г. Казань |
|
16 июня 2014 г. |
Дело N А49-4397/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Балакиной О.А., доверенность от 06.06.2012 N 58/2012-08,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский бекон"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2013 (судья Кудинов Р.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А49-4397/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский бекон", г. Саранск (ИНН 52621559936, ОГРН 1075262001319) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пензенской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Пензенского филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Пенза, Правительства Пензенской области, г. Пенза, Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза, администрации Наровчатского района Пензенской области, с. Наровчат Наровчатского района Пензенской области, Управления Росреестра по Пензенской области, г. Пенза, Департамента государственного имущества Пензенской области, г. Пенза, открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Пензенского регионального филиала, г. Пенза, общества с ограниченной оветственностью "Региональное агентство оценки, планирования и консалтинга", г. Пенза,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский бекон" (далее - общество, ООО "Нижегородский бекон", истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Управление, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной, а именно:
земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 11 089 400 кв. м, адрес объекта: примерно в 1200 м по направлению на юго-запад от ориентира здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, Наровчатский район, с. Казеевка, ул. Родниковая, д. 11, Скановский сельсовет. Кадастровый номер: 58:19:000000:58. Принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.04.2011 58-АА N 965599, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.04.2011 сделана запись регистрации N 58-58-32/006/2011-554;
земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, общая площадь 6 354 600 м, адрес объекта: примерно в 3500 м по направлению на восток от ориентира здание, положенное за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, Наровчатский район, Скановский с., с. Сканово, ул. Школьная, д. 2. Кадастровый номер: 58:19:000000:60. Принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.12.2011 58-АБ N 087479, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.12.2011 сделана запись регистрации N 58-32/997/2011-185;
земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, общая площадь 10 080 000 кв. м, адрес объекта: примерно в 2800 м по направлению на север от ориентира здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, Наровчатский район, Новопичурский с., с. Новые Пичуры, ул. Молодежная, д. 29. Кадастровый номер: 58:19:000000:61. Принадлежит на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.12.2011 58-АБ N 087500, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.12.2011 сделана запись регистрации N 58-58-32/997/2011-186 (далее - спорные участки).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014, в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 58:19:000000:58, 58:19:000000:60, 58:19:000000:61, расположенными рядом с селами Новые Пичуры, Сканово, Казеевка в Наровчатском районе Пензенской области, кадастровая стоимость которых на момент рассмотрения дела в соответствии с результатами кадастровой оценки, утвержденными Постановлением Правительства Пензенской области от 07.09.2012 N 645-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области", составляет: 58:19:000000:58 - 56 112 364 руб.; 58:19:000000:60 - 32 599 098 руб.; 58:19:000000:61 - 51 710 400 руб.
Ссылаясь на то, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, тем самым нарушаются его права налогоплательщика земельного налога, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды правомерно исходили из следующего.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, Кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса.
При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу 2 этой же статьи, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлен отчет от 15.05.2013 N 51/3/05-13 об оценке объектов недвижимости, согласно которому рыночная стоимость земельных участков составляет: кадастровый номер 58:19:000000:58 - 24 397 000 руб.; кадастровый номер 58:19:000000:60 - 13 980 000 руб.; кадастровый номер 58:19:000000:61 - 22 176 000 руб.
Нормами статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Статьей 24.16 Закона об оценочной деятельности определено, что в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из того, что, заявляя требование об обязании органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорных земельных участков в указанных выше размерах, истец в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил надлежащих и бесспорных доказательств, подтверждающих обоснованность указанного требования.
Отчет об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков от 15.05.2013 по состоянию на 01.01.2011, представленный истцом, правомерно не признан в качестве достоверного и достаточного доказательства определения рыночной стоимости земельных участков, поскольку экспертом использовались при сравнении земельные участки других областей, что противоречит нормам действующего законодательства.
При этом суд первой инстанции и апелляционной инстанции неоднократно предлагал сторонам провести по делу соответствующую экспертизу. Однако соответствующих ходатайств не поступило, а также настоящая процессуальная обязанность истцом не исполнена (статья 65 АПК РФ).
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), не установлены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу N А49-4397/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подтверждение рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлен отчет от 15.05.2013 N 51/3/05-13 об оценке объектов недвижимости, согласно которому рыночная стоимость земельных участков составляет: кадастровый номер 58:19:000000:58 - 24 397 000 руб.; кадастровый номер 58:19:000000:60 - 13 980 000 руб.; кадастровый номер 58:19:000000:61 - 22 176 000 руб.
Нормами статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Статьей 24.16 Закона об оценочной деятельности определено, что в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2014 г. N Ф06-10455/13 по делу N А49-4397/2013