Типовая инструкция по охране труда для машинистов автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов ТОИ Р-66-10-93
(утв. постановлением Госстроя РФ от 22 ноября 1993 г. N 18-48)
(в редакции от 13 марта 1995 г.)
Настоящая Типовая инструкция фактически прекратила действие. См. Типовую инструкцию по охране труда для машинистов автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов ТИ РО-018-2003, утв. постановлением Госстроя РФ от 8 января 2003 г. N 2
Дата введения 1 января 1994 г.
Машинисты автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов (далее - "машинисты") при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в "Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства", настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, "Правил по устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора России, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими кранов.
Требования безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, удостоверение на право управления краном и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
б) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;
в) получить задание и проверить наличие удостоверения на право производства работ у стропальщика.
2. После получения задания на выполнение работы машинист обязан:
а) произвести ежесменное техническое обслуживание крана, если не производился технический осмотр перед направлением на работу;
б) перед пуском крана проверить работоспособность механизмов на холостом ходу и их исправность, а также приборов и устройств безопасности;
в) проверить совместно со стропальщиком исправность съемных грузозахватных приспособлений, а также наличие на них клейма и бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания, номера и убедиться в соответствии их характеру выполняемых работ;
г) осмотреть место установки и зону работы крана и убедиться, что уклон местности, прочность грунта, габариты приближения строений соответствуют требованиям безопасности, а характеристики крана по грузоподъемности и вылету стрелы соответствуют характеру выполняемой работы;
д) при заливке масла в редукторы к рабочей жидкости в гидробак не допускать попадания их на части машины.
3. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправности механизмов, а также дефектов металлоконструкций или канатов, при которых запрещается эксплуатация крана;
б) дефектах грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
в) несоответствии характеристик крана по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работ;
г) отсутствии или неисправности ограничителя грузоподъемности и сигнального устройства.
Обнаруженные неисправности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией кранов.
Требования безопасности во время работы
4. Перед включением механизмов перемещения груза машинист обязан дать предупредительный звуковой сигнал и убедиться, что в зоне перемещения груза нет посторонних лиц.
5. Передвижение крана под линией электропередачи следует осуществлять при нахождении стрелы в транспортном положении.
6. Установка крана для работы на свежеутрамбованном грунте, на площадке с уклоном более указанного в паспорте, а также под линией электропередачи, находящейся под напряжением, не допускается.
Машинист обязан произвести установку крана на дополнительные опоры во всех случаях, когда это предусмотрено по характеристике крана. При этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них подложены прочные и устойчивые подкладки.
7. Установка крана на краю откоса выемки в грунте допускается только при нахождении ближайшей опоры крана за пределами призмы обрушения. При невозможности соблюдения этого расстояния откос выемки должен быть укреплен.
8. При установке крана вблизи здания, штабеля груза или каких-либо других объектов расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и габаритом указанных объектов должно быть не менее 1м.
9. При перемещении груза машинист обязан выполнять следующие требования:
а) начинать работу только по сигналу стропальщика. Сигнал "Стоп" машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подал;
б) в случае недостаточной обзорности зоны работы и плохой видимости стропальщика, подающего сигнал машинисту, между ними должна быть использована двусторонняя радио- или телефонная связь;
в) определять грузоподъемность крана с учетом вылета стрелы по указателю грузоподъемности;
г) производить погрузку или разгрузку автомашин, прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ, а также других транспортных средств только при отсутствии людей в зоне перемещения груза;
д) не допускать при подъеме груза косое натяжение каната грузового полиспаста;
е) производить фиксацию груза при его подъеме на высоте 20 - 30 см для того, чтобы убедиться в правильности его строповки и выходе стропальщика из опасной зоны, устойчивости крана и исправности тормозов, после чего производить дальнейший подъем его на необходимую высоту;
ж) выдерживать расстояние между обоймой крюка или грейфера и оголовком стрелы при подъеме груза не менее 0,5м;
з) при горизонтальном перемещении груза предварительно поднимать его на высоту не менее 0,5м над встречающимися на пути предметами;
и) перед подъемом или опусканием груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, необходимо предварительно убедиться в отсутствии стропальщика или других людей между поднимаемым грузом и указанным препятствием, а также в возможности свободного прохождения стрелы крана и груза вблизи этих препятствий;
к) подъем кирпича на поддонах без ограждения производить только при разгрузке транспортных средств на место складирования;
л) перед опусканием груза в выемку грунта убедиться в наличии на барабане грузовой лебедки не менее 1,5 витков каната, не считая находящихся под зажимным устройством;
м) укладку и снятие груза производить плавно, без нарушения установленных для складирования грузов габаритов и загромождения проходов;
н) при эксплуатации крана принимать меры, предупреждающие его опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра или при наличии уклона местности;
о) устанавливать кран или перемещать груз на расстоянии ближе 30м от крайнего провода линии электропередачи только при наличии наряда-допуска, подписанного главными инженером или энергетиком предприятия, являющегося владельцем крана, под непосредственным руководством ответственного, назначенного приказом по организации с указанием его фамилии в наряде-допуске.
10.При подъеме и перемещении грузов машинисту запрещается:
а) допускать к строповке грузов случайных лиц, не имеющих удостоверения стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не имеющие бирок и клейм. Если это произошло, машинист обязан прекратить работу и поставить об этом в известность ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, а также лицо по надзору за безопасной их эксплуатацией;
б) поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета стрелы. Если машинист не знает массы груза, то он должен получить о ней письменные сведения у ответственного за безопасное производство работ по перемещению груза кранами;
в) опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана будет меньше массы поднимаемого груза;
г) резко тормозить механизмы крана, в том числе при повороте стрелы с грузом;
д) подтаскивать груз крюком крана при косом натяжении каната;
е) отрывать крюком груз, засыпанный землей или примерзший к основанию, заложенный другими грузами, закрепленный болтами или залитый бетоном, а также раскачивать груз в целях его отрыва;
ж) освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления;
з) поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, груз, неправильно обвязанный или находящийся в неустойчивом положении а также в таре, заполненной выше бортов;
и) опускать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также ближе 1м от края откоса или траншеи;
к) поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также неуравновешенный и выравниваемый массой людей или поддерживаемый руками;
л) передавать управление краном лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения, а также оставлять без контроля учеников или стажеров для работы;
м) осуществлять погрузку и разгрузку автомашин при нахождении шофера или других людей в кабине;
н) поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специально предназначенные для этого контейнеры;
о) проводить регулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе.
11. При передвижении крана своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять требования "Правил дорожного движения", утвержденных МВД России.
12. Техническое обслуживание крана следует осуществлять только после остановки двигателя и снятия давления в гидравлической и пневматической системах, кроме тех случаев, которые предусмотрены инструкцией завода-изготовителя.
Сборочные единицы крана, которые могут перемещаться под действием собственной массы, при техническом обслуживании следует заблокировать или опустить на опору для исключения их перемещения.
13. При ежесменном техническом обслуживании крана машинист обязан:
а) обеспечивать чистоту и исправность механизмов и оборудования крана;
б) своевременно осуществлять смазку трущихся деталей крана и канатов согласно указаниям инструкции завода-изготовителя;
в) хранить смазочные и обтирочные материалы в закрытой металлической таре;
г) следить за тем, чтобы на конструкции крана и его механизмах не было незакрепленных предметов (инструмента, ограждений, механизмов);
д) следить за своевременностью проведения номерных технических обслуживаний крана и его отдельных механизмов и узлов.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
14. Машинист обязан опустить груз, прекратить работу крана и поставить в известность об этом ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, а также лицо по надзору за эксплуатацией кранов в следующих случаях:
а) при возникновении неисправности механизмов крана, при которых согласно требованиям инструкции завода-изготовителя запрещается его эксплуатация;
б) при ветре, скорость которого превышает допустимую для данного крана;
в) при ухудшении видимости в вечернее время, сильном снегопаде и тумане, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика и перемещаемый груз;
г) при отрицательной температуре воздуха ниже допустимой, указанной в паспорте крана;
д) при закручивании каната грузового полиспаста.
15. При потере устойчивости крана во время подъема или перемещения груза машинист обязан уменьшить вылет стрелы, опустить его и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, а также лицу по надзору за эксплуатацией кранов.
16. При случайном касании стрелой или грузовым канатом линии электропередачи машинист должен выпрыгнуть из кабины на землю таким образом, чтобы в момент касания ногами земли не держаться руками за металлические части крана.
17. При возникновении на кране пожара машинисту необходимо приступить к его тушению собственными силами, одновременно вызвав через членов бригады пожарную охрану. При пожаре на электрическом кране должен быть отключен рубильник подающий напряжение на кран.
Требования безопасности по окончании работы
18. По окончании работы крана машинист обязан:
а) поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его;
б) установить стрелу и крюк в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана;
в) остановить двигатель, отключить у крана с электроприводом рубильник;
г) закрыть дверь кабины на замок;
д) сообщить своему сменщику, а также ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами обо всех неполадках, возникших во время их эксплуатации, и сделать в вахтенном журнале соответствующую запись.
Согласовано
Постановлением президиума
ЦК профсоюза работников
Строительства и промышленности
Строительных материалов России
2 сентября 1993 г. N 309-4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовая инструкция по охране труда для машинистов автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов ТОИ Р-66-10-93 (утв. постановлением Госстроя РФ от 22 ноября 1993 г. N 18-48)
Текст инструкции опубликован в сборнике "Типовые инструкции по охране труда для работников строительных, профессий ТОИ Р-66-01-95 - ТОИ Р-66-20-93" (Госстрой России, Москва, 1995 г.)
Текст инструкции приведен с учетом Изменений N 1, утвержденных постановлением Минстроя РФ от 13 марта 1995 г. N 18-22
Настоящая Типовая инструкция фактически прекратила действие. См. Типовую инструкцию по охране труда для машинистов автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов ТИ РО-018-2003, утв. постановлением Госстроя РФ от 8 января 2003 г. N 2
Постановлением Госстроя РФ от 21 января 2002 г. N 4 настоящая Типовая инструкция была признана утратившей силу. В соответствии с письмом Минюста РФ от 5 августа 2002 г. N 07/7455-ЮД вышеупомянутому постановлению отказано в государственной регистрации