том числе в метрополитене, наземном транспорте и нестандартных стационарных конструкциях.
Согласно оптимистическому прогнозу, предполагается замедление темпов роста рекламного рынка России - от 26% в 2007 году до 16% в 2010 году. Доля наружной рекламы сократится незначительно - с 18% до 17,5%, а темпы роста "наружки" - с 25% до 15% в 2010 году. Доля Москвы при этом сократится с 50% в 2007 году до 46,5% в 2010 году, а темпы роста столичной outdoorиндустрии - с 23% до 12%.
В Москве при этом предусматривается сохранение прироста числа рекламных поверхностей на несколько процентов в год и прекращение прироста суммарной площади рекламных поверхностей в 2009-2010 гг. К 2010 году предусматривается также установление баланса спроса и предложения на рынке наружной рекламы и сокращение роста цен до уровня инфляции.
В целом, столичный outdoor-рынок 2010 года будет отличаться от современного большей долей высокотехнологичных динамических конструкций и "уличной мебели", более равномерным распределением рекламоносителей по территории города.
Пессимистический прогноз строится на тех же предпосылках (постепенное сокращение доли Москвы и переход к затухающим темпам роста), но на более низком уровне. Пессимистический прогноз не предусматривает масштабных кризисов и форс-мажорных обстоятельств, в том числе связанных с изменением законодательства.
Таблица 4
Пессимистический прогноз развития рынка наружной рекламы в 2007-2010 гг. ("ЭСПАР-Аналитик")
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рынок рекламы (млн.долл.) |
6490 |
8200 |
10150 |
11750 |
12900 |
Темпы роста |
29% |
26% |
24% |
16% |
10% |
Доля наружной рекламы |
18,2% |
17,7% |
16,5% |
16% |
16% |
Рынок наружной рекламы (млн.долл.)* |
1180 |
1450 |
1675 |
1880 |
2064 |
Темпы роста |
30% |
23% |
16% |
12% |
10% |
Доля Москвы |
50,8% |
50% |
48% |
47% |
45% |
Рынок наружной рекламы в Москве (млн.долл.)* |
600 |
718 |
804 |
874 |
929 |
Темпы роста в Москве |
26% |
20% |
12% |
9% |
6% |
*Включая все виды наружной рекламы, в том числе в метрополитене, наземном транспорте и нестандартных стационарных конструкциях.
Согласно пессимистическому прогнозу, темпы роста рекламного рынка сократятся с 26% в 2007 году до 10% в 2010. Доля наружной рекламы сократится с 18% до 16%, а темпы ее роста - с 23% до 10% в 2010 году. Доля Москвы при этом сократится с 50% в 2007 году до 45% в 2010 году, а темпы роста столичной outdoor-индустрии - с 20% до 6%.
В Москве при этом предусматривается сохранение незначительного прироста числа рекламных поверхностей и некоторое сокращение суммарной площади рекламных поверхностей по сравнению с 2006-2007 гг. К 2010 году предусматривается также установление баланса спроса и предложения на рынке наружной рекламы и прекращение роста цен. Предполагается более резкая дифференциация цен и их динамики - рост цен на одни форматы и районы размещения и сокращение на другие.
Ожидается сокращение числа рекламоносителей, особенно в центре города и на основных магистралях, уменьшение средней аудитории рекламных поверхностей и фактический рост стоимости рекламного контакта.
Существуют и более негативные прогнозы развития рекламного рынка, предусматривающие снижение темпов роста наружной рекламы к 2011 году до 2,7%.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Рынок наружной рекламы на период до 2010 года продолжит рост, с переходом к более умеренной динамике, от 30% в 2006 году к 10-15% в 2010 году;
- Доля наружной рекламы в структуре рекламного рынка несколько сократится до 16-17,5%;
- Доля Москвы в расходах на наружную рекламу в 2007-2010 гг. будет постепенно снижаться, с 50% до 45-46,5%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.