г. Казань |
|
16 июня 2014 г. |
Дело N А72-9270/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Миги Л.А. (доверенность от 09.01.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2013 (судья Каргина Е.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-9270/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дизель", Ульяновская область (ИНН 7325031389, ОГРН 1027301185284) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области от 05.06.2013 N 16-10-10/07925 в части доначисления налога на прибыль за 2010 год в размере 1 000 000 рублей, начисления соответствующих сумм пеней и налоговых санкций,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дизель", Ульяновская область (далее - ООО "Дизель", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Ульяновской области, налоговый орган, инспекция) от 05.06.2013 N 16-10-10/07925 в части доначисления налога на прибыль за 2010 год в размере 1 000 000 рублей, начисления соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 2 по Ульяновской области с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и отказать в удовлетворении заявления. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку субсидии, полученные ООО "Дизель" до 01.01.2011, подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме в периоде их поступления на расчетный счет налогоплательщика. По мнению инспекции, денежные средства, полученные заявителем, являются его доходом и не могут быть отнесены к средствам целевого финансирования согласно пункту 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не включены в перечень поступлений, указанных в названном пункте.
Заявитель по делу, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Дизель" за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 07.05.2013 N 16-10-10/01429 дсп.
По результатам рассмотрения материалов проверки ответчиком вынесено решение от 05.06.2013 N 16-10-10/07925, которым заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122, по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов на сумму 257 791 рублей 89 копеек.
Также указанным решением обществу к уплате начислены: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество в общей сумме 1 174 085 рублей 46 копеек, налог на доходы физических лиц (в качестве налогового агента) в сумме 60 452 рублей, пени по этим налогам в сумме 262 715 рублей 50 копеек.
В обоснование правомерности вынесенного решения инспекция сослалась на допущенные заявителем нарушения подпункта 2 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло занижение суммы внереализационного дохода за 2010 год на сумму полученных субсидий в размере 5 000 000 рублей, и, соответственно, суммы налога на прибыль за 2010 год - на 1 000 000 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области решение инспекции от 05.06.2013 N 16-10-10/07925 утверждено, апелляционная жалоба ООО "Дизель" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования ввиду следующего.
В соответствии с Программой развития малого и среднего предпринимательства Ульяновской области на 2005-2010 годы, утвержденной Законом Ульяновской области от 19.05.2005 N 042-ЗО, Порядком предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся юридическими лицами и осуществляющими инновационную деятельность, субсидий в целях возмещения части затрат или недополученных доходов, связанных с осуществлением такой деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 08.12.2010 N 427-П, ООО "Дизель" в 2010 году перечислены субсидии согласно заключенному с Министерством экономики Ульяновской области договору от 15.12.2010 N 453 в размере 5 000 000 рублей на финансирование проекта "Разработка и производство многоцелевых самолетов легкого класса".
Поступление субсидий на расчетный счет ООО "Дизель" подтверждается платежными поручениями от 27.12.2010 N 848 на сумму 1 000 000 рублей и от 30.12.2010 N 405 на сумму 4 000 000 рублей.
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что заявителем в 2010 году сумма полученных субсидий в целях налогообложения в доходы не включена.
До осуществления соответствующих расходов денежные средства, перечисленные на расчетный счет заявителя, отражались заявителем согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н по счету бухгалтерского учета 86 "Целевое финансирование", и принадлежали распорядителю бюджетных средств.
Суды обоснованно заключили, что поступление субсидии в 2010 году на банковский счет общества не означает, что данные денежные средства поступили в его собственность. При этом суды правомерно указали, что, учитывая условия предоставления рассматриваемой субсидии, а именно - необходимость осуществления соответствующих расходов при реализации указанных в договоре с Министерством экономики Ульяновской области от 15.12.2010 N 453 мероприятий, данная субсидия может считаться доходом только после того, как средства будут использованы, и представлены отчеты о расходовании бюджетных средств с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом.
Включение в состав доходов сумм субсидии, перечисленных на счет заявителя, до осуществления в соответствии с вышеназванным договором расходов противоречит положениям статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку до осуществления таких расходов данные суммы субсидии не являются собственностью организации-получателя, а являются бюджетными средствами, в связи с чем не могут быть включены в состав доходов для целей исчисления налога на прибыль.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, расходы на те цели, на которые выделялась субсидия, понесены заявителем в 2011 году.
Об использовании целевых бюджетных средств в 2011 году ООО "Дизель" представлены финансовые отчёты Министерству экономики Ульяновской области.
Согласно заключению комиссии по проверке договорных обязательств ООО "Дизель", созданной в соответствии с Распоряжением Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области (акт от 24.05.2013), денежные средства, выделенные в виде субсидии на реализацию проекта "Разработка и производство многоцелевых самолетов легкого класса", потрачены правомерно в 2011 году и на цели, предусмотренные договором о предоставлении субъекту малого (среднего) предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидии, в соответствии со сметой расходов проекта.
Поскольку основанием для возникновения налоговой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который возможно оценить (статья 271 Налогового кодекса Российской Федерации) в рассматриваемом случае специфика правоотношений не позволяла налогоплательщику определить в момент поступления на расчетный счет в 2010 году бюджетных ассигнований размер причитающейся ему суммы.
При неиспользовании до 15.12.2011 бюджетные средства подлежали бы возврату в областной бюджет на лицевой счет Министерства экономики Ульяновской области (пункт 3.2.1 договора от 15.12.2010 N 453).
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что в данной ситуации бюджетные средства, исходя из условий их предоставления, не являлись собственностью заявителя до осуществления соответствующих расходных мероприятий реализации проекта "Разработка и производство многоцелевых самолетов легкого класса", и не подлежали включению в состав дохода за 2010 год для целей налогообложения налогом на прибыль.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А72-9270/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование правомерности вынесенного решения инспекция сослалась на допущенные заявителем нарушения подпункта 2 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло занижение суммы внереализационного дохода за 2010 год на сумму полученных субсидий в размере 5 000 000 рублей, и, соответственно, суммы налога на прибыль за 2010 год - на 1 000 000 рублей.
...
Включение в состав доходов сумм субсидии, перечисленных на счет заявителя, до осуществления в соответствии с вышеназванным договором расходов противоречит положениям статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку до осуществления таких расходов данные суммы субсидии не являются собственностью организации-получателя, а являются бюджетными средствами, в связи с чем не могут быть включены в состав доходов для целей исчисления налога на прибыль.
...
Поскольку основанием для возникновения налоговой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который возможно оценить (статья 271 Налогового кодекса Российской Федерации) в рассматриваемом случае специфика правоотношений не позволяла налогоплательщику определить в момент поступления на расчетный счет в 2010 году бюджетных ассигнований размер причитающейся ему суммы."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2014 г. N Ф06-11185/13 по делу N А72-9270/2013