г. Казань |
|
19 июня 2014 г. |
Дело N А65-16787/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Сахапова И.М., доверенность от 05.07.2013,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-16787/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ваш мир", г. Казань, к государственному учреждению - филиал N 3 Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ваш мир" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными решений государственного учреждения - филиала N 3 государственного управления регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ответчик, отделение фонда социального страхования, фонд) от 14.06.2013 N 11, в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 105 851,33 руб. и непринятия к зачету расходов в сумме 105 851 руб. 33 коп. по выплате пособия по беременности и родам Царьковой Л.А.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
Отделение фонда социального страхования, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 105 851,33 руб. и непринятии к зачету расходов в сумме 105 851,33 руб. по выплате пособия по беременности и родам отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя фонда, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки ответчиком принято решение об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 105 851,33 руб. и возместить страхователю сумму в размере 21 421,40 руб.
Как установлено фондом в ходе камеральной проверки: по форме 4-ФСС за 2012 года численность работающих заявителя - 1 человек, в том числе одна женщина - 1 человек, фонд оплаты труда 80 000 руб.; заработная плата начислялась только Ромадановской (Царьковой) Л.А. и всего 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь). Среднедневная заработная плата Ромадановской (Царьковой) Л.А. за 2012 год составил 877,20 руб.
Фондом указано, что в нарушение пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 09.02.2011) "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячному пособию по уходу за ребенком граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", расчет листа нетрудоспособности заявителем произведен неверно.
При расчете листа нетрудоспособности не учтены отработанные календарные дни с 01.01.2011 по 31.09.2012. Весь расчетный период Ромадановская (Царькова) Л.А. являлась директором ООО "Ваш мир".
Следовательно, необходимо включить в расчет пособия по беременности и родам все календарные дни, приходящиеся на расчетный период. Сумма пособия рассчитана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и составляет 21 421,40 руб.
Исходя из вышеизложенного, Региональное отделение пришло к выводу, что для расчета пособия по беременности и родам следует брать один год, поскольку фактически Царькова Л.А. не была уволена и вновь назначена на должность директора в установленном законом порядке.
В связи с обращением заявителя за выделением средств на выплату пособий по беременности и родам в сумме 127 272,73 руб. Ромадановской (Царьковой Л.А.) за период с 27.12.2012 по 15.05.2013, ответчиком проведена камеральная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 30.04.2013 N 20 и вынесены решения от 14.06.2013 N 11 об отказе в выделении ООО "Ваш мир" средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 105 851 руб. 33 коп., а также решение от 14.06.2013 N 11 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 105 851 руб. 33 коп.
Заявитель, полагая, что вынесенные решения в обжалуемой части противоречат закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.
Судами заявленные требования удовлетворены.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды страхового обеспечения перечислены в статье 8 названного закона.
Пунктом 1 статьи 9, подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ, статьями 4, 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81), постановлением Фонда с социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" предусмотрено, что страхователи обязаны выплачивать состоящим в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам, выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим социальному страхованию.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В порядке части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (часть 5).
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4).
Право страхователя на зачет произведенных расходов на выплату пособия зависит от наличия трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом и представления страхователем надлежаще оформленных документов, и соответственно, отсутствие трудовых отношений и документов, оформленных надлежащим образом, лишает страхователя права на зачет произведенных расходов на выплату пособия.
Из оспариваемых решений следует, что основанием отказа в выделении ответчиком средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 105 851,40 руб., послужило создание заявителем, по мнению ответчика, искусственных условий для получения государственных пособий.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Царькова Лия Асхатовна на основании решения N 3 учредителя ООО "Ваш мир" от 20.09.2012 принята на работу на должность директора (по совместительству) с оплатой труда окладом в размере 28 000 руб. в месяц, о чем свидетельствуют трудовой договор от 20.09.2012 N 15; приказ от 20.09.2012 N 2 о приеме Царьковой Л.А. на работу, штатное расписание от 28.12.2011 N 3, утвержденные приказом от 22.09.2012 N 3.
Приказом от 22.09.2012 N 3 о внесении изменений в штатное расписание директору установлен должностной оклад в размере 56 000 руб., должность директора переведена на дистанционно удаленную работу на 0,5 единицы (20 часов в неделю), а также утверждено новое штатное расписание. К трудовому договору от 20.09.2012 N 15 между работником и работодателем заключено дополнительное соглашение от 01.10.2012 N 17, согласно пунктам 4.7 и 4.8 которого работник переводится на дистанционную работу со скользящим графиком общих 20 часов в неделю, работнику с 01.10.2012 устанавливается должностной оклад в размере 28 000 руб. за 0,5 штатных единиц.
Кроме того, 11.01.2013 ООО "Ваш мир" на основании листка нетрудоспособности Царьковой Л.А. N 078124820057 по расходному кассовому ордеру выплатило Царьковой Л.А. пособие по беременности и родам в сумме 127 272,73 руб. из расчета ежедневного заработка 909,09руб.х140дней.
Судами правомерно отклонены доводы ответчика о том, что при расчете пособия по беременности и родам страхователем, в нарушение пункта 17 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, не были учтены календарные дни за период работы Царьковой Л.А. с 01.12.2011 по 31.09.2012.
Согласно части 7 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного данной статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Расчетным периодом является период времени, за который определяется средний заработок.
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации под расчетным периодом понимаются 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Как следует из содержания данной нормы, в расчетный период включается только время, фактически отработанное работником. Следовательно, если расчетный период отработан работником не полностью, то неотработанное время, а также денежные суммы, начисленные работнику за этот период, исключаются из расчета среднего заработка.
Пособие по беременности и родам назначается работающим женщинам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
Согласно пункту 2 Положения в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно пункту 6 Положения (в редакции, действовавшей в спорный период) пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения (далее - расчетный период).
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода в соответствии с пунктами 8 и 9 данного Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, либо отпуска по беременности и родам.
Оспариваемым решением обществу были выделены денежные средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения с учетом календарных дней за период с 25.11.2011 по 20.09.2012, то есть в период когда работнику заработная плата не начислялась на основании заявления Царьковой от 24.11.2011 о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.
Однако в силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, Пункта 8 Положения предусмотрено исключение из расчетного периода освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ответчиком, в нарушение вышеназванных норм, пособие выплаченное работнику в оспариваемых решениях рассчитано за 12 календарных месяцев предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности по беременности и родам с включением в расчетный период нахождения последнего в отпуске без сохранения заработной платы.
Нахождение работника без сохранения заработной платы в период с 25.11.2011 по 20.09.2012, подтверждается справками по форме 2 НДФЛ за 2011 и 2012 года, представленными на запрос суда налоговым органом письмом от 01.11.2013 N 2.4-0-10/016616, доказательств обратного фондом социального страхования суду не представлено.
Кроме того, доводы ответчика о создании искусственной ситуации с целью получения пособия при установлении заработной платы и получении ее работником, опровергаются названными справками, согласующимися с приказом общества в размерах за октябрь и ноябрь в размере 28 000 руб. за декабрь 2013 год 24 000 руб.
Заявителем в налоговый и пенсионный органы сданы отчетности за 2011 и 2012 годы, заключены договоры субаренды от 28.09.2012, свидетельствующие о наличии деятельности общества.
При таких обстоятельствах, суды, установив наличие реальных трудовых отношений при фактической выплате заработной платы застрахованному лицу, пришли к правильному выводу об отсутствии злоупотреблений со стороны заявителя.
Выплата заработной платы, уплата налогов и страховых взносов в фонды также подтверждает реальность трудовых отношений с застрахованным лицом.
Согласно статье 145 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.
Доказательств установления должностного оклада работнику в завышенном размере, не сопоставимого с оплатой аналогичных работ, фондом не представлено.
Следовательно, судами правомерно удовлетворено требование заявителя о признании недействительными решений от 14.06.2013 N 11,11, отделения фонда социального страхования в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 105 851,33 руб. и непринятия к зачету расходов в сумме 105 851 руб. 33 коп. по выплате пособия по беременности и родам Царьковой Л.А.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу N А65-16787/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемым решением обществу были выделены денежные средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения с учетом календарных дней за период с 25.11.2011 по 20.09.2012, то есть в период когда работнику заработная плата не начислялась на основании заявления Царьковой от 24.11.2011 о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.
Однако в силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, Пункта 8 Положения предусмотрено исключение из расчетного периода освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
Согласно статье 145 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2014 г. N Ф06-11926/13 по делу N А65-16787/2013