Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. N Ф06-2611/11
г. Казань
28 апреля 2011 г. |
Дело N А55-21080/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
ответчика - Леденцовой А.С. доверенность от 13.01.2011 N 05-13/00300,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2010 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-21080/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Степанова Михаила Михайловича, г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары, г. Самара, о признании незаконным решения регистрирующего органа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Степанов Михаил Михайлович (далее - ИП Степанов М.М., заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары (далее - регистрирующий орган) от 15.07.2010 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем осуществления государственной регистрации прекращения деятельности Степанова М.М. в качестве индивидуального предпринимателя и внести об этом соответствующую запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение регистрирующего органа от 15.07.2010 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и обязал регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации прекращения деятельности Степанова М.М. в качестве индивидуального предпринимателя и внести об этом соответствующую запись в ЕГРИП.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, регистрирующий орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке, установленном статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя регистрирующего органа, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, гражданин Степанов М.М. зарегистрирован в Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары в качестве индивидуального предпринимателя 13.07.2009 с присвоением ОГРН 309631919400020, что подтверждено свидетельством от 13.07.2009 серии 63 N 005052858 о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
08 июля 2010 г. ИП Степанов М.М. обратился в регистрирующий орган с нотариально удостоверенным заявлением по форме Р26001 о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, приложив необходимые документы в соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Факт представления заявителем в регистрирующий орган указанных документов подтвержден распиской от 08.07.2010 N 1318, форма Р26001.
По результатам рассмотрения представленных ИП Степановым М.М. на государственную регистрацию документов, 15.07.2010 регистрирующим органом принято решение от 15.07.2010 об отказе предпринимателю в осуществлении (проведении) государственной регистрации.
Основанием для вынесения данного решения является вывод регистрирующего органа об отсутствии среди представленных ИП Степановым М.М. для государственной регистрации документов, подтверждающих представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", со ссылкой на подпункт "А" пункта 1 статьи 23 Закона государственной регистрации.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из их доказанности и обоснованности. При этом судебные инстанции исходили из следующих обстоятельств.
Согласно статье 22.3 Закона о государственной регистрации государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (часть 1).
Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (часть 7).
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона (часть 8).
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи (часть 9).
В части 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 20 или частью 4 статьи 22.1 данного Федерального закона, несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами, подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
В соответствии с абзацем восьмым статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном учете), индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
Пункт 1 статьи 10 Закона об индивидуальном учете определяет, что сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 Закона устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.
Таким образом, Закон об индивидуальном учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Между тем, судами предыдущих инстанций было установлено, что ИП Степанов М.М. не является работодателем в отношении каких-либо физических лиц и обязанность по представлению реестра застрахованных лиц у него отсутствует.
Выводы судебных инстанций не противоречат материалам дела и установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций о том, что поскольку действующим законодательством Российской Федерации не установлена форма документа, подтверждающая представление в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений, указанных в пункте "В" части 1 статьи 22.3 Закона о государственной регистрации, предприниматель имел право предъявить в регистрирующий орган сведения для индивидуального лицевого счета застрахованного лица с наличием оттиска штампа, содержащего дату и входящий номер.
Как установлено судами, заинтересованным лицом данный факт не опровергнут.
С учетом положений части 5 статьи 200 АПК РФ судебные инстанции пришли к правомерным выводам о том, что регистрирующий орган не представил суду надлежащих доказательств правомерности принятия им оспариваемого ненормативного правового акта и соответствии его положениям Закона о государственной регистрации.
Таким образом, у регистрирующего органа не было законных оснований для отказа заявителю в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Довод в кассационной жалобе регистрирующего органа на вступивший в законную силу судебный акт по делу N А55-20773/2010, на который не указал в своем постановлении апелляционный суд, подлежит отклонению, поскольку в силу статьи 69 АПК РФ не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка выводов судебных инстанций не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу норм статей 286, 287 АПК РФ.
Доводов, опровергающих установленные по делу обстоятельства, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судами не было допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 по делу N А55-21080/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 1 статьи 10 Закона об индивидуальном учете определяет, что сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 Закона устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.
...
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
...
Выводы судебных инстанций не противоречат материалам дела и установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций о том, что поскольку действующим законодательством Российской Федерации не установлена форма документа, подтверждающая представление в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений, указанных в пункте "В" части 1 статьи 22.3 Закона о государственной регистрации, предприниматель имел право предъявить в регистрирующий орган сведения для индивидуального лицевого счета застрахованного лица с наличием оттиска штампа, содержащего дату и входящий номер."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. N Ф06-2611/11 по делу N А55-21080/2010 учет - индивидуальный предприниматель)