Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. N Ф06-2285/11
г. Казань
28 апреля 2011 г. |
Дело N А55-19967/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Белоусова Д.В. (доверенность от 01.01.2011 N 75/01-23)
ответчика - Притулиной Е.А. (доверенность от 11.01.2011 N 5)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара", г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011 (председательствующий судья Попова Е.Г, судьи Филиппова Е.Г., Семушкин В.С.
по делу N А55-19967/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, о признании недействительными предписаний,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (далее - ООО "Газпром трансгаз Самара", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными в части, обязывающей заключить договоры аренды лесных участков, предписаний Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство) об устранении нарушений лесного законодательства от 30.06.2010 по Красноярскому лесничеству, от 02.08.2010 по Ставропольскому лесничеству, от 03.08.2010 по Рачейскому лесничеству, от 19.07.2010 по Большеглушицкому лесничеству, от 03.08.2010 по Волжскому лесничеству, от 03.08.2010 N 3 по Шигонскому лесничеству, от 29.07.2010 N 14 по Сергиевскому лесничеству, от 27.07.2010 N 3 по Шенталинскому лесничеству, от 26.07.2010 по Клявлинскому лесничеству, от 22.07.2010 N 5 по Нефтегорскому лесничеству, от 03.08.2010 по Кинельскому лесничеству, от 23.07.2010 по Похвистневскому лесничеству, от 28.07.2010 N 07/2010-01 по Кинель-Черкасскому лесничеству, от 02.08.2010 по Ново-Буянскому лесничеству.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2010 заявленные ООО "Газпром трансгаз Самара" требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2010 отменено, принят новый судебный акт об отказе ООО "Газпром трансгаз Самара" в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Газпром трансгаз Самара" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром трансгаз Самара" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Министерства просил постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 21.04.2011. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет.
Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением Министерства от 24.06.2010 N 316 в отношении ООО "Газпром трансгаз Самара" была проведена плановая проверка соблюдения лесного законодательства.
По результатам проверки в отношении ООО "Газпром трансгаз Самара" вынесены следующие предписания: (от 30.06.2010) по Красноярскому лесничеству, (от 02.08.2010) по Ставропольскому лесничеству, (от 03.08.2010) по Рачейскому лесничеству, (от 19.07.2010) по Большеглушицкому лесничеству, (от 03.08.2010) по Волжскому лесничеству, (от 03.08.2010 N 3) по Шигонскому лесничеству, (от 29.07.2010 N 14) по Сергиевскому лесничеству, (от 27.07.2010 N 3) по Шенталинскому лесничеству, (от 26.07.2010) по Клявлинскому лесничеству, (от 22.07.2010 N 5) по Нефтегорскому лесничеству, (от 03.08.2010) по Кинельскому лесничеству, (от 23.07.2010) по Похвистневскому лесничеству, (от 28.07.2010 N 07/2010-01) по Кинель-Черкасскому лесничеству, (от 02.08.2010) по Ново-Буянскому лесничеству.
В указанных предписаниях Министерство обязывает ООО "Газпром трансгаз Самара" заключать договоры аренды на лесные участки занимаемые линейными объектами общества (под эксплуатацию магистрального газопровода), путем подачи заявления в Министерство в соответствии с Порядком подготовки заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48.
Основанием для выдачи предписаний Министерством указаны статьи 9, 43, 45, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (утвержден приказом Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2010 N 28), Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки местонахождения полезных ископаемых (утвержден приказом Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 24.04.2007 N 109).
ООО "Газпром трансгаз Самара" осуществляет транспортировку газа по магистральным газопроводам Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Саратовской, Пензенской областей, Республик Мордовия и Татарстан.
Оспаривая предписания Министерства, ООО "Газпром трансгаз Самара" считает, что для осуществления эксплуатации магистральных газопроводов, в том числе для осуществления обязанности по противопожарной расчистке охранных зон от древесно-кустарниковой растительности, аренда лесных участков не требуется.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 90 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут представляться земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта надземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
В пункте 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что границы охранных зон на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении или работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Из содержания пунктов 4.1, 4.3 Правил охраны магистральных трубопроводов (утверждены постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9), регулирующих порядок эксплуатации магистральных трубопроводов, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) вдоль трасс трубопроводов устанавливаются охранные зоны.
Пунктами 4.2, 4.3 Правил охраны магистральных трубопроводов не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований указанных правил.
Обязанность заключить договоры аренды на подземные магистральные газопроводы названными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Статьей 90 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф.
Согласно части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами, оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагаются на соответствующий орган или должностное лицо.
Спорные предписания Министерства, вынесенные на основании статьи 96 пункта 4.3. Лесного кодекса Российской Федерации, не содержат ссылки на Федеральный закон, обязывающий заключить договор аренды на подземные магистральные газопроводы.
На основании изложенного выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не учтено, что предметом спора арбитражного дела N А55-12247/2009 было заключение договора аренды земельных участков под воздушными линиями электропередач, т.е. на эксплуатацию наземных объектов - опор линии электропередач.
По настоящему делу оспариваются предписания Министерства по заключению договора на подземные магистрали газопроводов.
В силу статьи 287 Министерства неправильное применение норм права является основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Министерства, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011 по делу N А55-19967/2010 отменить, решение Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2010 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 90 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф.
Согласно части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
...
Спорные предписания Министерства, вынесенные на основании статьи 96 пункта 4.3. Лесного кодекса Российской Федерации, не содержат ссылки на Федеральный закон, обязывающий заключить договор аренды на подземные магистральные газопроводы.
На основании изложенного выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не учтено, что предметом спора арбитражного дела N А55-12247/2009 было заключение договора аренды земельных участков под воздушными линиями электропередач, т.е. на эксплуатацию наземных объектов - опор линии электропередач."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. N Ф06-2285/11 по делу N А55-19967/2010
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2285/11
18.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12624/11
19.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7339/11
15.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7339/11
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7339/11
31.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7339/11
28.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2285/11
04.02.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14498/2010