г. Казань |
|
19 июня 2014 г. |
Дело N А55-23230/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Войцех А.В. (доверенность от 01.08.2013)
третьего лица - Притулиной Е.А. (доверенность от 09.01.2014 N 5)
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-23230/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "СПИН-СПОРТ", г. Самара (ОГРН 1036301034384), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица: Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "СПИН-СПОРТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 30.05.2011 N 111/14, содержащегося в сообщении от 24.09.2013 N 09/059/2013-31.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что мотивами отказа в регистрации договора аренды послужило отсутствие в договоре указание на категорию земель, к которой относится лесной участок, отсутствие регистрации права федеральной собственности на лесной участок, что не позволяло судам давать правовую оценку договору аренды лесного участка и решению Министерства о переоформлении договора аренды. Договор аренды лесного участка от 30.05.2011 N 111/14 не является актом нового предоставления лесного участка, а является лишь юридическим действием по приведению первоначального договора аренды участка лесного фонда от 01.06.1994 в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 10.06.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 11 ч. 00 мин. 18.06.2014. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федерального арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Обществом и Ставропольским парклесхозом был заключен договор на аренду участков лесного фонда от 01.06.1994 для культурно-оздоровительных целей, на срок с 01.06.1994 по 01.06.1999.
На основании решения Министерства от 17.05.2011 N 6 о приведении договора на аренду участков лесного фонда от 01.06.1994 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, между Обществом (арендатор) и Министерством (арендодатель) был подписан договор аренды лесного участка от 30.05.2011 N 111/14, площадью 2 га, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Тольяттинское лесничество, квартал 58 выделы 1, 2, 4, 33, 6, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 31, 18. Срок действия договора установлен с 01.06.1999 по 01.06.2043.
Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 30.05.2011 N 111/14.
Сообщением от 24.09.2013 N 09/059/2013-31 Управление Росреестра в совершении регистрационных действий отказало, со ссылкой на отсутствие в договоре указания на категорию земель, к которой относится лесной участок, а также на отсутствие регистрации права федеральной собственности на лесной участок.
Ссылаясь на то, что отказ в государственной регистрации договора аренды нарушает права и законные интересы Общества в сфере землепользования, создает препятствие по возникновению прав арендатора в установленном порядке, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30-30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Судами установлено, что договор аренды от 30.05.2011 N 111/14 заключен в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, который предусматривает обязательное проведение торгов.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный договор заключен в порядке переоформления договора аренды от 01.06.1994, а не является актом нового предоставления лесного участка, подлежит отклонению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Таким образом, Договор аренды от 01.06.1994 должен был быть приведен в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации до 01.01.2009.
Однако на основании заявления Общества от 19.04.2011 решение о переоформлении договора на аренду участков лесного фонда от 01.06.1994 на договор лесного участка было принято Министерством 17.05.2011, то есть после 01.01.2009, а также по истечении срока действия договора от 01.06.1994.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.02.2012 N 13269/11, договоры аренды лесных участков, заключенные после 01.01.2009, не могут квалифицироваться в качестве договоров, заключенных в порядке переоформления.
Переоформление договора аренды лесных участков, основанное на нормах Лесного кодекса Российской Федерации, может быть проведено в отношении только тех договоров, срок действия которых не истек.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатор, ранее заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке реализации преимущественного права добросовестного арендатора на заключение договора аренды на новый срок.
Таким образом, спорный земельный участок должен был быть выставлен на торги для заключения договора аренды по истечении срока действия договора от 01.06.1994.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что договор аренды от 30.05.2011 N 111/14, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а у Управления Росреестра отсутствовали основания для государственной регистрации договора аренды, противоречащего требованиям законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Совокупность условий, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого отказа регистрирующего органа, в рассматриваемом случае отсутствует, в связи с чем судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судебных инстанций и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу N А55-23230/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатор, ранее заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке реализации преимущественного права добросовестного арендатора на заключение договора аренды на новый срок.
Таким образом, спорный земельный участок должен был быть выставлен на торги для заключения договора аренды по истечении срока действия договора от 01.06.1994.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что договор аренды от 30.05.2011 N 111/14, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а у Управления Росреестра отсутствовали основания для государственной регистрации договора аренды, противоречащего требованиям законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2014 г. N Ф06-6483/13 по делу N А55-23230/2013