г. Казань |
|
20 июня 2014 г. |
Дело N А65-17304/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Карповой Н.Н. (доверенность от 16.09.2013 N 0202/13)
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2013 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А65-17304/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124), г. Москва, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - Кадастровая палата) о признании незаконным решения от 11.06.2013 N РКФ-16/17-2013-4207 "О снятии с государственного кадастрового учета земельных участков", в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:07:130006:3205, а также обязать Кадастровую палату восстановить аннулированные сведения в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:07:130006:3205, площадью 0,0871 га в Альметьевском муниципальном районе после поступления в орган кадастрового учета документов, на основании которых земельный участок с кадастровым номером 16:07:130006:3205 поставлен на государственный кадастровый учет.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель кассационной жалобы указывает, что суды не исследовали вопрос о наличии договора аренды от 10.04.2013 в отношении спорного земельного участка, который имеет значение для принятия решения по существу. Кроме того, при совершении оспариваемых действий была нарушена процедура, предусмотренная письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.11.2012 N 14-9817-НА, а именно, Кадастровой палатой не направлен в регистрирующий орган перечень земельных участков, сведения о которых подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости с целью получения информации о зарегистрированных правах, существующих на момент направления запроса, правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования. Также, по мнению Общества, суд мог применить к спорным отношениями положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) в новой редакции, согласно которой срок для сохранения сведений, носящих временный характер, продлен до пяти лет.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок, расположенный в Кичуйском сельском поселении Альметьевского муниципального района, 10.06.2011 был внесен в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером 16:07:130006:3205 и отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
На основании постановления исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 02.04.2013 N 1426 между исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и Обществом заключен договор аренды указанного земельного участка N МС 04-071-3579-СВ от 10.04.2013 сроком на 49 лет.
С целью государственной регистрации договора аренды земельного участка 06.06.2013 Общество обратилось в Альметьевский отдел Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Решением Кадастровой палаты от 11.06.2013 N РКФ-16/17-2013-4207 земельный участок с кадастровым номером 16:07:130006:3205 был снят с государственного кадастрового учета в соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Полагая, что действия Кадастровой палаты по снятию спорного земельного участка с государственного кадастрового учета нарушают права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре недвижимости.
В силу части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В силу части 1 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, названной нормой регламентировано правило, согласно которому кадастровый учет осуществляется в связи с образованием (созданием), прекращением или изменением объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Пунктом 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости определено, что сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В части 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости (в редакции Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ, действовавшей в рассматриваемый период) определено, что такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае истечения срока действия "временного" статуса сведений государственного кадастра недвижимости и не поступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него.
Таким образом, законодательство о кадастровом учете связывает обязанность органов кадастрового учета по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений, носящих временный характер, именно с фактом отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок по истечении двух лет с даты его постановки на кадастровый учет.
Данная норма закона носит императивный характер и не содержит каких-либо исключений и оговорок для ее применения.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что со дня постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:07:130006:3205 истекло два года и не была осуществлена государственная регистрация права на данный земельный участок, суды обеих инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований Общества, придя к правильным выводам о том, что сведения о земельном участке были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости в соответствии с действующим законодательством. Оспариваемые действия органа кадастрового учета не препятствуют заинтересованным лицам вновь обратиться в уполномоченные органы с заявлением о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка и за государственной регистрацией права на него, следовательно, факт нарушения оспариваемыми действиями прав заявителя отсутствует.
Довод заявителя кассационной жалобы о наличии действующего договора аренды на момент аннулирования записи в отношении спорного земельного участка, не может служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
В силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса).
Поскольку договор аренды земельного участка от 10.04.2013 N МС 04-071-3579-СВ предусматривает срок действия более года, данный договор подлежит государственной регистрации.
Постановлением исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 02.04.2013 N 1426 принято решение о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка в аренду, договор аренды N МС 04-071-3579-СВ с заявителем в отношении спорного земельного участка заключен 10.04.2013, акт приема-передачи земельного участка также датирован 10.04.2013, однако, с заявлением о государственной регистрации договора аренды в регистрирующий орган заявитель обратился лишь 06.06.2013.
Своевременная регистрация договора аренды полностью зависит от действий самого заявителя. Общество не предприняло всех зависящих от него мер по своевременной государственной регистрации договора.
Довод, заявителя кассационной жалобы о том, что в ходе осуществления снятия спорного земельного участка с кадастрового учета нарушена процедура, предусмотренная письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.11.2012 N 14-9817-НА, правомерно отклонен судами, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом.
Невыполнение рекомендаций, изложенных в указанном письме, не привело к нарушению прав заявителя, поскольку по состоянию на 11.06.2013 права на спорный земельный участок не были зарегистрированы, а поэтому Кадастровая палата правомерно сняла земельный участок с государственного кадастрового учета.
Довод заявителя кассационной жалобы о возможности применения к спорным отношениями пункта 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ, отклоняется судом.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ в Закон о государственном кадастре недвижимости, вступили в силу с 01.10.2013, то есть после принятия Кадастровой палатой решения от 11.06.2013 N РКФ-16/17-2013-4207 о снятии земельного участка с кадастровым номером 16:07:130006:3205 с государственного кадастрового учета.
Поскольку Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ не предусмотрено его распространение на отношения, возникшие до введения его в действие, суды правомерно руководствовались ранее действующей редакцией закона.
Иные доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судебных инстанций и по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 по делу N А65-17304/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о возможности применения к спорным отношениями пункта 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ, отклоняется судом.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
...
Изменения, внесенные Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ в Закон о государственном кадастре недвижимости, вступили в силу с 01.10.2013, то есть после принятия Кадастровой палатой решения от 11.06.2013 N РКФ-16/17-2013-4207 о снятии земельного участка с кадастровым номером 16:07:130006:3205 с государственного кадастрового учета.
Поскольку Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ не предусмотрено его распространение на отношения, возникшие до введения его в действие, суды правомерно руководствовались ранее действующей редакцией закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 июня 2014 г. N Ф06-6774/13 по делу N А65-17304/2013